Главная > Секты, Студентам духовных школ > Сектоведение для духовных школ

Сектоведение для духовных школ

Сектоведение, пособие для духовных школ, Скачать целиком (992)

Учебная дисциплина «Сектоведение» является обязательной в учебных заведениях Русской Православной Церкви – духовных академиях, университетах и семинариях. Рекомендуется она и для учебных программ духовных училищ. Необходимость изучения сектоведения на курсах подготовки миссионеров и катехизаторов является очевидной.
Курс Сектоведения является логическим продолжением базовой дисциплины религиоведения – истории религии. В настоящем курсе проблема систематического развития тем этой учебной дисциплины решается путём исследования феномена сектантства по их происхождению. Концептуальную систему в сектоведении может внести либо определённая конфессиональная ориентация, либо – светский феноменологический подход. Без такого подхода учебный этот курс не может обрести достаточной коцептуально-методической целостности. Для духовных учебных заведений актуален конфессиональный подход в преподавании.
Конфессиональный подход позволяет дать наиболее полную оценку сектантства как по отношению к основной традиционной религии, так и в культурологической плоскости – с позиции основной культурообразующей религии.
В данный курс лекций вошли наиболее известные и актуальные для города Набережные Челны и Татарстана секты и культы.
В курс сектоведения были включены следующие разделы:
Классические секты – получение достаточно полного представления о возникновении сектантства из протестантизма.
Тоталитарные псевдобиблейские секты – изучение тоталитарных сект прикрывающихся Библией и паразитирующих на христианстве,
Псевдоиндуистские секты – секты, появившиеся как проповедь неоиндуизма на западе. Собственно индуизм – глубоко национальное явление, язычество.
Раздел эклектических сект – объединяющий секты, довольно разнородные по своей природе (происхождению) и своим проявлениям. Они характеризуются мощной эклектикой (синкретизмом) – объединением под одной вывеской самых разнородных явлений.
Новая Эра (Нью Эйдж) – секты и культы новой религиозной формации, возникшие на стыке спиритизма, околорелигиозных (теософских) исканий во второй половине XIX века, наркокультуры XX века.
Раздел нерелигиозных культов – освещение сект, в основе которых паразитирование на не религиозных чувствах человека. Это, как правило, коммерческие, оздоровительные культы и психотренинги.

СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ I. КЛАССИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Основные понятия о сектах. Их отличие от ересей и церковных расколов. Возникновение протестантизма. Основы вероучения протестантизма. Зарождение постпротестантских сект.
ТЕМА 1. БАПТИСТЫ
История баптизма, баптизм в России. Разбор основных вероучительных истин современного баптизма. Богослужебный ритуал. Несостоятельность баптистского учения.
ТЕМА 2. АДВЕНИТСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ
История адвентизма, адвентизм в России. Вероучение адвентистов. Анторпология и эсхатология АСД. Ошибочность вероучения АСД.
ЧАСТЬ II. ТОТЛИТАРНЫЕ ПСЕВДОБИБЛЕЙСКИЕ СЕКТЫ
Определение тоталитарной секты. Основные ее характеристики, признаки, методы. Последствия пребывания в секте для человека.
ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ (СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ)
История сторожевой башни, глубокая оппозиция христианству. Язычество в вероучении СИ. Антропология и эсхатология. Иные стороны культа Свидетелей Иеговы.
ТЕМА 4. НЕОПЯТИДЕСЯТНИКИ
История появления пятидесятничества и неопятидесятничества. Аморфность современного движения веры. Глоссолалия и «покой в Духе». Псевдохристианская сущность Движения веры. Теология процветания.
ТЕМА 5. ЦЕРКОВЬ УИТНЕССА ЛИ
История появления Местной церкви Уитнесса Ли. Оппозиция христианству. Особенность «богослужения», молитвочтение. Вероучение Местной Церкви.
РАЗДЕЛ III. ПСЕВДОИНДУИСТСКИЕ ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ
ТЕМА 6. ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ
История МОСК, его появление в России. Вероучение. Основные тексты Сознания Кришны: Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам. Ритуалы: поклонение идолам, прасад – идоложертвенная трапеза, санкитрана. Поклонение гуру и Кришне. Конечная цель Общества.
ТЕМА 7. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ
История появления ТМ. Техника ТМ и основы вероучения. ТМ-Сиддхи и группы пурушей, религиозная сущность ТМ. ТМ – психическое оружие.
ТЕМА 8. ПРОЧИЕ ПСЕВДОИНДУИСТСКИЕ СЕКТЫ (КУЛЬТ ЧИНМОЯ, САХАДЖА-ЙОГА, КУЛЬТ ОШО РАДЖНИША, АШРАМ ШАМБАЛЫ)
Культ Шри Чинмоя, его происхождение и распространение. Вероучение и религиозная практика.
Сахаджа-йога, история возникновения и распространения. Обожествление гуру. Основы вероучения. «Реализация» (шактипат) и другая религиозная (йогическая) практика. Антихристианские и антинаучные высказывания Нирмалы.
Ошо Раджниш как ницшеанец, его отрицание всякой религии. Вероучение Ошо: «Люби Бога и делай, что хочешь». Практики культа: «динамическая медитация», «медитация кундалини». Ашрам Ошо. Антихристианские и античеловеческие взгляды Ошо Раджниша. Ашрам Шамбалы – проповедь псевдотантризма. «Путь дурака» - биография Руднева-Сотидананданы. Иные школы псевдотантризма.
РАЗДЕЛ IV. ЭКЛЕКТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
ТЕМА 9. САЙЕНТОЛОГИЯ
Р. Хаббард, его биография. Саентология – «наука о науке», ее предшественник – дианетика. Вероучение дианетики и саентологии. Одитинг – основная практика культа. Иные практики саентологии. Коммерческая сторона культа. «Морская организация». Нарконон. Противоправная деятельность саентологов.
ТЕМА 10. СЕКТА ВИССАРИОНА (ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕДНЕГО ЗАВЕТА)
Биография С. Торопа-Виссариона, история создания «Церкви последнего завета». Основы вероучения. Писание «Церви» - «Последний завет». Единая природа с Агни-йогой. Город Солнца.
ТЕМА 11. ИВАНОВЦЫ
Биография Порфирия Иванова и история появления секты «ивановцев». Культ Природы и культ человека, самообожествление П. Иванова. Религиозная практика «ивановцев».
РАЗДЕЛ V. КУЛЬТ НОВОЙ ЭРЫ (НЬЮ ЭЙДЖ)
ТЕМА 12. ТЕОСОФИЯ И РЕРИХИАНСТВО.
Корни «Нью эйдж»: теософия, спиритизм и наркокультура 60-х годов. Пантеизм и монизм. Теософия и Рерихи. Эзотеризм. Теософское общество. «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской. Рериховское общество. «Агни йога» Е. Рерих.
ТЕМА 13. СПИРИТИЗМ И КОНТАКТЕРСТВО; РЕЙКИ И ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
Спиритизм второй половины XIX века, А. Кардек. Контактерство-ченнелинг: одержимость духами. НЛО. Внутренние голоса. НЛП. Рейки – «Система Естественного Исцеления Усуи» - как оккультно-религиозная практика. Целители-экстрасенсы, современные маги и колдуны.
ТЕМА 14. РЕИНКАРНАЦИЯ, «ФИОЛЕТОВЫЕ», КУЛЬТ «АНАСТАСИИ»
Положительный взгляд на реинкарнацию в Нью эйдж. «Братство фиолетового пламени»-ЦУТ. В. Мегре-Пузаков и «Анастасия». Экологическая тематика. Культ сибирского кедра.
ТЕМА 15. МИССИЯ ЕДИНЫХ, НЕОЯЗЫЧЕСТВО, САТАНИЗМ
Ахсан и «Миссия Единых», магазин-клуб «Рухи азык». Челнинский Грабовой. Медитативная практика «Миссии». Древне-русское язычество и его современное возрождение. Культовая практика язычников. Сатанизм – осознанное служение силам тьмы. Алистер Кроули, Шандор Ла Вей. Готы – молодежная антикультура. Внутреннее единство всех нью-эйджеров.
РАЗДЕЛ VI. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ
ТЕМА 16. ИНСТИТУТ САМОВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (СЕКТА НОРБЕКОВА)
История появления учения Норбекова. Его сущность и оздоровительная практика. Коммерческая сторона культа. Сектантская сущность учения.
ТЕМА 17. ГЕРБАЛАЙФ И ВИЗИОН
История и мифы Гербалайфа. Марк Хьюз. Кредо – очищение организма. Культ Продукта. Сетевой маркетинг. Пирамида, курсы ради продаж, ради успеха. Другие оздоровительные культы.
ТЕМА 18. ЛАЙФСПРИНГ
Тренинги личностного роста. Психокульт, суггестивная практика. Нью-эйджеровские корни. Атака на психику, ее растормаживание. «Источник лидерства» как психокульт.

ЧАСТЬ I. КЛАССИЧЕСКИЕ СЕКТЫ

Основные понятия о сектах. Их отличие от ересей и церковных расколов. Возникновение протестантизма. Основы вероучения протестантизма. Зарождение постпротестантских сект.
Наверное, не найдется ни одного человека, который бы ни разу не слышал слова «секта», но, увы, дать четкого определения, которое бы удовлетворило запросы всевозможной аудитории, вряд-ли возможно.
Само слово «секта» имеет две возможные этимологии. Либо оно происходит от латинского secare — “отсекать” (часть от целого), либо от латинского же sequi — “следовать” (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологии по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, но, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, скажем, как менониты, баптисты, молокане), то вторая — к сектам новоявленным тоталитарным.
Если посмотреть в различные словари, то мы увидим примерно следующее:
Словарь Ожегова: 1.  Религиозное   течение  (община),  отделившееся  от какого-н. вероучения и ему  противостоящее. С.  духоборов.  2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.).
Словарь иностранных слов: 1) религиозная община, группа, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах.
Многие светские религиоведы определяют секту как относительно небольшую религиозную группу, существующую независимо от основной конфессии (или основных конфессий) страны. Но, в таком случае, мы получим, что по сути любая религия в определенной ситуации есть секта. Так, православие во Франции или в Германии вполне под него подпадет. Аналогично, и католичество или, скажем, лютеранство в нашей стане.
Если следовать словарю Ожегова, то под определение секты у нас в стране попадут только различные хлысты, беспоповцы, духоборы и прочие подобные им группы. А также – католики, как отколовшиеся от православия. То есть, различные раскольники и еретики. Что такое раскол и ересь, мы рассмотрим немного погодя. Итак, это определение для нас слишком расплывчатое. Ни одну из разбираемых в этой книге групп мы не можем назвать сектой (во всяком случае, в России), потому что ни одна из них не отделялась от Православной Церкви.
Понятия «секта», «сектантство» и «сектанты» не имеют чёткого научного определения, которое бы обозначало содержание и смысл этих понятий и было бы общепринятым в светском религиоведении. Это определенный минус. Более того, в 1998 году Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ в Решении № 4 (138) от 12.02.1998 г. указала, что «в законодательстве Российской Федерации не существует такого понятия как „секта“, в то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несёт безусловно негативную смысловую нагрузку» и, соответственно, его употребление не рекомендуется, поскольку может оскорбить чувства верующих.
Но мы имеем прямое отношение к православию. Богословская наука Православной Церкви использует понятие «секта» уже не одну сотню лет и было бы по меньшей мере глупо отказываться от этого понятия по вышеизложенной причине. Тем не менее, помнить обо всем этом необходимо. И, коль та аудитория, к которой вы будете впоследствии обращаться, зачастую не осведомлена, то почаще давайте расшифровку этого понятия.
Мы будем придерживаться следующего определения, данного А.Л. Дворкиным (который помимо всего прочего – председатель религиоведческой эксперизы при Минюсте РФ). Итак, секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Однако, следует учесть, что некоторые классические секты могут и не противопоставлять себя основной религии. Противопоставление может быть прямое, агрессивное, так и нет. Наиболее яркий пример первого – приставание на улице кришнаитов или иеговистов. Другой вид противопоставления – через ведение диспута, открытых бесед.
Цель нашего этого курса – вплотную приблизиться к религиозным воззрениям значительной части населения. Причем это – религиозно активная часть. Со многими из них придется полемизировать, защищая и проповедуя православие. К какой бы секте не принадлежал человек, необходимо помнить, что он – в первую очередь человек, и только потом уже – носитель тех или иных религиозных идей. И именно к человеку необходимо адресовать слово истины. В православном лексиконе слово «секта» не должно быть ругательным, оскорбительным, ведь не оскорбительно для нас слово «грешник», адресуемое нами в первую очередь самому себе. Только в этом случае можно надеяться на определенный успех.
К классическим  сектам (за неимением лучшего термина) обычно относят менонитов, квакеров, баптистов, адвентистов, пятидесятников, духоборов, хлыстов и другие маргинальные (по отношению к христианству) группы. Типичные синкретические секты (т.е., объединяющие разные религии) — Бахай, “Христианская наука” и др.
Что такое «ересь», кто такой «еретик»? Слово еретик (от греческого hairesis — захват; выбор; учение, направление, школа) означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине и лишь со временем отказаться от истины в пользу лжеучения.
Что такое раскол? Под расколом в православии понимают отделение от Церкви и образование отделившимися отдельного самостоятельного сообщества без изменения вероучительной (догматической) стороны. Таким образом, раскольниками являются староверы. В настоящее время, когда сняты все запреты и клятвы в отношении их, сами старообрядцы не торопятся возвращаться в единую Церковь. Старообрядцы есть у нас в городе, они строят себе храм, а богослужение совершают в часовне. На Украине в нынешнее время существует церковный раскол: Украина расколота на автокефалистов (сторонников независимости Украинской Церкви) и каноническую УПЦ. В недавнее время все мы столкнулись с раскольнической деятельностью бывшего епископа Чукотского Диомида. И раскол этот, надо сказать, еще не уврачеван – сторонники Диомида есть и в нашем городе. Римо-католики имеют в себе ряд черт, характеризующих их как раскольников, так и еретиков. Они раскольники, ибо откололись от Церкви в XI веке. Римо-католическая Церковь сохранила основы церковности, что позволяет нам считать ее Церковью, хотя и ущербной, и признавать, хотя и с оговорками, ее таинства. Но они также и еретики, ибо внесли в свое вероучение за последующие века много такого, что уже тянет именно на ересь.


В нашем курсе большое внимание будет уделено особым тоталитарным сектам. Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
Конечно, иной раз сложно провести границу между двумя типами сект — “историческим” и “тоталитарным”. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем “остепениться” и войти в общественную жизнь (вспомним воинственное анабаптистское движение, которое легло в основание современного баптизма). Значительно изменились и мормоны. При всех их тоталитарных тенденциях их все же нельзя назвать тоталитарной сектой в полном смысле этого слова, так как у них хоть и в малой степени, но все же допускается разномыслие. Некоторые секты, правда, по всей видимости, неспособны меняться. Например, тоталитарность “Свидетелей Иеговы” с течением времени, похоже, лишь усиливается.
Если, скажем, Римо-католическую церковь или протестантские деноминации можно обличить в целом ряде еретических заблуждений, то никак нельзя сказать, что, скажем, лютеране или баптисты — члены тоталитарных сект или деструктивных культов.
Любой православный религиовед, миссионер должен достаточно хорошо знать вероучение сектантов, свои высказывания он должен строить аргументировано, подтверждая свои заключения различными исследованиями, фактами. Нужно осознавать, что участвуя в полемике с сектантами, придется столкнуться с довольно грамотной аргументацией у самих сектантов и, часто, с определенной агрессией. Нужно быть готовым к тому, что какая-нибудь секта захочет подать на нас в суд. Такое уже бывало не раз. Самые различные сектанты подавали в суд на протодиакона Андрея Кураева, на ведущего православного сектоведа А.Л. Дворкина и на многих других. Пока, при начале нашей деятельности нам это, правда, не грозит, но готовым быть надо. И поэтому повторяю, нельзя быть голословным. Тогда мы сможем уберечься о множества неприятностей.
Миссионер должен не только уметь полемизировать, но и стремиться не распаляться при нападках со стороны оппонента, и даже более того, быть как врач с пациентом – уметь отделить болезнь, подлежащую искоренению, от самого больного человека.
Протестанты
Собственно, протестантизм – это исторически четко очерченное явление. Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.
Это отделение привело к потере протестантскими исповеданиями основных признаков церковности, которые еще сохраняло католичество, поэтому, с православной точки зрения, ни одно из них не может считаться Церковью, и так называемые таинства их не имеют благодатной силы. Протестантизм сам очень скоро разделился на отдельные ветви, каждая из которых отражает исторические особенности развития Реформации в странах средневековой Европы. Можно выделить три основные ветви протестантизма:
1) Лютеранство - первое из протестантских движений, начавшееся в начале XV столетия в Германии и названное по имени отца Реформации Мартина Лютера. В лютеранстве мы видим попытку сочетания основ традиционного христианства со стремлением к обновлению церковной жизни, которое, однако, пошло по изначально ложному пути, жертвуя церковностью ради превратно истолкованного обновления.
2) Реформатство или кальвинизм, зародившееся в Швейцарии чуть позже лютеранства и названное по имени его родоначальника Жана Кальвина. В реформатстве мы сталкиваемся с наиболее последовательным развитием основ Реформации в резких, подчас абсурдных формах.
3) Англиканство, которое первоначально развилось из стремления христиан Англии к независимости от Рима и поэтому не имело четко выраженной богословской подоплеки. Английская Реформация приобрела поэтому преимущественно политический характер, и в области богословия она испытывала влияние Реформации европейской, в частности, кальвинизма, не решалась окончательно порвать с католической традицией. Фактически, эта двойственность сохраняется в англиканстве и поныне.
Процесс дробления протестантизма не закончился и его основные течения сами порождают множество отдельных движений и сект, которые отличаются значительным своеобразием в своем богословском развитии.
Чем характерен протестантизм? Каковы его вероучительные особенности?
Основы протестантского вероучения были сформулированы М.Лютером, Ф.Меланхтоном и их сподвижниками в ходе германской Реформации, которая положила начало ее лютеранской ветви. Поэтому изучение общих вероучительных основ Реформации обращает наше внимание прежде всего к лютеранству, ставшему исторической классикой протестантизма. Именно основоположники лютеранства сформулировали в спорах с католическими богословами основные принципы Реформации. Эти принципы в той или иной форме унаследовали затем основные ветви Реформации.
Истоки учения о спасении только верой (sola fide) лежат в своеобразном понимании отцами Реформации природы первородного греха. Лютер восстал против учения Римо-католической Церкви о первозданном состоянии человека в раю. По учению римо-католичества, разум и чувства изначально противостоят в человеке друг другу. Это противостояние разума и чувственности в райском состоянии человека сдерживалось благодатью, и в грехопадении он лишь лишился ее, сохранив свою природу неповрежденной. Видите, к чему привело изменение православного вероучения в католичестве? Нынешнее греховное состояние, объявляется нормой. Райская благодать играет роль как бы «консерванта» порока. Эти семена под действием благодати не прорастают в раю, но после грехопадения дают обильный урожай, так как консервирующей их благодати не стало. Самостоятельная способность к делам добра, которыми достигалось спасение в католичестве обесценивала, по мысли праотца Реформации, спасительную заслугу Христа. В противовес этой “добродетели несмыслия” Лютеру нужно было с особой силой утвердить губительное действие первого греха на саму природу человека, чтобы лишить человека самой возможности творить добро и участвовать в своем спасении, ибо оно принадлежит только воле Искупителя.
Итак, состояние первозданной невинности человека по природе своей отличалось не просто отсутствием греха, но наивысшим совершенством его духовных способностей, которые пребывали в полной гармонии с чувственной стороной его бытия. Это была “совершенная праведность”, согласие не только в природе человека, но и в его отношениях с Творцом. В этом состоянии рода человеческого, “мало чем умаленного от ангелов”, для протестантского богословия не было ничего сверхъестественного. В отличие от католической традиции, которая сходными красками описывает первозданное состояние человека, объясняя его воздействием “благодати первозданной праведности”, отцы Реформации считали такое состояние естественным, прирожденном человеку при его сотворении. Здесь протестанты весьма приблизились к православному вероучению, но дальнейшие выводы их, увы стали ошибочными.
Действие грехопадения по Лютеру, не ограничивается утратой богозданного совершенства, человек ниспадает в состояние прямо противоположное. С одной стороны, человек потерял первозданную праведность, с другой – приобрел склонность ко злу, он стал врагом Богу, и эта вражда навлекает на него осуждение. Душа человека стала мертва пред Богом, и образ Божий в павшем человеке, по определению той же “Формулы согласия”, заместился соляным столпом, в который обратилась некогда жена Лота. Человек стал “истуканом в нравственном отношении”, неспособным не только стремиться к добру, но даже желать его.
В отличие от протестантизма, восточное христианство не допускает полного порабощения первородным грехом человеческой природы и сохраняет в ней возможность нравственного выбора при помощи вышней благодати. Из курса «Истории религии» вы знаете, что вся история человечества – это путь искания Бога и стремление выйти обратно, к небесам. Это вовсе не сознательная борьба со Всевышним (хотя, разумеется, и явление сатанизма, богопротивления, несомненно, существовало). Итак, реформация утвердила всецелое господство греховного начала в человеке. Лютер выражался на сей счет весьма резко: “Воля человеческая походит на лошадь. Сядет на нее Бог, она бежит куда Бог хочет и направляет; сядет на нее дьявол, она бежит куда ее дьявол гонит”. Это представление о полной неспособности человека к выбору между добром и злом впоследствии дало почву для развития учения Кальвина о предопределении.
Категоричность Лютера была значительно смягчена Меланхтоном, а также последующим развитием лютеранского вероучения. В итоге, Реформация оставляет человеку только ограниченную свободу выбора, но не действия. Человеку принадлежит лишь способность пассивного подчинения действующей в нем благодати Всевышнего, вместо стремления к добру человеку оставлено лишь непротивление ему. Унижение природы человека состоит в том, что она способна только противиться или подчиниться Богу, но недостойна содействовать Ему.
Августиновское понимание первородного греха послужило необходимой богословской предпосылкой для краеугольного камня Реформации - учения о спасении только верой – sola fide. Внутренняя ложь католической сотериологии ясно осознавалась многими выдающимися представителями Римской Церкви. Реформация единственным условием обретения оправдывающей благодати утвердила спасающую веру, обращенную непосредственно ко Христу. Обрядоверию католичества Лютер со свойственной ему категоричностью противопоставил веру как предельное выражение глубинного расположения человеческой души.
Представление о спасении только через веру развилось преимущественно из своеобразного толкования посланий ап.Павла, столь почитаемого Лютером. Как гласит “Аугсбургское исповедание”: «Мы не можем получить прощение грехов и оправдание пред Богом нашими заслугами, но мы получаем прощение их и очищаемся пред Богом из милости, по вере во Христа, мы верим, что Христос пострадал за нас и ради Него нам прощен грех, даруется праведность и жизнь вечная. Ибо эту веру Бог сочтет и вменит в оправдание пред Ним, как говорит ап.Павел».
Человеческие же усилия, в данном случае, не только излишни, но и опасны, ибо они мешают непосредственному действию благодати Божией. Христос принес за нас такую плату, которая обеспечила нам перед правдой Божией прощение, а усвоение этой всеобъемлющей заслуги Христа происходит через веру. Раз человек поверил, что заслуга принесена и за него, то он сопричтен к ее спасающему действию.
Что же дает человеку это удовлетворение жертвой Христа справедливости Божией? В этом удовлетворении ему подается оправдание, но не как избавление от греха, а как избавление от наказания за него, ибо, по словам одной из символических книг: “Оправдание не снимает грех, ибо он глубок, а покрывает его”. “Бог ради нашего Ходатая Христа нас благоволит считать за совершенно праведных и святых, хотя грех в нашей плоти еще не удален и не умерщвлен, Он не хочет видеть его и не наказывает за него”.
Сущность того оправдания, которого протестант стремится достичь верой состоит не в “избавлении от греха, проклятия и смерти”, а, подобно католичеству, в избавлении от наказания. Это наказание отменяется путем провозглашении праведности человека, но не по причине его внутреннего нравственного очищения, а в счет жертвы Христовой. «В оправдании нам усваивается праведность Христова, без того, что мы сами в своей нравственной природе стали праведными». Это провозглашение именуется «пронунциацией», и в ней Бог отказывается от предъявления счета за грех, происходит списание нравственных долгов по факту веры.
Патриарх Сергий так выразил это мироощущение: «По протестантскому учению выходит, что Бог все время был разгневан на человека … Потом, вдруг видя веру человека в Иисуса Христа, Бог примиряется с человеком и не считает его более Своим врагом, хотя человек и после этого может еще грешить, но уже безнаказанно».
В православном веросознании основу спасения человека составляет не количество добрых дел или факт веры, а процесс изменения отношения человека к Богу, т.е. духовно-нравственное перерождение личности. Для этого перерождения равно необходимы и вера и дела, единство деятельной веры. Как гласит Окружное послание Восточных патриархов 1723 г.: «Веруем, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовью (т.е. верой как деятельной силой), то есть через веру и дела. Не призрак только веры, но сущая в нас вера через дела оправдывает нас во Христе».
Патриарх Сергий так определял соотношение веры и дел в православном учении о спасении: «Не должно спрашивать, за что человек получает спасение, а нужно спрашивать, как человек соделывает свое спасение». И вера и дела в равной степени участвуют в возвращении человека к Богу, они равные составляющие спасительного изменения человеческой личности, которое уничтожает грех в человеке и приводит его ко спасению.
Мы также должны отметить то беспримерное влияние, которое оказала Реформация на общественное сознание Запада и, в конечном счете, на формирование западной цивилизации в целом. Именно с влиянием Реформации связано окончание эпохи средневековья и становление сознания нового времени. Реформация изменила религиозную мотивацию общества, следствием чего стало изменение самого направления исторического развития, смена типа общественно-религиозного сознания.
Религиозное сознание средневековья (католическое) пребывало в напряженной неуверенности о своем спасении, в страхе перед ежедневно живописуемыми ужасами ада. В стремлении обезопасить себя человек был вынужден постоянно наполнять копилку добрых дел, которая неизменно опустошалась новыми прегрешениями. Реформация разом освободила человеческую совесть от этого гнета, всеобщая спасенность обесценивала дела добродетели, они были нужны лишь для успокоения совести. Одновременно Реформация направила эту высвобожденную энергию на практическое обустройство земной жизни, положила ее в основу промышленного развития протестантских стран. Его успехи смогли, в конечном счете, сломить католическое сопротивление и заложили основу современной индустриально-технократической цивилизации Запада, которая стала историческим продуктом религиозного полураспада западного христианства.
Реформация началась как попытка очистить церковную жизнь, вернуться к идеалу евангельского первохристианства. По мысли ее отцов, все развитие Церкви в послеевангельскую эпоху было безусловным упадком, в котором человеческие предания заслонили собой евангельскую истину. Поэтому нужно вернуться к ее первоисточнику - Священному Писанию и отбросить все позднейшие наслоения - Священное Предание. Единственным вероучительным авторитетом для протестантов всего мира остается Свщ. Писание, что выражается принципом sola Scriptura - “только Писание”. Итак, спасение только верой - sola tide, вера же только по Писанию – sola Scriptura.
Подобно спасению личной верой принцип sola Scriptura исходил из общей идеи Реформации о правомочности личностного, неопосредованного обращения к Богу, которое с особой силой утверждала Реформация. Сила спасения принадлежит только Богу, но обращаться к Нему за ее действием каждый христианин должен сам, без всякого посредничества, земного или небесного. Прежде посредником в спасении была Католическая Церковь, ибо она сообщала верным спасающую силу таинств. Церковь также была посредником в вере, ибо она предлагала человеку для познания Бога свой опыт знания о Нем – Священное Предание. Между человеком и Откровением в Священном Писании она утверждала посредство Свщ. Предания. В стремлении уничтожить любое посредничество между Богом и человеком Реформация оставила только Свщ. Писание, открыв которое, каждый мог непосредственно знать о Боге из Его слов. В культе Свщ. Писания личный вероучительный опыт вытеснил собой вероучительный опыт Церкви.
Единственным источником знания о вере, таким образом, осталось Свщ. Писание, для реформаторов оно было также и точкой опоры в борьбе с Римом, авторитету папской власти был противопоставлен авторитет общедоступный, неиерархический - Слово Божие.
Необходимость ограничить вероучительный произвол привела к возникновению так называемых символических книг протестантизма, под именем которых фактически скрывается его собственное предание, второй основной источник протестантского вероучения. Каждое протестантское направление имеет свои символические книги, но сам факт их существования противоречит изначальному принципу Реформации – sola Scriptura.

Секты, Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU