Главная > Авторские колонки, Главная > Муж и жена крестные одного младенца.

Муж и жена крестные одного младенца.

img_0586_-640x4801

Настоятель храма иерей Виктор Кобзов

Вот некоторые правила Русской Православной Церкви.

При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

По правилам Церкви, необходимым считается только один восприемник, - мужчина для крещаемых лиц мужского пола или женщина для лиц женского пола (Большой Требник, чинопоследование Крещения.) Соответственно своему назначению восприемниками должны быть лица православные и сведущие в вере, т.е. знающие, по крайней мере, главные члены веры. Не допускаются к восприемничеству старообрядцы (а равно, конечно, сектанты) не только у православных, но и у детей старообрядцев, крещаемых православным священником.

Иноверные (католики, армяно-грегориане, протестанты и проч.) не должны быть восприемниками.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении по своему нравственному поведению.

Не должны быть восприемниками малолетние (т.е. не достигшие гражданского совершеннолетия), как еще не способные к делу учительства и не твердые в разумении веры и силы таинства, кроме случаев крайней необходимости.

Ни в каком случае родитель или родительница не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей; иначе супружество их должно быть расторгнуто (VIВсел. соб., прав. 53).(Священник Т.Тихомиров. На приходе. М. ПСТБИ. 2002г стр 331-332)

Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Номоканон при большом требнике. Указ. св. Син. 17 Окт. 1884 г.).

1) “Святым Синодом об этом не раз было высказываемо в такой форме: „Как по древнему церковному узаконению, в Требнике Большом изображенному, при крещении младенцев положено быть у мужеска пола одному восприемнику, а женска—одной восприемнице; то посему и должно почитать восприемнивом мужа—только бывшее при его крещении лице мужеска пола, а восприемницею жены—только лице женска пола (Опр. 1779 г., III, 11, и др. см. въ Номок. при Бол. Требн. А. Павлова, 405—406 стр.; см. также Ук. Св. Син. 1810 г., I, 19, 1837 г., XII, 31; сн. ниже, о браке).

2) Мы не знаем как там в Болгарской Церкви, но что же касается Церкви греческой и русской, то хотя некоторые стараются доказать распространенност в этих Церквах обычая быть при крещении двум воспримникам (см. статьи проф. А. Павлова въ Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1891, 5—6, 1893, 3, 4, и его же Номок, при Бол. Требн., 211 ст.).Однако, как утверждают другие, в греческой Церкви только иногда допускалось обычаем при крещении младенцев иметь более одного восприемника, во всех же памятниках, где выражается официальный взгляд греческой церковной власти, говорится об одном восприемнике, а в иных даже прямо предписывается употреблять только одного Bocnpиемника.

3) Равным образом и русская Церковь, за небольшими исключениями, всегда признавала необходимым при крещении одного восприемника (см. подр. Ист. чинопосл. крещ. и миропом. А. Алмазова, 628—638 стр., а также статьи проф. И. Бердникова в Прав. Собес. 1891, 2-3; 1892, 3—4, 5, 10—11; 1893, 9).

4) Многие, указывая на то, что допущение при крещении двух  восприемников, помимо недоразумений относительного порядка участия их при совершении таинства, возбуждает затруднения в действующей практике и относительно духовнаго родства, как препятствия к браку.  

Имея это в виду, а также и принимая во внимание отсутствие этого обычая в древней церковной практике,—высказывают желание, чтобы в современной церковной практике допускалось к восприемничеству при крещении только одно лицо (см. Прав. Собес. 1892, 3—4, 1899, 9).

Решающее значение в этомъ случае могло бы иметь 63 пр. YI Всел. Собора.Также многие утверждаютъ, что въ 53 пр. VI Всел. Собора говорится только об одном восприемннке (см., напр., Прав. Собес. 1891, 2—3).

В таких спорных моментах мы, как правило, обращаемся к канонической истории. Наличие второго крестного есть в собственном смысле слова неписаный, хотя и древний, обычай Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, а канонически, в строгом смысле слова, крестным является только восприемник того пола, что и сам воспринятый от купели. И поэтому в строгом смысле слова духовное родство имеет место между восприемником и воспринятым от купели и его сродниками, а не между теми, кого называют кумом и кумой.

Что делать, если муж и жена стали крестными у одного ребенка. Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это – полбеды.  В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

В одном  можно согласится, о том что ситуация связана с очевидным грехом. Если люди об этом правиле знают, но решили им пренебречь:  В таком случае вспомним слова патриарха Фотия Константинопольского, который не без оснований говорит, что малое пренебрежение преданием может привести к общему искажению учения.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос: Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги? Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Авторские колонки, Главная

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU