Главная > Авторские колонки > Миссионерство среди славян-язычников

Миссионерство среди славян-язычников

Скачать полностью (491)

Религиовед Железняк С.Е.

МИССИОНЕРСТВО СРЕДИ СЛАВЯН-ЯЗЫЧНИКОВ

1. Актуальность миссии среди славян.

Миссионерство среди славян-язычников началось еще в середине 1-го тысячелетия. Как известно, славяне имели постоянные контакты с Константинополем, так как заселяли весьма большой регион, граничащий с Византийской империей на северных Балканах и на северном побережье Черного моря. Результатом такого соседства было знакомство славян с православием. Некоторые славяне принимали христианство. По некоторым данным известный подвижник и Запада и Востока Иоанн Кассиан Римлянин был славянином (скифом) . Однако первоначальная миссия не имела постоянного и систематического характера. Возможно, что славянские племена в то время были еще не готовы в своей массе к принятию христианства, а возможно и то, что для сердца славян не был в то время подобран наиболее подходящий «ключ».
Между тем, влияние христиан в мире все более усиливается. Славянские племена «наступают на пятки» германским и мы все прекрасно знаем, что случилось с Западной Римской империей вследствие этого. Потенциал славян растет год от года, к каждому столетию. Привить славян к древу христианства в это время – это дать возможность передать духовную эстафету новому народу, полному творческих сил. Это и было сделано греками на рубеже I-II тысячелетий.
В нынешнее время миссия среди славян остается актуальной. В результате гонений на Церковь и откровенный геноцид русского народа в XX веке резко сократилось население России. Православие в нынешнее время в полном упадке. Во многом ситуация напоминает итоги монголо-татарского нашествия и разрухи, вызванной им. Спасение некогда великого православного народа от полного уничтожения, попытки которого многократно предпринимались, лежит на Русской Православной Церкви, которой и вверена духовная забота, опека России.
Уже экспериментальным, опытным путем подтверждено, что тот образ жизни, который заповедан Богом, те предписания, которые настоятельно советует Церковь своим чадам спасительны для нации . Причем учеными определено даже то, что многие сектантские практики негативно влияют на физическое здоровье человека . Что касается демографического кризиса, то он не имеет отношения к православным семьям, да и сама беременность и роды у верующих людей протекают с минимальными отклонениями от нормы . Все это говорит о том, что без православия невозможно спасти Россию. Да и не мыслима Россия без православия, русская культура укоренена в Церкви и отторжение нашего Отечества от Церкви равносильно его уничтожению.
Несмотря на то, что подавляющее большинство населения России считают себя христианами, православными, более половины из них на самом деле таковыми не являются, так как живут вне Церкви, нисколько не помышляя о Боге, о своем спасении совершенно не радеют. Само православие воспринимается как национальное, родовое верование, а храм со священнослужителями – как «лавка чудес» со штатом требоисполнителей, т.е. совершенно по-язычески. Увы, не мало и таких, которые и никогда не были крещены, и воспитаны были неверующими родителями и воспитателями.
Отсюда вытекает необходимость как внутренней, так и внешней миссии на территории России. Внутренней миссии – ради научения, наставления тех, кто будучи крещенным в православии, является носителем духовных болезней – множества суеверий. Внешняя миссия – ради приведения ко Христу тех, кто в сущности полностью отпал от Церкви, или же никогда и не был в ней.

2. Обзор миссии свв. Кирилла и Мефодия.

Братья Константин (в монашестве – Кирилл) и Мефодий были родом из Солуни. И в самом городе, и в его окрестностях в то время уже проживало много славян, и с детства братья были двуязычны – кроме родного греческого владели македонским славянским диалектом.
В 862 году моравский князь Ростислав направляет в Константинополь послов с просьбой отправить к нему миссионеров, которые могли бы помочь ему в укреплении христианства на славянских землях. Патриарх Фотий немедленно откликается на эту просьбу, тем более, что это затрагивало и другие интересы – необходимость противостоять культурной и политической экспансии Германии.
Было решено направить с этой миссией Константина и Мефодия – Константин был прекрасно образован, Мефодий зарекомендовал себя хорошим дипломатом, оба они уже показали себя во время хазарской миссии и, что не маловажно, хорошо владели славянским языком.
Константин перед отправкой в моравские земли работает над созданием славянской азбуки, грамматики, переводит на славянский язык Священное Писание и Богослужение.
Итак, трудами Константина составляется азбука, переводится Евангелие, прежде всего воскресные и праздничные чтения, Апостол, некоторые богослужебные тексты. В то время это было непросто. Большая сложность заключалась в том, что в Европе (и не только там) существовало мнение, что есть лишь три священных языка: еврейский, латинский и греческий. Все остальные народы должны служить Богу на этих языках. Было опасение в том, что его не поймут, более того, обвинят в ереси. Он собирает соратников и отправляется к князю Ростиславу. Понемногу у него появляются ученики и помощники: Климент, Наум, Ангеларий, Савва, Лаврентий и, конечно, Мефодий.
Не известно было, разрешат ли ему донести до славянского народа Богослужение и Священное Писание на их родном языке. Но это ему было дано. Князь его поддерживает, и он получает признание при дворе, получает союзников, учеников – и не только в вере, но и в государственном плане.
Из Рима с некоторое задержкой приходит не возражение против этой деятельности. Из Константинополя идет моравскому князю послание: «Бог, Иже велит всякому, дабы в разум истины пришли и на больший чин подвиг, видя веру твою и совет, сотворил ныне и в наше лето явле буквой ваш язык, егоже не ведаше было». В благословении патриарха и послании императора было указано, что через Кирилла дана грамота и духовное просвещение моравскому народу.
Конфликт с местным духовенством (поставленным из Германии) назревает: Баварский архиепископ теряет паству, немецким священникам приходится уходить, а в Моравии принимают тех священников, которые готовы служить на моравском языке.
Итак, этот конфликт переходит в Рим; римский папа переводит Моравскую землю из ведения немецких епископов в ведение епископа итальянского, Венецианского. И теперь, как сказано в житии, «Должен был Кирилл бранитися» - прежде всего с латинскими архиереями и священниками. Споры эти оканчиваются ничем.
Интенсивно идет обучение и подготовка учеников. Как указывается в житии, ученики научаются богослужению – утрени, вечерне, часам и литургии. В этом видится основа всякого духовного просвещения и богословия – византийская Литургия. Из учеников выделяется Горазд - он хорошо знает латинский язык (видимо, окончил какое-то учебное заведение в Европе). Так проходят три года.
Чтобы противостоять латинскому священству, надо было сделать священниками учеников. Его же епископ – в Венеции, поэтому он собирается туда вместе с учениками, чтобы рукоположить их для службы на родном славянском языке. И, хотя абсолютно всё против, и по-человечески надежды не много на то, что что-то удастся, Константин, тем не менее, отправляется в Италию. С собой он берет мощи св. Климента, папы Римского, которые он обрел в Крыму. Прощаясь с князем Ростиславом, Константин отказывается от подарков, предлагаемых ему и просит только отпустить на свободу 900 пленников (возможно, греков). Подобное он сделал еще во время своей хазарской миссии – тогда он убедил освободить 200 невольников.
Путь в Венецию лежит через Венгрию, по земле князя Кацая (Коцела), по земле полонской. Князь торжественно встречает братьев, и они живут у него около месяца. За это время удается собрать до 50 новых учеников, и все, что можно, передать им за это короткое время.
Собор итальянских епископов (их было около 20 и еще около 200 священников и монахов) тщательно готовился к встрече с Константином. О рукоположении священников речи быть не могло. Константину был задан вопрос: «Как это ты ныне дерзнул изобрести славянам книги и научить по ним? Посмотри на древние времена – никто не делал тогда ничего подобного: ни апостолы, ни римские папы, ни великие учители Григорий Богослов, Августин, Иероним. Неужели не известно тебе вместе с нами, что языков, которые достойны славить Бога, только три: еврейский, эллинский, латинский?». На это Константин ответил: «Вы говорите об апостолах, папе римском, святых отцах, а вот посмотрите сначала на Бога. Дождь от Него не одинаково ли льет на всех людей и солнце от него сияет, и ветер дышит. Точно так не на всех ли, перед Ним все равны. Как же вы не стыдитесь признать право только за тремя народами и приказывать всем остальным народам быть глухими и слепыми. Скажите, не считаете ли вы Бога бессильным, что Он не может дать грамоту другим народам, или завистливым, что Он не хочет ее дать им?».
Итальянские епископы и священники не могут ему противостоять, а с другой стороны, не могут его и принять. В результате он едет с учениками в Рим, где его торжественно встречает духовенство во главе с папой. Папа Адриан II не только торжественно встречает их, но и повелевает отслужить литургию на славянском языке несколько раз в римских храмах, а славянское Евангелие было положено в на престол базилики Марии. Таким образом славянский язык был легитимизирован в Риме. В Риме Константин живет около трех месяцев. За это время он знакомится со всеми видными людьми столицы Италии – и со священниками, и со знатью, и с простолюдинами. К нему приходят евреи и пытаются с ним состязаться в спорах о вере.
В результате путешествия в Рим была одержана победа – было разрешено Папой служить на славянском языке, были рукоположены три священника и три иподиакона. Константин чувствует приближение смерти и поэтому за 50 дней до смерти он принимает монашеский постриг с именем Кирилла. Перед смертью он так обращается к брату Мефодию: «Вот, брат, мы были с тобой парою волов, пахавших одну борозду. Я на гряде падаю, скончав свой день, а ты крепко любишь гору Олимп. Неужели полосе нашей после меня остаться также недопаханной? Нет. Мое тебе крепкое завещание: никоим образом не моги ради горы Олимп оставить сего нашего учения, ибо последним скорее спасен будешь, чем первым (т.е. подвигом монашеским)». Мефодий обещает ему не уходить в Грецию, на Олимп, в свой монастырь, а идти заканчивать дело, которое они начали, и обещает закончить перевод Св. Писания на славянский язык. Похоронен был св. Кирилл в Риме, в 869 году.
В это же время приходит к папе послание от венгерского князя Коцела, через земли которого Константин и Мефодий шли в Венецию. Он просит папу прислать Мефодия и других учеников Кирилла. Папа тут же соглашается, но с условием, чтобы они шли не только в княжество Коцела (Паннонскую землю), но и к Ростиславу и Святославу Моравским и другим моравским князьям. «Не тебе единому токмо, но и всем странам тем словенским шлю учителя от Бога, и от святаго апостола Петра, наставника, ключи имеющего Царствия Небеснаго». То есть Мефодия он направляет как посланника ап. Петра.
У князя Коцела идет широко проповедь Мефодия, уже священника, и других учеников Кирилла. Идет проповедь и у князя Ростислава и других князей; дело Богослужения на славянском языке ширится. Тогда князь Коцел направляет папе следующую просьбу: он просит изъять свою область из ведения немецкого митрополита Зальцбургского и перевести в непосредственное подчинение папы римского, рукоположив Мефодия во епископы Паннонские. В свое время области эти действительно подчинялись непосредственно папе римскому.
Получив предварительное согласие, Мефодий отправляется в Рим в сопровождении 20 мужей, где посвящен папой во епископа Паннонского. Он возвращается в Паннонскую землю, к князу Коцелу, и начинается борьба не на жизнь, а на смерть с немецкими епископами, князьями и королем, продолжавшаяся до самой смерти Мефодия.
Вскоре он попадает на суд к немецким епископам. Зальцбургский архиепископ не признает решения папы. Вместе с немецким королем они после суда пленяют Мефодия и заточают в тюрьме в Швабию. Потребовалось вмешательство папы с угрозой остановить отлучения всей Германии от Церкви, чтобы Мефодий был освобожден.
Недолго оставалось уже жить Мефодию. И ему удается на восемь месяцев отойти от всех дел и закончить то, что он обещал Кириллу - завершить перевод Библии. Были переведены все книги Библии, за исключением Маккавейских, Номоканон и некоторые творения святых отцов. К празднику Димитрия Солунского Мефодий заканчивает работу и торжественно празднует этот день как день окончания перевода Библии на славянский язык. Он благодарит Бога, давшего ему благодать при таком труде. Мефодий умирает во вторник на Страстной неделе 885 г. Погребение его совершили на трех языках: латинском, греческом и славянском.
После его смерти указом папы Стефана, уступившего давлению немцев, славянская миссия была ликвидирована, а ученики св. Мефодия изгнаны из Моравии. И, хотя миссия святых Кирилла и Мефодия не удалась среди западных славян, она принесла неожиданные плоды среди южных славян. Южные славяне все более и более обращают свой духовный взор ко Христу. Болгарский царь Борис, в 865 году получивший крещение, очень нуждался в миссионерах и поэтому, когда ученики свт. Мефодия достигли Болгарского царства, они были радушно встречены царем Борисом. Ученики св. Мефодия Климент и Наум ежедневно консультировали Бориса, продолжали переводить богослужебные книги, совершали богослужение. В 893 году Климент был поставлен в епископы Охридские .

3. Обзор миссии в Киевской Руси.
Массовому крещению Руси предшествовало достаточно длительное знакомство восточных славян с христианством. В летописях описывается посещение апостолом Андреем киевских высот. Есть историки, которые это отвергают, есть и те, которые принимают как мало вероятное, но все же, возможное. Тем не менее, уже установлено, что христиане на северном побережье черного моря были с первого века, в третьем веке существовала в низовьях Дуная скифская епархия. В этом длительном периоде можно выделить три конечных знаменательных события: Фотиево крещение Руси, обращение княгини Ольги и крещение Владимира. В это время христианство из частной и терпимой религии становится государственной.
Во времена патриаршества Фотия Русь совершила набег на Византию. Константинополь был осажден, к нему подошло около двух сотен кораблей, ведомых князьями Аскольдом и Диром. Патриарх и народ уповали только на чудо, так как войско греков было на войне с агарянами (арабами). Патриарх после молитвы во Влахернском соборе опустил в воды залива ризу пресвятой Богородицы и началась буря, разметавшая весь княжеский флот. Византийский источник добавляет об этом «испытавши, таким образом гнев Божий по молитвам Фотия росы возвратились в отечество, и спустя немного времени прислали послов в Константинополь просить крещения. Их желание было исполнено: к ним послан был епископ». С этого момента история Руси неразрывно уже связана с христианством. Спустя несколько десятков лет, в 945 году князь Игорь с дружиной заключил договор с греками. По этому договору часть воинов клянется именем языческих богов, а часть клялась при киевской соборной Церкви св. Ильи. Это указывает на достаточную распространенность христианства не только среди простого народа, более благосклонного к новой вере, но среди княжеской дружины. И, что весьма интересно, крещенные ставятся везде на первое место. Место клятвы для христиан – соборная церковь, что говорит о наличии в Киеве и других церквей.
В 957 году принимает крещение русская княгиня Ольга. Она отправляется с посольством в Константинополь и там принимает крещение. Почему она решила креститься именно там, если и в Киеве были церкви, и рядом с ней был некий пастырь Григорий? Скорее всего, здесь преследовалась двойная цель: через такое крещение духовно породниться с императором, который и стал ее восприемником от купели, а во вторых, попытаться найти для сына Святослава достойную пару, и через все это упрочить связи с империей. Княгиня Ольга принимает крещение с именем Елена, с нею также крестятся многие из ее свиты. По возвращении она предпринимает поездки по стране с миссионерской целью. В это время число христиан в Киеве значительно увеличивается. Княгиня Ольга строит в Киеве храм Софии, который по замыслу должен стать главной церковью. Кроме этого, она посылала немалые средства на строительство храма во Пскове. Предпринимала и попытки к обращению своего сына, но, увы, безуспешно. Удается ей лишь несколько расположить сына, оставаясь язычником, он не возбранял никому креститься .
В 988 году принимает крещение князь Владимир, младший внук Ольги. Он, подобно своей бабке, также обращается в Константинополь, желая не только креститься, но и лично породниться с императором. Чтобы подтолкнуть императора к этому решению, он занимает город Корсунь и получив согласие от императора, крестится. Интересно отметить необычайное влияние на него Божией благодати: если до крещения он был груб и жесток, весьма охотчив до насилия и убийств, то после крещения прозревает не только телесно (незадолго до крещения он слепнет), но и духовно – становится как заботливая и любящая мать для своего народа. Святой князь призывает весь народ принять крещение, и народ легко откликается. Следующее, что предпринимает князь – это насадить образование в русских землях. Русь языческая была неграмотная, только жрецы-волхвы умели писать и читать на варяжский манер – рунами. Русь православная получает с крещением не только славянскую азбуку, но и всё необходимое для установления высочайшей образованности – на греческий манер. Ускоренными темпами создаются школы при монастырях, при церквях. Анализ новгородских текстов середины XI века свидетельствует, что здесь была по сути, поголовная грамотность – умели писать даже дворовые и посадские дети. Аналогичная ситуация была, разумеется, и в Киеве. О качестве образования свидетельствует письмо Климента Смолятича к пресвитеру Фоме (в нем указывается о возможности получения на Руси образования на уровне высшей греческой школы. Высочайший уровень образованности был, как правило, лишь при кафедрах, а не в каждом городе . Но, ведь и в нынешнее время МГУ только один, в Москве, а духовных академий только две…
Самый ранний период школ и письменности на Руси характеризуется переписыванием книг – их умножением. «Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг … в монастырях на это дело смотрели, как на великий богоугодный подвиг … Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали иноков на восток в Константинополь – в монастырь Студийский и на Афон», а также их корректурой посредством сличения с подлинниками .
Своих детей Владимир специально готовил к просвещению тех уделов, в которые они направлялись. Прибывая в тот или иной город, удельный князь первым делом строил церковь. Вместе с князем в удельный город шли и священники. Просвещение идет по нескольким линиям: князья, духовенство, ученые монахи, купцы. Все они несут достаточно высокую для того времени культуру. После оглашения Киева в 990 году часть духовенства во главе со святителем Михаилом отправляется в Новгород и его окрестности, на следующий год в ростовскую и суздальские земли. За все время правления Руси князем Владимиром православные миссионеры побывали в Полоцке, Турове, земле древлянской, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в пределах муромских .
С самого начала из Киево-Печерской лавры монахи идут от городов по рекам, по дорогам в глухие уединенные места. Идут из Новгорода, Пскова, Киева, других городов. Идут в одиночку, по двое, по трое. В лесу, на берегах рек, озер ставят келью или выкапывают землянку, а то и обживают дупло, и начинается монашеский подвиг – подвиг молитвы, трудничества и постничества. Они обрабатывают землю, ловят рыбу - словом, живут в трудных условиях.
Монашество устрояет быт, основанный на монашеском уставе, монашеском строе. Монашество руководит народом, является нравственным и духовным авторитетом для народа. Жизнь монашеская становится образцом, закваской для народной жизни. Монахи несли не только духовные, но и гражданские основы жизни. Так кругами расходится христианство по всей России.

4. Возможности современной миссии.
Итак, некогда славянские земли были просвещены верой православной. В нынешнее время ситуация во многом схожа с той, с которой столкнулись первые миссионеры. Их пример у нас перед глазами. Для успешной миссии необходимо помнить о некоторых правилах которые можно найти у просветителей земли русской, земли славянской.
Основные принципы миссионерства
1. «Стать для всех всем, чтобы спасти хотя некоторых», сформулированный апостолом Павлом. Любовь Божия, живущая в человеке, делает его готовым отдать себя целиком на служение Богу, на просвещение. Это мы видим особенно ярко в подвиге жизни Кирилла и Мефодия. Раз взявшись за дело миссии, посвятили себя целиком и без остатка.
2. Проповедь должна вестись понятными, доходчивыми образами. Вспомним опять апостола Павла в Афинах, который говорил: повсему я вижу, что вы люди благочестивые, что вы построили храм неведомому богу. И не отталкивает, а обращает внимание, сердце к тому, что он говорит. Так же и старец Силуан. К нему приходит миссионер и говорит: придя к язычникам, я начинаю им объяснять, какие они нехорошие, как они плохо верят, что они все делают и живут не так, и если не обратятся к Православию, не спасутся, и все будут гореть в огне неугасимом. В результате, конечно, никакого толка. Старец Силуан объясняет ему, как надо доносить любовь Христову, радость благой вести до непросвещенного человека.
3. Проповедь должна вестись на родном языке (принцип, явленный во время Пятидесятницы). Специально для этого были посланы в славянские земли проповедники, владеющие славянским языком. Применительно к современности можно сказать, что проповедь как для неверующих, так и для невоцерковленных должна совершаться понятными и доступными для слушателя оборотами речи.
4. Духовное просвещение начинается с принятия Крещения. Духовный путь с Крещением еще только начинается. Тем не менее, самому крещению должно предшествовать оглашение. Даже сам князь Владимир наверняка имел представление о христианстве еще до крещения. Ведь не мог он решиться на такой серьезнейший шаг нисколько не взвесив. И, тем не менее, он специально оглашался.
5. Священноапостольство - это, в конце концов, всегда - экзорцизм, борьба с тьмой. Тому множество примеров: Григорий, просветитель Армении, Нина, просветительница Грузии, Стефан Пермский и т.д. Это всегда свет во тьме, который, чтобы осветить, должен оттеснить тьму, т.е. темные силы. Мы прекрасно знаем, каким пышным цветом расцвел в настоящее время оккультизм. За этим явлением стоит сам сатана и с ним предстоит бороться миссионеру.
6. Священноапостольство – прямая обязанность каждого христианина. У каждого из нас это должно быть в своей форме, но одна обязанность очень простая: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Мф. 5:16). То есть основное: христианская жизнь – это и есть проповедь – основа апостолата мирян. Задача – стать квасом (закваской), все общество заквашивающим. Не стоит село без праведника. Без настоящего личного примера никакая проповедь не будет эффективна. Более того, она будет вредна и опасна.
7. Социальное служение как миссионерская деятельность. Это пока не очень широко практикуется в православии, в отличие от многочисленных сектантов и католиков. Применительно к нашему городу хорошо социальное служение организовано у пятидесятников «Авен-Езер» и у баптистов «Возрождение».
8. Образовательная, просветительская, культурная деятельность как миссионерство. Ярчайший пример этого мы видим в миссионерской деятельности князя Владимира и его сподвижников. Огромный опыт такой формы миссии накоплен у католичества (католические университеты существуют по всему миру). Начинает возрождаться эта миссия и у нас, на нее следует обратить особое внимание.
Выводы. Миссия в современном мире вполне возможна и осуществима. Единственный вопрос остается неразрешенным и он обращен ко всем: кто готов к православной миссии на Руси?

ЛИТЕРАТУРА:


1. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/history_posnov.zip
2. Анатолий (Берестов), иером. и др. Удар по России. М.: Душепопечительский центр св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.
3. Зыбкая грань или опасная сделка..? (Этические проблемы в медицине). М.: Душепопечительский центр св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007.
4. Жития русских святых. Том 1. Тутаев: Православное братство св. благ. кн. Бориса и Глеба, 2000.
5. Митрополит Макарий. История русской Церкви. Том I.Кн. 1. ftp://rus-sky.com/zip/mak0.zip
6. А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви, Том 1. М.: Терра, 1997.
7. Архиепископ Филарет. История Русской Церкви. М.: Сретенский монастырь, 2001.
8. Митрополит Макарий. История русской Церкви. Том I.Кн. 2. ftp://rus-sky.com/zip/mak1.zip

Авторские колонки

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU