Главная > Студентам духовных школ > Ветхозаветные пророчества (краткие)

Ветхозаветные пророчества (краткие)

Скачать статью полностью (60 кб) (533)

1.     Впервые говорится о пришествии в мир Спасителя: «оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 14-15). В Новом Завете это Первоевангелие нигде не цитируется.

2.     Иисус Христос произойдет от семени Авраама. “и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 2-3). Евангелия от Матфея и Луки, когда они перечисляют родословные Господа и возводят Его через предков к Аврааму.

3.     От семени Исаака произойдет Спаситель, т. е. от сына Авраама. “Бог же сказал Аврааму: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него”. (Быт. 17, 19)Упоминается в той же родословной в Евангелиях Матфея и Луки.

4.     Спаситель произойдет от Иакова, 3-го из патриархов: в книге Числа, в 24-й главе “… Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города(Чис. 24, 15-19). Упоминается в родословной.

5.     Господь произойдет от колена Иудова, от одного из детей Израиля. “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 8-10).

6.     По происхождению Иисус Христос является наследником царя Давида. Об этом говорится в книге пророка Исаии. “Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа сделает это” (Ис. 9, 7). Евангелист Лука приводит эти слова пророка Исаии. Во время Благовещения, Господь вкладывает в уста Архангела Гавриила такие слова: “И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном Всевышняго, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца” (Лк. 1, 30-33). Это почти дословный перифраз (Ис. 9, 7).

7.     О рождении в Вифлееме “И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века” (Мих. 4, 7).

8.     Конкретно о Вифлееме: “И ты, Вифлеем-Ефрафа (второе название Вифлеема - авт.), мал ли ты между тысячами Иудинами? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли” (Мих. 5, 2-4). Ев. Матфей 2 гл. Ирод, “собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля” (Мф. 2, 4-6).

9.     Время рождения Господа нашего Иисуса Христа. Откровение о 70-ти седминах «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя” (Дан. 9, 20-27).

10. “…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7, 14) Эти же слова изрек Архангел Гавриил Деве Марии, как об этом повествуется в 1-й главе Евангелия от Луки.

11. Об избиении младенцев. “Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской”. (Иер. 31, 15-16).

12. О бегстве в Египет “Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта воззвал сына Моего” (Ос. 11, 1). Евангелист Матфей во 2-й главе повествует о бегстве в Египет и возвращении в Назарет святого семейства

13. О приготовлении пути Господа Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3, 1). Господь Иисус Христос приводит эти слова, но связывает Иоанна Предтечу с первым Ангелом. Вот слова апостола Матфея, который передает слова Господа, цитируя пророка Малахию: “Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”. (Мф. 11, 9-10).

14. Господь Иисус Христос, возвещен Сыном Божиим, говорит знаменитый 2-й мессианский псалом Давидов: “Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс. 2, 7).

15. Господь Иисус Христос начнет проповедовать в Галилее «но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет” (Ис. 9, 1-2). Евангелистом Матфеем при выходе на проповедь Господа Иисуса Христа.

16. Господь Иисус Христос - особенный Пророк. Вот первое, это слова Моисея: “Пророка из Среды тебя (обращается он к Израилю - авт.), из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте” (Втор. 18, 15). А завершается книга словами «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34, 10). “Моисей сказал отцам: Господь Бог вам воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайте Его во всем, что Он ни будет говорить вам” (Деян. 3, 22).

17. Некоторые главы Исайи, в частности, 52-я и 53-я, называют как бы написанными у Креста Господня

18. Слова, которыми начал Господь Свою проповедь в Назаретской синагоге “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное…” (Ис. 61, 1-2). Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: “…ныне исполнилось писание cue, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это…” (Лк. 4, 21-22).

19. Свой народ не принял Его, говорит 53-я глава пророка Исаии, “Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его” (Ис. 53, 3). св. Иоанн Богослов: “Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Ин. 1, 11).

20. О торжественном входе Господа в Иерусалим “Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9, 9).

21. О предательстве - 40-й псалом: “Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту” (Пс. 40, 10). Цитирует эти слова Давидовы Иоанн Богослов, описывая Тайную Вечерю в 13-й главе.

22. О продаже за 30 сребреников “И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников” (Зах. 11, 12).

23. На Христа будут лжесвидетельствовать. В 34-м псалме Давида: “Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня” (Пс. 34, 11). И вот Христос им отвечал: “Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его”. Он не говорил: “Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его”, как на него лжесвидетельствовали.

24. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис. 53, 7). Евангелисты отмечают безгласие Христа

25. О поругании и оплевании Господа “Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания” (Ис. 50, 6).

26. О неправедно враждующих на Господа “чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно; ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы” (Пс. 34, 19-20). Евангелист Иоанн Богослов приводит эти слова в прощальной беседе. “Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно” (Ин. 15, 24-25).

27. Господь наш “…изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис. 53, 5). “Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились” (1 Пет 2, 23-24).

28. О причтении к злодеям - это целая глава, неоднократно упоминаемая выше, 53-я глава Исаии: “Посему Я дал Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделали ходатаем” (Ис. 53, 12). Евангелист Марк так и пишет об этом: “С Ним распяли двух разбойников; одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен” (Мк. 15, 27-28).

29. О пронзении: “А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единственном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце” (Зах. 12, 10). У Иоанна Богослова: “…воззрят на Того, Которого пронзили” (Ин. 19, 37).

30. О том, как над Господом ругались и поносили, “Боже мой! Боже мой! Внемли мне для чего Ты оставил меня?” Господь произнес их на Кресте. В 8 стихе говорится: “Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: “он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему” (Пс. 21, 8). Дословно приводит эти слова ап. Матфей (Мф. 27, 39).

31. Об уксусе. “И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом” (Пс. 68, 22) Матфей об этом пишет так: “дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить” (Мф. 27, 34).

32. О том, как Господь молился за врагов - “за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью” (Пс. 108, 4-5). Молитва о врагах содержится в Евангелии от Луки (Лк. 23, 34), единственное место, где зафиксирована молитва о распинателях - одно из семи слов на Кресте.

33. О жребии, который бросали об одежде Иисуса Христа - 21-й псалом: “Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий” (Пс. 21, 18-19).

34. О том, что кость Нового Агнца не была сокрушена. “Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится” (Пс. 33, 21). “Ибо cue произошло, да сбудется Писание: Кость Его да не сокрушится” (Ин. 19, 36),.

35. О погребении у богатого. “Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53, 9). “Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса” (Мф. 27, 57)

36. О Воскресении,“ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление” (Пс. 15, 10). В Деяниях в первой главе по Пятидесятнице ап. Петр упоминает это (Деян. 2, 25).

37. О Вознесении, “Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога” (Пс. 67, 19). “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все” (Еф 4, 7-10).

Евр. время: 1-й час: рассвет; 6-й час: полдень; 9-й час: 15:00 - ближе к закату.

Формы рукописей: паремийники (ВЗ, паремии), апракосы (порядок чтения)

Библ.языки:

Иврит. Патриарх Софроний Иерусалимский (записал житие Марии Египетской, говорит, что Матфей писал на иврите) VII в.

«История Церкви» Евсевия Кесарийского (IV) - цитата еп.Папия Иерапольского «Матфей первый написал Логии Господа И.Х., а дальше каждый переводил их как мог» Феофилакт Болгарский (XI) говорил, что ап.Матфея переводил ап.Иоанн (не принято Цековью). Совр.иврит - восстановленный древний (произношение изменилось, лексика осталась). С 700 до н.э. еврейский вытесняется арамейским.

Арамейский. Ездры, Даниил. В НЗ «Талифа куми», «Или, Или, лама савахфани» - аналог арамейского.

Греческий - почти весь НЗ, Премудроси, 2-я Маккавейская. После завоев. Александра Македонского греч. упростился до «коинэ».

Перевод ВЗ на «коинэ» - Септуагинта, 70 толковников - около 270 г. до н.э.

Первая полная рукопись ВЗ - 1008 г. Самуил Бен Яков, на иврите - в Питере. Ранние отрывки ВЗ - II-I вв до н.э. Кумранские. Нет книги Эсфирь, остальные не все полностью. Исайя II в до н.э. - самая древняя полная на иврите.

Самая древняя Библия - Синайская рукопись, была подарена Кисиндорфом Александру II, большевики продали Британии за 100 тыс. фунтов. Ватиканский кодекс (IV), Александрийский (V), Ефремов (VI).

Самый древний общепризнанный отрывок НЗ: папирус Рейланда (1 четв. I века - 18 глава ев. от Иоанна - написано в 90 до н.э), найден в Сев.Египте.

Семьи греч.рукописей:

1.     Александрийская

2.     Западная

3.     Кесарийская

4.     Антиохийская (Византийская) - лдя перевода на ЦСЯ.

Древние переводы Библии:

Домасоретские версии:

Септуагинта. Аристей - письмо о Септуагинте (митр. Кирилл после 325 г. цитирует)

Перевод Акилы, Феодотиона, Симмаха - иудейские переводы на греческий в пику Септуагинте (много мессианских мест) II в н.э.

Ориген в III в сравнил все переводы в Гекзаклах.

На латынь: 180 г. упонимание о первом переводе на латынь Иллирик (др.Испания)

IV-V Блаж. Августин говорит, что много переводов на латынь и вносят сумятицу. Ветус Латина - обрывки лат. Библии первых веков - перевод с Септуагинты.

Папа Дамаскин послан Иеронима в Палестину для сверки с Библией на иврите. 383 г. - заново отредактированный ВЗ, 384 - вся Библия (Вульгата).

Синодальный перевод ВЗ - с масоретского ВЗ.

Тридентский собор в XVI в канонизировал текст Вульгаты, потом редактировали (в православии текст не канонизируется).

На арамейский - читался на иврите и подстрочно на арамейском- комментированный перевод Таргум.

На сирийский - Пешито (Всеобщая) ВЗ. II Татиан - Диатессерон - текст из отрывков Евангелия. Ефрем Сирин пользовался Диатессероном (IV).

На коптский - Египет II-III, эфиопский

На готский - еп.Вульфила, арианин - Вост.Европа.

На армянский (V)

На грузинский с армянского (V)

Славянский перевод - 862 г. Ростислав, князь Великоморавский. Кирилл и Мефодий - полемизировали по поводу «трехъязычной» ереси. Кирилл в 42 г. умирает, Мефодий переводит за 6 мес. все книги - к 26 октября (8 ноября - День Дмитрия Солунского). На Русь перевод через Болгарию (есть болгарсоке Добромирово Евангелие).

1056-57 - Остромирово Евангелие, апракосное

Зогарфское Евангелие - глаголическое

1490 - работа над полным сводом Библии - арх.Геннадий. Если некоторых книг не хватало - переводили с Вульгаты, помогали в т.ч. иностранцы - доминиканец Вениамин.

1499 - Геннадиевская Библия (в ожидании 7000 от сотворения мира).

1564 - Апостол Ивана Федорова

1580 - Острожская Библия - 1-я печатная.

1596 - Зап.Украина, уния с католиками

к.XVI - Иван Федоров печатал Апостол, потом уехал во Львов, у Константина Острожского - проверял Септуагинту, Вульгату и Геннадиевскую Библии.

1663 - Московская (переиздание Острожской)

1751 - Елизаветинская - исправленная, ближе греч. с использованием ивр. и лат. - Синодальная.

1812 - образование Библейского общества в России, 1825 - запрещение его (т.к. там были и протестанты, и католики, связи с масонами)

1876 - с греч.издания Эльзевиров (Текстус Рецептус) - перевод на русский язык по рук-вом митр.Филарета (Дроздова)

к.XIX-н.XX - перевод Победоносцева (обер-прокурор Синода); Жуковский, Толстой

1917 - Всероссийский Поместный Собор хотел приступить к переводу Писания.

Перевод еп. Кассиана, свящ.Леонида Лутковского, Кузнецовой, Лезов.

XIX - Тишендорф - после сравнения 900 рукописей НЗ.

XX в. - Евсеев, сейчас Алексеев - Библейская Синодальная комиссия по подготовке Славянской Библии.

Писались большими буквами без пробелов (унциалы), с IX в маюскулы - малые буквы и пробелы, знаки препинания - с XVI в Алдус Мапуций.

Разделение на главы кардиналом Гугом в XIII в. Разделение на стихи - парижский типографщик Роберт Стефан в XVI веке.

Издания греческого текста

1516 г. Вульгата - редактор Эразм Роттердамский (оппонент Мартина Лютера, перевод с двух рукописей семейства Коине), печатник - Иоанн Гуттенберг 1516 г.

1514 г. - испанский кардинал Хименес - издание на еврейском, греческом, латинском - Полиглота. Комплютенская полиглота.

сер. XVI в парижский издатель Роберт Этьен - по Вульгате и Полиглоте - свое издание.

с 1624 г. братья Эльзевиры - греческий текст «Текстус рецептус» по Эразму Роттердамскому

1774-1775 - Иоганн Яков Грисбах - по результатам накопившихся исследований - свое издание.

1872 - Лахман и Тишендорф, имели Синайский кодекс IV в.

1898 - Нестле - пользуется популярностью у протестантов, 26-е издание Аланд.

Общие перикопы всех Евангелий:

Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Притча о сеятеле, Насыщение 5000 хлебами, Исцеление расслабленного в Капернауме.

Евангелие % отличного от других (по арх.Авевркию) Сроки написания
Иоанна

92 %

90 г.

Луки

59%

до 62 г.

Матфея

42%

около 50 г.

Марка

7%

около 50 г.

Теории:

Самое древнее - Марка.

2-х источников: Прамарк -Мк., затем Мф. и Лк.; цитаты Господа - Мф. и Лк.

Взаимного пользования - Мф.-Мк.-Лк.

Апостол Матфей

Св. Матфей говорит, главным образом, о человеческом происхождении И.Х., символом - человек.

Мытарь близ Генисаретского озера, а потом апостол Матфей, Левий Алфеев, - Мф. 9,9 (см. Мк. 2,13 и Лк. 5,27) Проповедовал в Иудее, после к Эфиопам и др. (на Эфиопию, как на место деятельности ап. Матфея указывают Руфин и Сократ). Мученик или нет, - древние известия неодинаковы. Муче­ник - греческая, и латинская Церкви. Не говорят о мученической смерти ап. Матфея Климент Александрий­ский, Тертуллиан и Ориген.

На арамейском (или древнееврейском) языке, появилось первым среди канонических Евангелий.

Самое раннее - Папий, епископ Иераполя (Фригия). 130 г. книга “Истолкование слов Господа”, лишь не­сколько фрагментов в “Церковной истории” Евсевия Кесарийского. “Матфей составил собрание логий на еврейском языке, а каждый переводил их в меру своих способно­стей». Церковные писатели II в. под логией обычно понимали все Евангелие целиком. После Папия - Ириней, Ориген и Евсевий - относили слова Па­пия к арамейскому ориналу канонического Мф.

У Иринея Лионского можно прочесть (конец II в.): “Матфей обнародовал у евреев написанное на их собственном языке евангелие, когда Петр и Павел проповедовали в Риме и основывали там Церковь. А после и Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам в письменной форме то, что про­поведовал… ”

Ориген (III в.) сообщает:”Первым было написано евангелие по Матфею, который некогда был сбор­щиком пошлин, а позже - апостолом Иисуса Христа. Оно было написано на еврейском языке для ве­рующих евреев…”

Апостол Марк

Подчеркивал чудесами царское величие и могущество Господа. Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Эмблемой Марка является лев.

Еврейское имя - Иоанн (Деян 12,12,25; 15,37; сравн. 13,5,13). Иудей из Иерусалима, где мать его Мария имела свой дом (Деяп 12,12), находился в близком родстве с Варнавою (Кол 4,10) и обращен в христианство, вероятно, ап. Петром (1 Петр. 5,13).

Один из 70 учеников Господа. Сопутствовал Варнаве и Павлу во время их первого апостольского путешествия как их помощник (Деян 13,5), они брали его в Иерусалим во время путешествия, упоминаемого в Деян 12,25. Вместе с Варнавою отпра­вился на Кипр вопреки Павлу (Деян 15,37-39). Впоследствии Марк раскаялся и опять был вме­сте с ап. Павлом. Во время его за­ключения в Риме (как во время первого заключения по кол 4,10; Фил 24, так и во время второго по 2 Тим 4,11).

Древнее свидетельство Папием и у Евсевия, называет Марка спутником и истолкователем Петра. Это, противоречит, по-видимому, тому факту, что Марк по большей части находился при ап. Павле в качестве помощника. Почему Марк не мог помогать в проповедовании Евангелия и Петру, с которым его связывало очень близкое духовное родство?

Содействовал учреждению Церкви в Александрии и был первым христианским епископом этого города.

Мнение, что нагой юноша, в Мк. 14:51-52, - евангелист. Этот эпизод не имеет параллелей. Марк расстался с ап. Павлом только после его мученической смерти в Риме и в Риме же снова соединился с Петром.

Папий Иерапольский… по словам “пресвитера”, “Марк, который был истолкователем Петра, старательно записал все, что за­помнил, однако не по порядку, и сказанное и содеянное Господом. Ведь сам он не слушал Господа и не сопровождал Его, а лишь позже, как я сказал, [Марк сопровождал], который излагал учение с целью удовлетворить нуждам [слушателей], а не для того, чтобы изложить по порядку слова Господни. Так что Марк ничуть не погрешил, описывая некоторые события так как сохранил их в памяти. Ведь за­ботился только об одном: не пропустить чего-нибудь из того, что он слыша, и ничего не исказить”.

“Церковная история”, Евсевий передает собранные Климентом сведения о создании Мк: “Когда Петр в Риме публично проповедовал Слово и Духом возвещал Евангелие, то многие из бывших там просили Марка (давнего его спутника, помнившего вес сказанное им) записать рассказанное [Петром]. Марк, написав Евангелие, передал его тем, кому оно было нужно. Узнав об этом, Петр не возражал, но и не интересовался [этим сочинением]“.

Апостол Лука

О И.Х. как о Великом Первосвященнике, принесшим Самого Себя а жертву за грехи всего человечества, символ - телец, как обычно употреблявшееся при жертвоприношении животное.

Автор и Деяний. Спутник и сотрудник ап.Павла, во время уз и до смерти.

Врач и живописец, как свидетель­ствует Никифор Каллист, писатель 14 века. Родом из Антиохи. Не был иудеем, по происхождению грек - язык чище. До обращения в христианство, Лука - прозелит врат

По Григорию Богослову Лука скончался мученической смертью; по Иерониму он погребен в Константинополе.

“Евангелие по Луке”, в конце древнейшей из сохранившихся рукописей Лк. (папирус Бодмера XIV). Канон Муратори (170-180 гг.): ‘Третья книга Еван­гелия - Евангелие по Луке.

Концом II в. датируется так называемый греческий пролог к Лк, в котором сказано следующее: “Лука был сирийцем из Антиохии, по профессии врачом, учеником апостолов; позднее он следовал за Павлом до его мученической смерти. Он безраздельно служил Господу, не имел ни жены, ни детей и умер в возрасте восьмидесяти четырех лет в Беотии, исполненный Святого Духа”.

Апостол Иоанн

Симво - орел, (возвышенность мыслей)

Место апо­стольской деятельности - Палестина, потом - Малая Азия.

Апостол Иоанн - сподвижник Петра в его ранней деятельности. Сын галилейского рыбря Заведея (Мф. 4,21) и Саломии (Мф. 27,56; Мк. 15,40). Ученик Иоанна Крестителя (Ин. 1,35-40). С братом Иаковов - Воанергес. В 95 г. сослан на о.Патмос. Возвращение. Умер своей смертью.

Ириней Лионский “Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, обнародовал евангелие во время пребывания в Эфесе, который находится в Азии”. “И все пресвитеры, которые общались в Азии с Иоанном, учеником Господа, утверждают, что Иоанн передал то “(то, что Иисус был казнен в возрасте от 40 до 50 лет - авт.) . Ибо он жил с ними до времен Траяна” Ир. 11,33,3]. В другом древнем документе - каноне Муратори (170-180 гг.) - тому же Иоанну приписываются и два послания (1-2 Ин).

Теории о родословных Господа.

1.     Юрий Африкан (I) - родословные Иосифа, но в одной - физические родители, во второй - законные предки (закон ливерато, ужичества - Вт.25). Цитирует Евсевий Кесарийский.

2.     XVI в - Матфей - родословная Иосифа, Лука - родословная Девы Марии.

Хронология Евангелия

Кассиан. В построении евангельской истории естественно намечаются три главные части.

Первая: начало евангельской истории, обнимающее события Христа Спасителя до выступления Его на общественное служение.

Вторая: общественное служение, искушение Христово в пустыне, которым заканчивается первая часть, Его торжественный вход в Иерусалим, с которого начинается третья часть.

Третья: Страсти и Воскресение.

Евангельская хронология

Евангельская хронология - один из сложнейших вопросов библеистики. И он окончательно не решен до сих пор.

Не знаем точно, когда родился Иисус. И с датой смерти Иисуса вопрос также не ясен.

Епископ Иерусалима Александр в 1-ой пол. III века отнес смерть Иисуса к 58 году. Эту же дату показывает и Синкелл, ссылаясь на “древнее и точное предание”. Даже Ириней считал, что Иисус пострадал во времена императора Клавдия, то есть не ранее 41 года (Ириней. Доказательство апостольской проповеди.74; ср. Iren.Haer.II.22:5).

Доподлинно известно, что Иисус умер при императоре Тиберии (14 - 37 гг.), во время прокураторства в Иудее Понтия Пилата (27 - 37 гг.), в пятницу (Мф.27:62; Мк.15:42; Лк.23:54; Ин.19:14,31).

Талмуд говорит более конкретно: если Пэсах приходится на Шаббат, что и утверждает Квартус (Ин.19:31), 13 нисана резать нельзя, и 14-го утром резать нельзя“.

Однако по версии синоптиков получается, что Иисуса судили и казнили в первый день по наступлении Пасхи - 15 нисана, чего категорически евреям нельзя было делать по Закону: в первый день Пэсаха “никакой работы не должно делать” (Исх.12:16; Лев.23:7; Чис.28:18; Втор.16:8). Арест и суд Санhедрина, безусловно, подходят под определение работа. Кроме того, Симон Киринеянин не мог работать на поле в пасхальную ночь и последующее наступившее утро (Мк.15:21), ибо перед пасхальной трапезой прекращалась всякая работа (Мишна.Пэсах.4:5). И Иосиф Аримафейский не мог купить погребальные атрибуты (Мк.15:43-46) в тот день, когда запрещена была вся торговля (Hеем.10:31). Следует помнить, что хотя перед праздниками и совершали казни (Мишна.Санhедрин.11:4; Вав Талм.Санhедрин.89а), но в сами праздники, по иудейским законам, казнить запрещалось (Деян.12:3-4; Мишна.Санhедрин.4:1; ср. Ин.19:31).

Таким образом, нам придется отбросить версию синоптиков, а также Юстина (Just.Dial.17,88,97,100,111), и принять за истину, что Иисуса распяли не 15-го, а 14-го нисана, тем более, что и Талмуд утверждает: Иисус умер “накануне Пэсаха” (Вав Талм.Санhедрин.43а,67а).

Иосиф Флавий говорит, что Ирод Великий приступил к перестройке Храма “при начале 18-го года своего царствования” (Jos.AJ.XV.11:1; ср. Jos.BJ.I.21:1). Если вспомнить, что Ирод фактически начал царствовать в 37 г. до н.э., то к перестройке Храма он приступил в 20 или 19 г. до н.э.

А что нам известно о дате смерти Иисуса из древних списков? Восточная Церковь считала, что Христос воскрес 25 марта.

Представители Западной Церкви - в частности, римский пресвитер Ипполит и апологет Тертуллиан - считали, что Иисус был распят 25 марта, а воскрес - 27-го. В Хронографическом сборнике 354 г. (”При императорстве кесаря Тиберия пострадал господь наш Иисус Христос в консульство обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ”).

Поэтому заслуживает внимания запись Евсевия в Хронике, что “Христос был распят и воскрес на 19-м году правления Тиберия, или на 4-м году 202-й Олимпиады” - этот год протекал с июня 32 года по июнь 33-го. По-видимому, эту дату склонны принимать представители современной Восточной Церкви.

Истинное полнолуние в нисане 30 года пришлось на четверг 6 апреля, на 22 часа 31 минуту по иерусалимскому времени. А так как дата Пасхи в то время устанавливалась путем непосредственных наблюдений, то она могла быть перенесена на субботу 8 апреля.

Таким образом, можно предположить, что Иисус умер 7 апреля 30 года около 3 часа пополудни - около девятого часа по еврейскому времени (Мф.27:46; Мк.15:34; Лк.23:44).

Общественное служение Христа.

Иисус Христос начал в возрасте тридцати лет. Об этом говорит Евангелист Лука (3: 23) так:

“Иисус, начиная свое Служение, был лет тридцати”.

Евангелист Иоанн говоря о начале Служения Иисуса Христа, указывает: “Так положил Иисус начало чудесам в Канне Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его” (Ин 2:11).”Приближалась Пасха иудейская и Иисус пришел в Иерусалим” (Ин 2:13).

Дальше Иоанн сообщает о другой Пасхе во время деятельности Иисуса Христа в Галилее: “После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского в окрестности Тивериады” (Ин 6:1). “Приближалась же Пасха, праздник иудейский” (Ин 6:4). Иоанн Евангелист сообщает и о еще одной Пасхе иудейской, во время которой Иисус был предан распятию:

Перед праздником Пасхи, Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их” (Ин 13:1).

Три Пасхи в Евангелии от Иоанна, - 2,5 года проповеднической деятельности Иисуса Христа. Такая точка зрения распространена у целого ряда авторов: Христианство. Энциклопедический словарь под редакцией С.С. Аверинцева, Большая российская энциклопедия.

Однако целый ряд авторов считает, что еще одна Пасха, упомянутая в Евангелии от Иоанна не как повторение уже указанного праздника, а как еще один праздник: “После сего был праздник Пасхи и пришел Иисус в Иерусалим” (Ин 5:1). С учетом четвертого праздника, Пасхи, Общественное Служение Иисуса Христа исчисляется 3,5. Такая точка зрения принята в православии и почти во всем христианском мире.

Краткий план Нагорной проповеди (по Мф.):

1.     Заповеди блаженства (Мф.5); Вы - соль земли; Исполнение закона - восполнение заповедей

2.     О милостыне (Мф.6); О молитве, молитва Господня; О посте; О Царствии Божием

3.     Не судите (Мф.7); Просите и дано будет вам; Золотое правило; О двух путях и лжеучителях; Дом на камне

Краткий план беседы с Никодимом (Ин.3):

1.           Духовное возрождение как основное требование для входа в Царство Божие

2.           Искупление человечества крестными страданиями Сына Божия, без которого невозможно 1

3.           Сущность Суда Божия над людьми, не уверовавшими в Сына Божия

План беседы с самарянкой (Ин.4):

1.           О воде колодезная - вода живая (богообщение, Иоиль 3) - вода как ипостась Духа

2.           Христос как иудей - как человек, имеющий воду - как пророк - как Мессия

План беседы о Хлебе Небесном:

1. Хлеб Божий

Ищете, потому что ели хлеб и насытились

Дело Божие (чтобы веровали в Того, Кого Он послал)

Хлеб Божий (есть тот, кто сходит с небес и дает жизнь миру)

Воля Пославшего (всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную)

Кто есть от Бога, Он видел Отца

2. Я есмь хлеб жизни

3. Плоть и Кровь

Хлеб есть Плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира

Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие - пребывает во Мне и Я в нем.

Дух животворит, плоть же не пользует нимало

4. Отшествие некоторых учеников, Симон

Среди вас есть неверующие. Многие отошли и более не ходили с Ним.

Симон: Ты имеешь глаголы жизни вечной… уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого

Беседа на празднике Кущей:

1.     О Своем посланничестве и отшествии

2.     В последний день праздника о Святом Духе (из чрева потекут реки воды живой)

на следующий день после праздника

3.     Свидетельство двух - Сына и Отца истинно,

4.     Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я

5.     И познаете истину, и истина сделает вас свободными

6.     отец ваш - диавол

7.     прежде чем был Авраам, я есмь

Беседа на праздник обновления:

1.     Если Ты Христос, скажи нам прямо;

2.     Вы не из овец Моих, Я даю им жизнь вечную;

3.     Я и Отец - одно;

4.     Я сказал: вы боги (Пс.81)

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU