Главная > Авторские колонки, Секты > Валеология: наука или оккультизм

Валеология: наука или оккультизм

В последнее время появилось новое понятие, претендующее на все большее место под солнцем. Это валеология (от лат. valeo – «быть здоровым»). Эта наука, как ее преподносят в книгах и статьях, призвана помочь человеку сохранить свое здоровье, т.е. то же, что и профилактическая медицина. Последнее время валеологию стали преподавать и в институтах, появился учебник по валеологии[1]. Меня, как религиоведа, попросили проанализировать, дать комментарий на этот учебник, так как у изучающих его появились некоторые сомнения. При его изучении меня привлекла глава 5.6.2. «Средства психотренинга», а именно:

1. На станице 227 мы читаем:

«К таким упражнениям относятся комплексы, пришедшие к нам из Индии и Китая (хатха-йога, тайцзицюань, тайцзицигун и др.)».

2. На страницах 230-231:

«По механизмам действия к точечному массажу близко примыкает массаж бесконтактный и биоэнергомассаж. Бесконтактный массаж демонстрирует интересную возможность взаимодействия за пределами традиционных представлений. Как показывает опыт, эффект влияния одного человека на другого значительно шире, чем принято считать, и все последствия его трудно учесть».

3. Далее, после описания действия звука различной частоты следует вывод: «По видимому, на этом механизме основано воздействие индивидуально подобранных «мантр» некоторых направлений йоги, молитв и заговоров древнерусской славянской религии и традиций».

Последнее место, привлекшее мое внимание: «… тело человека, его органы являются источником большого разнообразия физических полей, которые могут также влиять на другого человека. Характер такого влияния пока не вполне ясен, но эффекты бесконтактного воздействия впечатляют. … Не исключено, что некоторые виды таких влияний оказываются неблагоприятными…».

Со станиц учебника как оздоровительные упражнения преподносятся различные религиозные практики. Я считаю недопустимым публикацию в учебнике для светских учебных заведений подобной информации.

Во-первых: Хатха-йога, как и прочая йога является не просто физическим упражнением, а религиозной практикой, а религиозными ритуальными действиями, преследующими вполне определенную цель – достижение мокши (санскр., освобождение), т.е. покинуть тело – умереть, достигнуть освобождение от воплощений. Любая йога, в том числе и хатха-йога включает в себя не только чисто физические упражнения, но и определенные духовные. Она неразрывно связана с религиозной философской базой (в частности, философией Санкхья). Сами эти упражнения несут определенный религиозный символ, имеют строгую последовательность и включают в себя часто также пропевание (чтение) определенных религиозных гимнов, мантр, молитв. Поэтому йога должна расцениваться как религиозное ритуальное действие. Идеалы индуизма не только не согласуются с русской культурой, но и противоположны ей.

Более того, занятия хатха-йогой без полноценного руководства со стороны квалифицированного учителя несут в себе опасность для физического и психического здоровья человека. Еще в XIX веке оккультистка Е.П. Блаватская, основательница теософского общества, знакомая с различными восточными практиками не понаслышке и имевшая своего личного учителя, указывала о большой опасности при занятиях хатха-йогой: человек может умереть, стать душевно больным, стать колдуном.[2]

Для того, чтобы заниматься йогой, необходим учитель, гуру. Посвящение в ученики происходит по определенному религиозному ритуалу, вследствие чего кандидат вступает в ту или иную религиозную организацию или общину, группу (de facto, т.к. принимает участие в религиозном ритуале на равных, а не как зритель). Насколько допустимо призывать к совершению индуистских религиозных ритуалов, к исповеданию индуизма?

Во-вторых: бесконтактный массаж (и чем он отличается от «биоэнергомассажа»?) относится к оккультному воздействию на человека. Это не физическое воздействие и физические науки этим вопросом не занимаются. Сфера действия такого «массажа» - душа человека. Сам БЕС КОНТАКТНЫЙ целитель производит воздействие на т.н. астральное, эфирное и каузальное энергетические тела. Все эти термины, а также и их обобщение – аура – взяты из теософской и другой оккультной литературы, признающей вслед за восточной религиозной философией многосоставную природу человека (физическое, энергетические тела и духовную сущность – Атман). Более того, автор сам понимает, что последствия такого воздейтсвия трудно учесть. То есть, по сути, предлагаются человеку оккультные, а значит, научно не изученные (да и не изучаемые наукой, ибо наука не изучает потустороннее) практики с самым невообразимым результатом. Бесконтактный массаж расценивается православным богословием как чаро-действие, а его производитель – чародеем. В православной жизни, культуре чародеи и обращение к таковым рассматривалось как нарушение первой заповеди – заповеди Богопочитания. Все такие люди неизменно отлучались от церковного общения. Русская культура в корне своем – православная. Предлагать православному человеку подобные практики – значит разрушать русскую культуру, оскорблять его религиозные чувства. Оккультные практики являются элементом некоторых религиозных культов, в частности, движения Нью-Эйдж. Следовательно, это может расцениваться как проповедь этого культа.

В-третьих: Воздействие мантр, молитв и заговоров вовсе не связано с частотой вибрации звука, произносимого мантра-йогом или волхвом-колдуном. Многие мантры произносятся вообще только умом – это касается индивидуальных мантр в индийской традиции адвайта-веданты, в буддийской традиции ваджра-яны. Эти тайные мантры считаются звуками, несущими скрытое (внутреннее воздействие). Они могут иметь, а могут и не иметь своего реального смысла как слово. Те же мантры, которые произносятся вслух, пропеваются, являются вполне определенными краткими молитвами, молитвенными формулами. К примеру, если какая либо мантра содержит в себе слова «шри», «намах» (или вариации «нам», «намо»), то эта мантра является определенно обращением к какому либо богу, силе, сущности, она является выражением религиозного поклонения этой силе. Если бы мантра имела только физическую составляющую (сила звука, его выстота), то был бы получен абсолютно идентичный эффект от ее проигрывания на магнитофоне, и вполне не плохим мантра-йогом мог бы стать даже попугай. Но магнитофон не может вызвать какую-либо инфернальную (т.е. адскую) силу, ее вызывает человек, имеющий разумную и свободную душу. Таким образом, предлагают человеку «врачевание» очередным религиозным способом. Про молитвы древнеславянской дохристианской религии речь уже и не может идти – недопустимы призывы (хотя бы и косвенные) оздоравливаться при помощи молитв, ритуалов той или иной религиозной традиции с кафедр институтов и школ.

Я, еще раз повторяю, речь идет о описании регулирования психического состояния человека, о средствах психотренинга – т.е. тех средствах, которыми предлагают пользоваться. Является не просто не этичным, но и преступным предлагать такие методы, которые не изучены научно (а фразы «по-видимому», «не исключено» это подчеркивают) и имеют (могут иметь) вполне конкретное вредное воздействие. Как отреагирует здаво мыслящий человек на предложение оздоровиться, употребляя наркотики или купаясь в крови (буквально) – есть ведь и такая религиозная (люциферианская) практика.

Итак:

1. Автор учебника по валеологии Эдуард Наумович Вайнер должен заниматься наукой, а не проповедью оккультизма, когда читает свои лекции, пишет статьи и учебники.

2. Учебник по валеологии должен быть пересмотрен и из него должны быть удалены все религиозные и оккультные элементы.

3. Если эти элементы являются неотъемлемым звеном валеологии, то эта дисциплина должна быть изъята из учебного плана всех государственных и светских учебных заведений, т.к. является не научной, а религиозной и оккультной наукообразной дисциплиной.

4. Любой студент, школьник имеет право отказаться от того курса лекций, который читается по данному учебнику, оформить свой отказ в виде заявления в суд, прокуратуру.

Религиовед

Железняк Сергей Евгеньевич

[1] См.: Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. / 5 изд. – М.: Флинта, Наука, 2007. – 416 с.

[2] См.: Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. - б.м. Альтруист, 1991. С. 411-412.

Авторские колонки, Секты

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU