Главная > Студентам духовных школ > История философии, материалы к экзамену

История философии, материалы к экзамену

Экзаменационные вопросы к курсу «История философии» Скачать целиком (429)
II курс:
Примечание: данные ответы существуют не для списывания во время экзамена, а для быстрой актуализации знаний перед входом в аудиторию с преподавателем.
1. Возникновение философии. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей).
Философия – любомудрие.
Греки отдавали отчет, что мудрость у Бога.
Термин «философствовать» - у Геродота, осознанно «философия» – у Пифагора. Платон считает, что Сократ.
Сократ: исследование самого себя
Платон: учение о вечно сущем и неизменном
Аристотель: наука, исследующая все сущее как таковое
Плотин: Философия занимается самым важным
Иоанн Дамаскин: Философия есть познание сущего в качестве сущего, т.е. познание природы сущего. Философия есть любовь к мудрости, но истинная Премудрость – Бог, и потому любовь к Богу есть истинная философия.
Философия всегда умозрительна. Философы могут противоречить друг другу.
Чтобы природу обожествить, нужно иметь само представление о Боге.
Люди ищут причину явлений, из этого и начинает возникать философия.
Греческие религии (политеизм):
•    Зевса (Гомер, Гесиод).
Гомер: «Одиссея» и «Илиада» Океан всему прародитель, Земля из Аида и Тартара, венчает все Эфир. Бог смерти Танатос брат бога сна Гипноса, Антропология: душа («псюхе» бесплотный образ тела, «тюмос» волевое начало и «нус» ум) и тело. Боги не всесильны – подчиняются судьбе.
Гесиод: «Труди и дни», «Теогония». хаос (пропасть между землей и небом), из него рождаются боги: Гея (земля), Тартар, Эрос, Нюкта (ночь), Эреб (мрак). Гея порождает Урана (небо) и Понт (море), потом Титанов, Киклопов, гекантонхейров (их всех Уран не выпускает из чрева Геи), титана-Крона. Крон выпускает титанов, одновременно появляются Старость, Смерть, Печаль. С титанидой Реей рождает олимпийцев. История повторяется, и Зевс сгоняет всех предков в Тартар. Сын Зевса Аполлон – второй верховный бог. Храм Аполлона в Дельфах, пифии прорицали волю Аполлона.
•    Деметры. Из мифа о похищении Аидом Персефоны, дочери Деметры. Елевсинские мистерии.
•    Диониса (орфики). Вакханалии, в экстазе приятно замечаешь наличие души. Тело есть могила души. Орфей развил и систематизировал. В отличие от Гомера, загробный мир лучше земного. Классические реинкарнанты.
Школы философии:
•    италийская (из дионисийской религии - Пифагор)
•    милетская (из аполлоновской – Фалес).
Семь мудрецов (VII-VI до Р.Х.): Фалес, Солон, Биант, Питтак, иногда: Клеобул, Хилон…
Мера лучше всего. Открытие гармонии в мире и человеке. Познай самого себя. О тайном догадывайся по явному.
Античная философия: VII в до н.э. – 529 г.н.э. (закрытие имп .Юстинианом Академии в Афинах)
I.    Досократики: Милетская школа (Мал.Азия – Ионика); Фалес, Анаклимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, Пифагорейцы
II.    Классический: Сократ, Платон, Аристотель
III.    Эллинистический (завоев. Александра Македонского): стоики, эпикурейцы, скептики, эклептики, неопифагорейцы, неоплатонизм (Прокл, Плотин)

2. Милетская школа. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз.
Фалес Милетский (к.VII – 1пол.VI или 625-547) – один из семи.
Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астроолгия», «Астрономия»
Учился в Египте. Внес доказательность. Указал дни равноденствия и солнцестояния, ввел 365х12 календарь.
I.    Начало всех вещей – вода.
II.    Все в мире полно богов (магнит притягивает железо). Бог – ум космоса, космос прекраснее всего, т.к. – творение бога.
III.    Теоремы (круг делится диаметром пополам; в равнобедр. ? углы при основании равны; при Х двух прямых верт. углы равны; 2 ? равны по двум углам и одной стороне).
Анаксимандр (610-546)
Труд: «О природе»
Первоначало: апейрон («беспредельный»). Начало – не стихия. Всякая вещь или начало или происходит из начала, следовательно начало бесконечно – божество.
Нарисовал геогр. карту. Геоцентрист. Создал солнечные часы.

Анаксимен (586-528)
Первоначало: воздух (невидимый, бесформенный, бесконечный)
Все полно богов и бог есть душа мира.
Душа – дыхание, душа мира – воздух.
Разряжаясь воздух – огонь, сгущаясь – ветер, облака, вода, земля, камни и пр.

Пифагор Самосский (VI в)
Путешествовал в Египте, Вавилонии, м.б.Индии.
Встречался с Зороастром (Ипполит «Опровержение всех ересей»)
Пифагорейский союз – о.Самос г.Кротон, имел большое влияние. Были философы-женщины.
Учение эзотерично, закрыто. Филолай по нужде продал три трактата Пифагора.
I.    Первоначало - число –. Познание бога через математику. Музыка – часть математики. Музыка сфер (планет), в центре огонь и 10 сфер. 10 – самое совершенное число. Числа: четные и нечетные, 1 – объединяет все числа, равенство; 2 – изменчивость, неравенство; 3 –все совершенное.
II.    Учение о душе. Метемпсихаст (реинкарнант). Люди не помнят воплощения. Пифагор помнит, первое его воплощение – Гермес.
III.    Учение об образе жизни. Главная цель – стремление к истине, приближение к богу. Строгий режим жизни.
Пифагор – только любитель мудрости, ибо мудрец – бог.
3. Философия Гераклита.
Гераклит Эфесский (540-480) был даже базилевсом, умер от водянки, «плачущий философ». И философы, и отцы Церкви его цитируют, даже Ленин.
Труд: «О природе»: о вселенной, о государстве, о богословии.
Учение:
•    о всеобщем изменении – «на входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз – другие воды». Ночь – в день, жизнь – в смерть, боги – это бессмертные люди, люди – смертные боги.
•    о противоположностях – вещи всегда несут противоположности
•    о Логосе – миром управляет некий Логос. Имеет огневидную природу. Сказал фразу о Логосе вследствие презрения к толпе. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны»
•    о природе – первоначало – огонь, мир через каждые 10800 лет сгорает, огонь – в воздух, воздух – в воду, вода – в землю. Космос в целом вечен.
•    о человеке – душа – воздух, но имеет огневидное начало. Мудрая душа сухая, глупая – влажная. Люди спят, не знают, что делают. Для бога все прекрасно и справедливо.
«Многознание уму не научает, иначе бы оно научило бы Пифагора и Гесиода, Ксенофана и Гекатея»

4. Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.
Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.
Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.
«Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».
Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.
Парменид. Ученик Ксенофана.
Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.
Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.
Бытие имеет форму шара.
Зенон Элейский (490-430). Ученик и приемный сын Парменида.
Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.
Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.
Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. Апории – около 47, до нас дошло около 9.
Апории против множественности, против движения.
1.    Есть пустота – есть пространство без вещ-ва. Пространство тоже где-то находится. Пространство отдельно от вещ-ва немыслимо.
2.    О мыслимости множества – каждый элемент делим до бесконечности, до небытия, как мыслить множество элементов всех элементов множества. Каждый элемент – не имеет величины, но кол-во – число конечное.
3.    Дихотомия – деление пополам. Движение не сможет начаться.
4.    Ахиллес и черепаха.
5.    Покоящаяся стрела.
6.    Стадий. Относительность движения
7.    Просяное зернышко. Шум от одного зернышка.

5. Античная натурфилософия. Эмпедокл. Анаксагор.
Эмпедокл (490-430). Учился у пифагорейцев и Парменида. Божественное происхождение.
Труды: «О природе», «Очищение» - мистико-религиозное
Чувствам следует доверять, но они ограничены. Существует движение, множественность вещей.
Мир из 4-х стихий, управляется Любовью (слияние) и Враждой (разделение). Небытия нет, бытие – когда главенствует Любовь (мир - 4 этапа от полного слияния до полного разделения)
Эволюция: сначала появляются руки, ноги и головы, стихийно соединяются, выживают сильнейшие ;о)
Принцип познания: «Подобное познается подобным»
Анаксагор (500-428). Первый афинский философ. Отвергал греческих богов – был изгнан.
«Ты лишился своих граждан» - «Не я их лишился, а они меня»
Учение:
•    О подобочастных (гомеометриях). Каждая вещь состоит из подобных себе вещей. В каждом элементе – вся вселенная.
•    Об Уме. Все упорядочено, Ум (Нус) управляет всем. Существует сам в себе, ни от чего не зависит, не смешан ни с чем. Содержит полное знание. Благодаря ему человек познает. В дальнейшем считает, что ум дает толчок миру, а далее не вмешивается (деизм)
Объяснял солнечные и лунные затмения.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU