Главная > Главная, Студентам духовных школ > История православных миссий

История православных миссий

История православных миссий, компиляция.

Пособие для изучающих миссиологию и историю Русской православной Церкви.

Скачать целиком в формате doc (1131)

Скачать целиком в формате pdf (3962)

ВВЕДЕНИЕ: ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО
И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. «Миссия» (от лат. missio – посылка, поручение) по-гречески звучит как священноапостольство, и апостольская Церковь одной из основных форм своего служения имеет миссию. Миссия – это та часть жизни Церкви, где живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром. Божественная Литургия начинается возглашением: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» Мы живем (или плохо живем) в Царстве Божием, – в Церкви. Господь говорит Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…» Этот благодатный Божий Мир, которым и в котором живет Церковь, соприкасается с миром непросвещенным, не воспринявшим спасающую благодать Божию. – «Свет во тьме светит и тьма не Его объяла…» – свет Христовой Соборной Святой Церкви светит во тьме, в мире сем. И та грань, где соприкасаются свет и непросвещенный мир, это есть поле деятельности миссии.
Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благодатного света в непросвещенном мире. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещаемом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, как благодатью Божией он становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как человек может в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира. И тогда на основании православной антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапостольства, возникает миссиология.
Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос – образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения. Этому Образу уподоблялись апостолы, – несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов, посылая их «два – два» на благовестие, и даруя им благодатную силу благовествования и исцеления. Заканчивалось Его земное служение словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам – «Шедше научите вся народы, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа… и се Аз с вами есмь до скончания века». Им же даны и совершенные образы Доброго Самарянина и Доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы своя.
2. Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей. И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святаго раскрывает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссионерства:
– проповедь благой Евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим;
– проповедник – лишь сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека. Проповедник помогает слушающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святаго;
– проповедь должна вестись на родном языке, – этот принцип чудесным образом был явлен в Пятидесятницу, когда каждый слышал слова апостола Петра, звучащие на его родном языке;
– миссионерство – это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание бесов. Свет оттесняет тьму, всегда борется с Князем тьмы – диаволом и изгоняет его от души человека. Вспомним слова Ф. М. Достоевского – «Бог с диаволом в мире борется и поле битвы – сердца людей». Эта борьба не против плоти и крови, апостол готов отдать жизнь свою за паству свою по образу своего Учителя.
Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры такой духовной борьбы и победы Христовой.
Вспомним и слова преподобного старца Силуана Афонского – «Молиться за мир – кровь проливать».
– следующий основной принцип – «Тако да просветится свет Ваш перед человеки, яко да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего Иже есть на небесах». Пример личной благочестивой жизни – основа миссионерского служения и долг каждого христианина. На этой основе – апостолат мирян.
Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: «Хорошо?» – «Очень Хорошо», – ответил мулла. – «А почему же вы не обращаетесь к Христу?» – «Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям», – ответил мулла.
– делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной деятельности христиан. Святитель Николай Японский выразил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие». Огромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Стать для всех всем, чтобы спасти хотя некоторых». Этот завет первоверховного апостола ярко сумел воплотить святитель Иннокентий Вениаминов. По зову Божиему он проезжает тысячи километров с семьей и поселяется в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учит алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составляет азбуку, переводит Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учит по составленным им же книгам и детей, и взрослых. Ему приходится объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей. Он защищает их от произвола чиновников и купцов, учит вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечит алеутов и т.д.
Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любви, и через десять лет не осталось ни одного человека, не принявшего православие.
– принцип, хорошо известный каждому миссионеру: с крещением духовный путь, путь просвещения только начинается. Именно так формировали его и святитель Иннокентий Вениаминов, и святитель Николай Японский, и архимандрит Макарий Глухарев и другие. Крещением ставится онтологически новый камень в основание. На этом основании предстоит строить храм Духа Святаго.
– последнее условие успеха проповеди – ненасильственное распространение христианства среди языческого и иного населения, т. к. насилие отнимает свободу и гасит любовь. В православии, и особенно в российском, насильственного принуждения к принятию христианства никогда не было. Были предпочтительность в выборе слуг и хозяев, партнеров по торговле или ведению дел, могли быть враждебные или военные действия, имеющие различные мотивы, в том числе и религиозные, но крестовых военных походов с целью обращения в православие никогда не было. И если святой Стефан Пермский после нескольких лет жизни в среде зырян один или с ближайшими учениками идет сокрушать идолы и кумиры, рубить священную березу, то идет он безоружный к вооруженным язычникам. То же самое происходило в Поволжье с татарами и башкирами в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не были насильственным крещением местных народов. Были поощрения крестящимся, особенно местной знати, было освобождение от налогов и пошлин, но насилия не было. Политика ненасилия обнаруживает себя во всей истории Русской Церкви и русского государства, и может быть прослежена по инструкциям, постановлениям, посланиям как государственным, так и церковным на различных уровнях церковной и государственной власти. Пожалуй, единственным явным исключением, подтверждающим общее правило, является инструкция Петра I Тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить инородцев Сибири. После Петра I снова идут инструкции о недопустимости принуждения к крещению. Характерно, что например, в католической миссии при монастыре в Калифорнии по описанию св. Иннокентия Вениаминова, в середине XIX в. индейцев содержали как рабочий скот и на ночь запирали в бараках. Там же велись дискуссии о том, произошли индейцы от Адама или от диавола.

Главная, Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU