Главная > Студентам духовных школ > Церковное право, материалы к экзамену

Церковное право, материалы к экзамену

Скачать целиком (924)

1. Церковное право как научная дисциплина. Задача, метод и система церковного права.
2. Источники церковного права. Привести примеры.
3. Иерархия церковно-правовых норм.
4. Ветхий Завет и Новый Завет как источники церковного права. Привести примеры.
5. Источники церковного права доникейской эпохи.
6. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских Соборов.
7. Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху Вселенских Соборов. Типы канонических сборников.
8. Источники церковного права Византии X - XV веков.
9. Источники права Русской Православной Церкви в разные исторически эпохи.
10. Каноническая регламентация Крещения. Важнейшие канонические правила. Восприемничество, препятствия к нему.
11. Хиротония и хиротесия. Важнейшие канонические правила.
12. Условия совершения хиротонии.
13. Титулы правительственной иерархии различных степеней священства.
14. Церковнослужители, правила, их касающиеся. Чины церковнослужителей. 15. Классификация препятствий к священству.
16. Требования к кандидату священства. Препятствия физического и социального характера.
17. Требования к кандидату священства. Препятствия духовного и социального характера.
18. Монастыри и монашество. Важнейшие канонические правила.
19. Каноническая регламентация монашеского пострига.
20. Монастырское управление, должностные лица в монастыре.
21. Основные принципы, регулирующие совершение Божественной Литургии и других последований.
22. Каноны о посте, поведении в храме и церковном имуществе. Канонические принципы в них содержащиеся.
23. Заключение брака, его регламентация. Тематика канонов, касающихся брака. Препятствия к браку.
24. Относительные препятствия к браку.
25. Абсолютные препятствия к браку.
26. Родство как препятствия к браку. Виды родства.
27. Канонические нормы, регулирующие духовное окормление умирающих и погребение.
28. Устройство вселенской Церкви. Ныне существующие поместные церкви. Диптихи.
29. Территориальный принцип церковного устройства и исключения из него.
30. Церковная автокефалия. Условия дарования автокефалии.
31. Автономные Церкви. Их особенности, причины появления.
32. Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви.
33. Высшее церковное управление Русской Церкви в разные исторические эпохи. История создания Устава РПЦ.
34. Органы высшего управления РПЦ по Уставу 1988г. и 2001 г.
35. Церковный суд, епархиальное, приходское, монастырское управление по Уставу.
36. Экзархаты и Самоуправляемые Церкви по Уставу.
37. «Основные принципы отношения РПЦ к инославию». Важнейшие положения этого документа.

1. Церковное право как научная дисциплина. Задача, метод и система церковного права. Богочеловеческая природа Церкви (два аспекта в жизни Церкви). Этимология понятия: на славянских и германских языках “церковь” восходит к греческому «Дом Господень», а по-латыни и в языках романских - ” ????????” - общественное, или на¬родное, собрание. Как Тело Христово Церковь никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество подчиняется общим условиям земного порядка: вступа¬ет в отношения с гос-вами и др. обществ. образованиями. Область права охват. и внутрицерковную жизнь, устр-во Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви. Свои основн. законы Церковь получила от Христа, другие - издавала сама, властью, которую Он вручил ей. Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церк¬ви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и отношения с другими обществен¬ными союзами, религиозного или политического характера, составляют ЦП. Право. “Право” - предельно широкое и ключевое понятие в юридической науке. Определение “Дигест” Юстиниана: “Право есть творчество в области доброго и равного”. Наука но¬вого времени XVII-XX вв. дает более содержательные, но более узкие, односторонние определения. Напр.: “Право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой”. В юридической науке XX в. сложилось несколько школ; социологическая, психологическая, феноменологическая, нормативная. Любое право, в т.ч. внегосударственное, обычное или церковное, заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях по отношению к нарушителям установленного правопорядка. Задачей права является регулирование взаимоотношений между людьми, живущими в обществе, путем установления равно обязательных для всех пра¬вил поведения. Разграничение морали и права. От морали право отличается по преимуществу общественным характером, в то время как мораль, не лишенная обще¬ственного содержания, носит личностный характер. Церковное право как явление церковной жизни и как научная дисциплина. Взаимоотношения в Церкви регули¬руются как внутренними мотивами людей и нравственными заповедями, так и обще¬обязательными нормами, нарушение которых влечет применение санкций, хотя и со¬вершенно особого характера. Церковному праву тоже присущ характер принудитель¬ности, но меры принуждения отличаются от гражданских. Даже самые тяжкие приме¬няются еще и для духовной пользы, самого нарушителя. Существование в Церкви об¬щеобязательных законов не противоречит христианской свободе (права и обязанно¬сти!). Систематическое изложение права, которым регламентируется жизнь Церкви, составляет предмет науки “Церковное право” (или каноническое право). «Канон» (?????) - кроме буквального (инструмент для проведения прямых линий) имеет зна¬чение “образца, правила”. В НЗ - в смысле “правила” христианской жизни + перечень Священных Книг, и список клириков, и особый литургический жанр. Предмет ЦП - ка¬ноны в смысле дисциплинарных постановлений - правил апостольских, соборных, и святоотеческих. Каноны следует отличать, от оросов - догматических определений Со¬боров, и от законов, изданных гражданской властью. В западной юридической лите¬ратуре церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисцип¬лины. Каноническое право - все то право, которое произошло от Церкви в эпоху Вс. Соборов на Востоке и до конца средневековья на Западе, независимо от того, каса¬ется оно церковных или гражданских дел. А церковное право - это право, касающееся Церкви, независимо от законодателя. На Востоке: каноническое = церковное право. Задача - построить систему церковного пра¬ва. Включает в себя: 1) восстановление исторического процесса формирования дейст¬вующего ЦП одновременно с историей развития церковных институтов; 2) изложение нормы права, в основу которого должны быть положены не абстрактные схемы, ра-ционалистически выводимые из. априорных принципов, а та норма, догма права, кото¬рая совпадает с положительным законодательством Древней Церкви - Правилами Апо¬столов, Соборов и Отцов; 3) изложение действующего ныне положительного права от¬дельных поместных Церквей; 4) критический анализ существующего церковного уст¬ройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с дру¬гой - реальные потребности современной жизни. Метод - историко-догматический (проф. А. С. Павлов). Надо восходить к неточным началам каждого церковно-юридического института и потом следить за всеми фазисами его исторического разви¬тия, постоянно и точно отличая, те местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего своего вида + постоянно иметь в виду связь церковного права с самым существом Церкви, с догматическими основаниями церковно-юридических институтов. Т.о. право Церкви предстанет перед нами как живое, в своем жизненном росте, со своим собственным характером. Такой метод ясно покажет, что следует признавать в праве Церкви существенным и неизменным и что случайным и несущественным, и как далеко можно идти в церковных преобразованиях, не каса¬ясь существа Церкви и не колебля оснований ее права. Система ЦП: “Институции” св. Юстиниана уже устарели (абстрактная схема, по которой право разделяется на 3 отдела: лица, предметы и действия). Система Бернарда Павийского (12 в.) - уста¬рела (предметная рубрикация: «судья» - учение о носителях церковной власти, «суд» - о судопроизводстве, «клир» - о правах и обязанностях духовенства, «брак» и «пре¬ступление» - учение о церковных преступлениях и наказаниях). Цыпин предлагает (опираясь на системы церковного права, разработанные в новое время), следующий план курса: 1) источники канонического права; 2) церковное устройство (клир и ми¬ряне, монашество); 3) органы церковного управления (во Вселенской и поместной Церквах, в епархии и на приходе); 4) виды церковной власти; 5) взаимоотношения Православной Церкви с инославными церквами и государствами. Научные дисцип¬лины (богословские, юридические и исторические), смежные с ЦП. Как цер-ковная наука, каноническое право органически связано с системой богословских дис¬циплин: экзегетикой, экклесиологией, нравственным и пастырским богословием, литургикой, патрологией и церковной историей. Как юридическая дисциплина - входит в систему юридических наук, особенно тесно соприкасаясь с римским правом, с обыч¬ным правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, а также с ныне действующим правом тех государств, в которых есть поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. К изучению церковно-правовых источников привлекаются: археология, дипломатия, текстология, палеогра¬фия.

2. Источники церковного права. Привести примеры.
Принято различать: материальные (лица и институты, создающие правовые нормы) и формальные (доку¬менты, памятники, в которых изложены эти нормы) источники. Материальные: 1) Пер-воисточник - Божественная воля Иисуса Христа. Учение Христа носит и правовой характер (устройство Церкви, способы поддержания церковного ми¬ра и благочиния, средства восстановления попранного церковного порядка и т.п.). Божественное право (jus divinum) - это правовые заповеди Спасителя и постанов¬ления, изданные апостолами (напр. крещение (Мф. 28:19), Евхаристии (Лк. 22:19); апостолам и священству - власть разрешать грехи (Мф. 18:18); право получ. содержание от пасомых (Лк. 10:7); о браке (Мф. 19:5-9); суд над согрешившими братьями (Мф. 18:15-17); отношение к гос.власти (Мф. 22:21); о епископах и диаконах (1 Тим. 3:1-13); об отнош. к гос. власти (Рим. 13:1-7)), содержащиеся в Св. Писании, а также Св. Предание. 2) Церковь как источник своего права. Вытекает из Божеств. воли, т.к. законны только права и нормы, которые не противоречат ей или прямо вытекают из нее. Условность границы, отделяющей Бо¬жеств, право от церковного права в узком смысле, которое отдельные канонисты наз¬ыв-т чел-ским правом Церкви. Церковь - Богочеловеческий организм, двуприродное начало Церкви - взаимодействие сторон. Отождествлять Божественное право с церковным нельзя. Божеств. воле (и Вселенской Церкви) присуща непогрешимость. Но - мнение отдельных епископов, высших властей, органы поместных Церквей и т.д. - могут погрешать. Божественное право и церковное зако¬нодательство имеют границы: 1) Божественное право нельзя отождествлять с определенными типами формальных источников (напр. только со Св. Писанием); 2) критерием Божественности права является не неизменяемость, а не¬погрешимость правовых норм. Формальные: Каноны. Созданы Богочеловеческой Церковью. Состав: Правила Св. Апостолов, каноны 6-ти Вселенских и 10-ти Поместных Соборов и правила 13-ти Отцов. Соборы- орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Непогрешимы. Некоторые (напр. проф. Суворов) ограничи-вают непогрешимость Соборов их догм, определениями - оросами, не распространяясь на соборные каноны (т.к. изменяемые). Но: непогрешимость ? неизменяемость. Цер¬ковное правотворчество существует в той области, которая уже урегулирована прави¬лами Соборов. Частное церковное законодательство. Развивалось после основного Канонического корпуса. Не имеет общецерковного авторитета. Применение его огра¬ничено границами епархий или автокефальных Церквей. Статуарное право - пра¬во корпораций, не обладающих самостоятельной законодательной властью (уставы и статусы монастырей, церковных братств и обществ и т.п.) Оно осуществляется не в силу прав, принадлежащих им самим по себе, а по полномочию церковных инстанций, имеющих самостоятельную законодательную власть. Обычай. Действует и вне цер-ковной сферы. В Др. Церкви отождествлялся с Преданием. Чтобы имел законную силу, необходимо его соблюдение в церквной области, имеющей законодательную автоно¬мию: поместной Церкви, в епархии или монастыре и т.п. Требуется - разумность и из¬вестная давность. Мнения авторитетных канонистов. Т.н. «советы мудрых», значе¬ние - источник права. Они вошли в “Дигесты”. Их сочинения, в виде ответов на вопро¬сы, канонических трактатов или толкований на каноны, стали включаться в церковно-законодательные сборники. Особый авторитет: византийские канонисты XII в.: Ари-стин, Зонара и Вальсамон, XIV в. - М. Властарь. Государственное законодательство по церковным делам. В области внешнего права Церкви, т.е. ее правового положения в.государстве и гражданском обществе, воля гос. власти является суверенным законодательным источником. По внутрицерков-ному праву: разные мнения, может государство вмешиваться или нет. Католическая Церковь в принципе отвергает. Протестантские,канонисты эпохи Реформации и нового времени - гос. власть является полномочным органом внутрицерковного законодатель¬ства (не зависимо от принадлежности к вере). Православие - глава государства в принципе никогда не признавался более чем мирянином или совокупный голос всех мирян. Церковные акты, изданное гос.властью имеют силу в связи с признанием их церковной властью (+ православность законодателя). Симфония часто нарушалась. При Петре I - «Духовный регламент» архиеп. Феофана (Прокоповича), протестантский образец власти. После - преобразование в «Синод».

3. Иерархия церковно-правовых норм.
Матфею Властарю принадлежит точное описание иерархии правовых норм в зависимости от их материальных источников, в «Алфавитной Синтагме»: - писаный закон; - обычай и судебный прецедент; - аналогия с существующим законом; - мнения авторитетных канонистов. Но высшим критерием, разумеется, являются нормы, непосредственно исходящие из Первоисточника церковного права - Божественной воли. В РПЦ аутентичн. текстом В.З., помимо подлинника в Мазоретской редакции, считается Септуагинта (в греч. подлиннике) + авторитет имеет славянский перевод Библии Елизаветинского издания и русский синод. перевод.

4. Ветхий Завет и Новый Завет как источники церковного права. Привести примеры.
Канон Священных книг. Первоисточником цер¬ковного права является Божественная воля. 3аповеди составляют основание церков¬ного устройства. Эти заповеди содержатся в Св. Писании. Списки Св. Книг содер¬жатся в; 85-е Апост., 60-м Лаод., 33 (24)-м Карф., 39-м канонич. послании св. Афанасия, в канонах св. Гр. Богослова и Амфилохия Иконийского. Эти перечни не совпадают. В РПЦ аутентичным текстом В.З., помимо подлинника в Мазоретской редакции, считается ся Септуагинта (в греч. подлиннике) + авторитет имеет славянский перевод Библии Елизаветинского издания и русский синод. перевод. Церковный авторитет ветхоза¬ветных правовых норм. Авторитет ВЗ и НЗ не одинаков. Закон - детоводитель ко Христу (Гал. 3:24), но «we нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Идея Царст¬ва Божия в ВЗ дана в обетовании, в преобразовании, а в НЗ она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых. В В.З. правовые предписания, ка¬сающиеся Храма и богослужения, общественной жизни народа, семейных и имущест¬венных отношений носят характер юридических кодексов. Пятикнижие Моисея -”Тора” - закон. Большая часть ВЗ предписаний утратила силу (напр. левират), но нравствен¬ные предписания (в переработанном виде) ее сохранили. Обязательным осталось Де-сятословие Моисея Некоторые юридические ВЗ порядки служили образцом для НЗ жизни (напр. ВЗ священство, десятина, двойное наказание за одно и то же преступле¬ние, запрещение кровосмесительных браков и т.д. В канонах - частые ссылки на ВЗ тексты. Н.З. как источник ЦП. Заповеди, как прямое выражение Божественной воли, об¬щеобязательны для Церкви, они - ее краеугольный камень. Они касаются устроения Церкви, взаимоотношений между, ее членами, церковных таинств (напр. Крещения (Мф. 28:19), Евхаристии (Лк. 22:19) и др.). Еще: апостолам и священству - власть разрешать грехи (Мф. 18:18); право получать содержание от пасомых (Лк. 10:7); о браке (Мф. 19:5-9); суд над согрешившими братьями (Мф. 18:15-17); отношение к гос.власти (Мф. 22:21)). Апостольские писания как источник ЦП. О повсеместном поставлении священников (Деян. 14:23), (Тит. 1:5). Качества кандидата священства (1 Тим. 3:2-7). Повиновение пастырям (Евр. 13;17). Община сама содержит пастырей (1 Кор. 9:13-14). О браке и семье (Колос. 3:18-21), (1 Петр. 3:1-2). О помазании больных елеем (Иак. 5:14-15). Как поступать с согрешающими братьями (1 Тим. 5:20), (2 Фесс. 3:6). Как совершать суд над клириком в случае жалобы на него (1 Тим. 5:19). Об от¬ношении к гос. власти (Рим. 13:1-7). Об отношении к иноверцам (1 Кор. 5:9-13). Даже апостольские советы Церковь принимает как заповеди (напр.брачующимся о не разве¬дении и неверующих супругах, о вдовах и т.д.). Св. Писание и каноны. Заповеди не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководству¬ется определенными правилами. Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум должен быть просвещен благодатью Св. Духа. Пример - творения Св. Отцов. Приемлемо лишь такое истолкование норм Божественного права, какое дано во вселенском церковном зако¬нодательстве - в канонах Вселенских и Поместных Соборов и Отцов. Источником Апост. правил, а также правил Соборов и Отцов является Св.Писание и Предание (напр. 17-е Апост. - 1 Тим. 3:2; 80-е Апост. - 1Тим. 3:6) и т.д.

5. Источники церковного права доникейской эпохи.
В канонический кодекс ПЦ вошло 85 Правил Св.Апостолов, 4 правила св. Дионисия Александрийского, 12 правил св. Григория Чудотворца и 14 правил св. Петра Александрийск.. Право древней Церкви. Первые общины управлялись епископами по нормам Писания и Ап. Предания. Это обеспечивало единство церковной жизни и строя. Но - отдельные общины имели свои особенности (богослужение, правовые нормы), что вызывало недоразумения. Для раз-решения - соборы; соборные определения (окружные послания) доводились до ос¬тальных церквей. Также частные послания иногда превращались в источники обще¬церковного права. Древнейшие памятники ЦП. Самый высокий авторитет - право¬вые нормы апостольск. происхождения - псевдографы: «Дидахи» (1-11 в.), обнаружен в 19 в. архим. Антониной (Капустиным). Содержание: наставления о вере и нравственности + несколько правил церковно-юридического характера (11-16 гл.). “Церковные кано¬ны Святых Апостолов”. (III в., Египет). Состав: основа - “Дидахи” + учение о 2-х путях жизни и смерти. + переработка “Канонов св. Ипполита” (сост. ок. 220 г.). “На¬ставление апостольское” (Дидаскалия). III в., вид - соборное послание апосто¬лов. Суть: поучения о разных сторонах церковной жизни, нравственного и юридиче¬ского характера. “Апостольские Постановления” (III-IV в.) Приписывают св. Клименту Римскому. Первые 6 книг совпадают с “Дидаскалией”, 7-я - близка к “Ди¬дахи”, 8-я - носит церковно-правоврй характер, содержит ряд правил (от лица каждо¬го из 12-ти Апостолов) - о рукоположении клириков, их правах и обязанностях и о церковной дисциплине. “Правила Св.Апостолов.” Тесно связаны с “Ап. Постановлениями”. Вероятно, один составитель. Об их апостольском происхожде-нии свидетельствуют Св. Отцы и Соборы (Гангрский, Карф., и др.). Римо-Катол. Ц-вь отвергает автори¬тет 35-ти последних правил, как не согласующихся с обычаями Зап. Ц-ви (пост в субботу, телесное уродство как препятствие к священству и др.). Правила Св. Отцов доникейской эпохи. В канонический кодекс ПЦ вошли правила 3-х Св.Отцов, подви¬завшихся до Миланского эдикта: Свв. Дионисия Александрийского (+265 г.; разде¬ленное на 4 канона Послание еп. Василию Ливийскому в ответ на 4 вопроса церковно-дисциплинарного характера); свщмч. Петра Александрийского (+311 г.; «Слово о покаянии» (по поводу отрекшихся в гонения но покаявшихся)); св. Григория Неоке-сарийского (+270 г.; каноническое послание 258 г., повод - нашествие варваров на Понт и недостойное поведение некоторых христиан.). 2-е Трулл. добавляет еще: пра¬вило св. Киприана Карфагенского о перекрещивании всех еретиков (252 г.), с ого¬воркой - как обычай Карфагенской Церкви, т.к. 7-е II Всел. и 95-е Трулл. назначают разные чины приема.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU