Главная > Студентам духовных школ > Новый Завет - Евангелие, материалы к экзаменам

Новый Завет - Евангелие, материалы к экзаменам

Скачать целиком (602)

11. Начало Евангелия история благов-е Богоматери. и благовестия Зах. и прав. Иосифа Обручника. Встреча с прав. Елис-й, Р.Х., обрезание и наречение имени, бегство в Египет, Иисус в храме.

Зах. был священник из Авиевой чреды, жена его Елисавета - из рода Ааронова. Во время служения Захарии ему явился во святилище архангел Гавриил, который сказал, что неплодная Елисавета родит сына, имя ему - Иоанн. Он исполнится духа Святого от чрева матери, приготовит народ к пришествию Господа, имея дух и силу Илии. за неверие Зах. был наказан немотой и, вероятно, глухотой (его спрашивали об имени ребенка знаками). Через 6 месяцев зачатия Ин. Предтечи арх. Гавриил явился в Назарете (колено Завулоново, юг Галилеи) Пресв. Деве и сказал ей: радуйся Благодатная! Господь с Тобою. Та смутилась, но когда ангел сказал, что благодаря наитию Св. Духа Она родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Божиим и будет царствовать над домом Иакова во веки, она ответила: Се, раба Господня … Богоматерь пошла в гору Иудин к Елисавете, и младенец взыграл в чреве ее. далее - песнь Богородицы: “Величит душа моя Господа” … (Лк. 1). Через три месяца, т.е. перед рождением Ин. Пред. Пресв. дева возвратилась в дом свой (Лк. 1). Прав. Иосиф из рода Давидова, которому Она была обручена, не желая огласки Ее беременности, хотел тайно отпустить ее, но ангел, явившись ему во сне, повелел ему принять жену, ибо Она родит от Духа святого Сына Иисуса, который спасет людей Своих от грехов их. Иосиф поступил, как повелел Ангел, и не знал жену свою (Мф. 1). (Словосочетание “родила первенца” не значит, что потом у Пресв. девы были дети от Иосифа; “братья Христа” - это или сыновья Иосифа от первого брака, или его племянники). Придя из Назарета в Вифлеем, град Давидов, Иосиф с женою своею не нашел места в гостинице. Христос родился в яслях, там Ему поклонились пастухи. В восьмой день Младенцу при обрезании нарекли имя Иисус; в 40-й день принесли в Иерусалим по закону Господню (Лк. 2) (там произошло сретение, Сим. и Анна). Затем в Вифлееме произошло поклонение волхвов; после этого - бегство в Египет и возвращение в землю Израилеву и в Назарет (Мф.). В Назарете Христос жил до 30 лет (Лк. 9), оттуда св. семейство ходило на пасху в Иерусалим, где однажды остался в храме отрок Иисус (Лк. 2).

12.Родословия Иисуса Христа, их согласование. Происхождение Богоматери. Братья Христа - см. вопрос 11.

Мф. писал свое Евангелие для евреев. Показал происхождение Христа от Авраама; начиная с Соломона, указывал отцов по закону левирата (Мф. 1). Ап. Лк. писал для язычников, по восходящей к Адаму линии показал божественное происхождение Спасителя. указывал реальных отцов, поэтому от Иосифа до Давида - расхождение с Мф. Общие имена - только Салафииль и его сын Зоровавель (Лк. 3).

Богоматерь названа родственницей Елисаветы) Лк. 1:36), которая была из рода Ааронова (Лк. 1:5). Можно предположить, что и Пресвятая дева была из колена Левина, но ее взял в жены Иосиф, член колена иудина (рода Давидова - Мф. 1:20), а в брак обычно вступали члены одного колена. Однако для современников Христа отец Его был Иосиф, поэтому имело значение исполнение пророчеств о том, что Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова, Иуды. Давид (см. соотв. пророчества в лекции о.Алексия).

14. Проповедь Иоанна Крестителя, его свидетельства о Христе.

До явления Израилю Предтеча жил в пустыне (пустыня в том смысле, что людей там не было). Одевался в грубую одежду из верблюжьего волоса, питался акридами (род саранчи) и диким медом. К нему “был глагол Божий” (Лк. 3:2), и он начал крестить в “окрестности Иорданской” в Вифаваре на Иордане (Ин. 1:28) и в Еноне близ Салима (Ин. 3:23). Цель крещения - оставление грехов (Лк. 3:3), т.е. люди исповедали свои грехи и обещали больше их не повторять. Отпускать грехи Предтеча в отличие от апостолов (Ин. 20:23) не мог. Иоанн призывал “приготовить путь Господу, прямым сделать стези Ему ” (Мт. (Мф. - ?) 3:3), как сказал Ис. (40:3) о “гласе вопиющего в пустыне” (Ин. 1:23). Когда народ после его слов о дереве, е приносящем доброго плода, спросил, что делать, он ответил: “”У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, и у кого есть пища, пусть так же поступает” (Лк. 3:11). Воинов Иоанн призывал никого не обижать, не клеветать, довольствоваться своим жалованьем; мытарей - не брать больше, чем полагается (Лк. 3:12-14). Фарисеям и саддукеям он сказал: “Сотворите плод достойный покаяния и не думайте говорить в себе “отец у нас Авраам”, ибо Бог может из камней сих (язычников) воздвигнуть детей Аврааму” (Мф. 3:8-9). Предтеча “не знал” Христа, т.е. не был знаком с Ним до крещения, но “для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю” (Ин. 1:32). Ему было сказано, что Тот, на Ком он увидит Духа, сходящего и пребывающего, есть крестящий Духом Святым; он увидел во время крещения Христа Духа как голубя, и свидетельствовал, что это - Агнец Божий, Который берет грех мира, что Иисус - сын Божий (Ин. 1:29-34). Иоанн сказал, что Идущий за ним сильнее его; это - Тот, у Которого он недостоин развязать ремень обуви Его (Мф., Лк.). Христос, по словам Крестителя, “будет крестить духом святым и огнем” (Мф. 3) “лопата в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3). Когда Христос, точнее ученики Его (Ин. 4: 1-2), стали крестить в Иудее, Иоанн назвал Его Женихом, а себя - другом жениха, радующимся Его голосу, и сказал: “Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше - выше всех … Отец любит сына, и все дал в руки Его (Ин. 3).

15. Крещение Господа Иисуса Христа, его смысл.

Христос пришел из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Предтеча препятствовал ему, но Господь сказал, что так подобает исполнить всякую правду (Мф. 3:13-15). Крещение Иоанново имело значение не абсолютное, а временное “Теперь”: крещение Господне было нужно в тот момент. Принимая его, Христос исполнял правду Ветхого Завета, выражал свое единение с народом, грехи которого Он брал на Себя. Крещение Господне - первое явление Триипостасного Бога: когда крестился Бог сын, глас Бога Отца с небес назвал Его Возлюбленным, а Дух святый подтвердил это, сойдя на Него как голубь (Мф. 3:16-17). Сошествие Духа, видимо, наблюдали только Господь (Мф. 3:16; Лк. 1:10, Кассиан перевод.) и Иоанн Креститель (Ин. 1:32-33), но значение имело Богоявление как таковое. Богоявлением в крещении отмечается начало общественного служения Христа. Его служение есть Богоявление.

17. Искушения Иисуса Христа в пустыне.

Они произошли после того, как Господь, приняв крещение, был возведен духом в пустыню и провел в посте 40 дней и ночей (Мф. 4; Мк. 1; Лк. 4). Порядок искушений Мф. и Лк. описывают по-разному. У обоих первое - предложение превратить камни в хлеб. Второе и Мф. - броситься вниз, а у Лк. - поклониться сатане; третье - наоборот. Мк. только упоминает об искушениях. “Искушение хлебом” - (предложение совершить чудо) - отвергнуто, т.к. Христос не желал совершать чудеса для себя и служить материальным ценностям.

“Искушение властью”, которую якобы дает сатана, Христос отверг, т.к. поклоняться надо не сатане, а Господу Богу, Имеющему реальную и законную власть над миром.

“Искушение чудом” (”бросься вниз, написано ведь: Ангелам своим заповедует Он о Тебе, и на руках понесут Тебя …”) - есть нарушение заповеди “не искушай Господа Бога твоего” и попытка увлечь людей за собой не любовью, а духовным насилием, поражением воображения людей. Диавол, цитируя Пс. 30, пропускает слова “сохраните Тя во всех путех Твоих”. Христос на три его предложения отвечает цитатами из Втор.

18., 19. Начальный период служения в Иудее и Галилее (Ин. 2, 3). Кана Галилейская. Беседа с Никодимом.

После взятия под стражу Ин. Предтечи Христос удалился в Галилею и начал проповедовать Царство Небесное (Мф. 4:12-17). очевидно, что события, описанные в Ин. 2,3, произошли раньше: чудо в Кане, путешествие в Иерусалим (Первая пасха), Никодим), пребывание в Иудее. Через несколько дней после встречи Господа с Ин., Андреем, Петром, Филиппом и Нафанаилом (Ин. 1), Он вместе с ними и Богоматерью был в Кане на браке, где, превратив воду в вино, явил впервые славу Свою (Ин. 2:11), после чего немного дней пробыл в Капернауме (Ин. 2:12) с матерью, братьями и учениками и пошел на пасху в Иерусалим (Ин. 2:13); там Он изгнал из храма торгующих, говорил о храме тела своего, сотворил чудеса, видя которые, многие уверовали (Ин. 2:13-25). Затем Христос познакомился с Никодимом, первым из начальников иудейских (Ин. 3:1-21), в беседе с ним Господь говорил о необходимости родиться свыше, от воды и Духа, для входа в Царство Небесное, о своих крестных страданиях ради спасения мира (”как Моисей вознес землю …”) и о суде над неуверовавшими в Него (”суд же состоит в том, что свет пришел в мир”).

20. Беседа с самарянкой.

Узнав о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретет учеников и крестит, нежели Ин. (крестили ученики, см. отв. 14), Христос ушел в Галилею (Ин. 4:13). По пути туда Он остановился в Самарии, близ г. Сихарь, у колодца Иакова (Ин. 4:4-6). Пока ученики покупали в городе пищу, Христос сидел у колодца. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. та отвечает: “Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки?”; на что Господь говорит:” Кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек”; и самарянка просит дать ей этой воды. Услышав от Христа слова о своих пяти мужьях, женщина поняла, что Он - пророк, и спросила, где должно поклоняться (”на горе этой” или в Иерусалиме). Христос ответил: настало время, когда истинные поклонники будут поклоняться … “в духе и истине”. женщ0ина сказала, что Христос “придет и возвестит нам все”, и услышав ответ :”Это Я”, оставила водонос и рассказала все горожанам. Те попросили Христа побыть у них, и Он пробыл там два дня. И еще большее число Самарян уверовали, уже не по слову женщины, а по Его слову (Ин. 4:7-42).

21. Начало собственно Галилейского периода. Заключение Ин. под стражу. Первые чудеса исцеления.

В Галилее Христа приняли, т.к. галилеяне видели Его чудеса в Иерусалиме (Ин. 4:45). находясь в Кане, Христос исцелил сына капернаумского царедворца, просившего Его придти для этого в Капернаум (Ин. 4:46-54). между тем, Ирод заключил Иоанна Предтечу в темницу, обличаемый в незаконном сожительстве с Иродиадой, женой Филиппа, брата Ирода и других грехах (Мф. 14; Мк. 6; Лк. 3). Христос, услышав об этом, стал проповедовать Царство Божие в Капернауме (см. пророчество Ис. 9:1-2), и разнеслась молва о Нем по всей стране, но Он был отвергнут в Назарете (Лк. 4; Мф. 4), где после слов о пророке в своем отечестве Его пытались сбросить с горы. Проповедуя в один из субботних дней в Капернауме, Христос исцелил в синагоге бесноватого, который кричал:” знаю Тебя, кто Ты, Св. Божий” (Мк. 1; Лк. 4). Сразу после этого была исцелена теща Петра и многие больные вечером того же дня. Бесы, выходя , называли Христа Сыном Божиим (Лк. 4:41). Когда настал следующий день, Христос пошел в другие Галилейские города, в одном из которых исцелил прокаженного, сказавшего: “если хочешь, можешь меня очистить”. После этого к Нему стеклось множество народа (Мк. 1; Лк. 5).Находясь затем в Капернауме, Господь исцелил расслабленного, спущенного через кровлю дома (Мф. 9; Мк. 2, Лк. 5).

22. Первая встреча с будущими учениками. Призвание к апостольству рыбарей. Избрание 12-ти.

После слов Ин. Пред. о Христе: “Вот, Агнец Божий”, два ученика Крестителя - Андрей и Иоанн, пошли за Ним. Андрей привел ко Христу своего брата Симона, а Филипп из Вифсаиды, которого Господь встретил на другой день, земляк Андрея и Симона, нареченного Кифой (Петром), привел Нафанаила из Каны Галилейской (Ин. 1:36-51; 21:2).

После исцеления расслабленного в Капернауме был призван мытарь Левий Афеев Матфей - Мф. 9:9; Мк. 2:13; Лк. 5:27). Но до призвания Мф. произошло, согласно Лк., окончательное призвание Апп. Петра, Андрея и братьев Зиведеевых, Иакова и Ин. , после чудесного улова рыбы на Галилейском озере; они стали “ловцами людей” (Лк. 5). Избрание 12-ти произошло, очевидно, после возвращение Господа из Иерусалима, где Он во время второй пасхи (это время можно установить по Ин. 5:1 и Ин. 13:55. Праздник иудейский, очевидно, пасха) исцелил расслабленного при купальне Вифезда (Ин. 5). Исцелив вблизи Капернаума множество народа (Мф. 12:14-21), Христос пробыл ночь в молитве на горе (по преданию - Фавор), затем избрал из учеников 12, которых и наименовал апостолами (Лк. 6:12-13). Их имена: Петр (Симон), Андрей (его брат), Иаков и Ин.Зеведеевы (Воанергес, т.е. сыны громовы), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома (Близнец), Матфей (Левий Алфеев), Иаков Алфеев, иуда Иаковлев (леввей, или Фаддей), Симон Кананит (Зилот -ревнитель (греч.) и иуда искариот (уроженец иудейского г. Кериофа), который потом сделался предателем. на его место после Вознесения избран Матфий (Дн. 1).

32. Иисус Христос и Иоанна Предтеча. Свидетельства Христа о Предтече. казнь Предтечи.

Причина заключения в тюрьму Ин.Предтеча - см. ответ 21.,

Услышав от своих учеников о чудесах Христовых, в т.ч. о воскрешении сына наинской вдовы, он послал двух учеников ко Христу с вопросом: “Ты ли Тот, Который должен придти?” Вероятно, Предтеча хотел развеять сомнения своих учеников в мессианском достоинстве Иисуса. Ответив скрытой ссылкой на Иа ( Ис. -?), который пророчествовал о делах Христа, Господь сказал, что Ин - пророк больше пророка: он - Илия, которому должно, по пророчеству Малах, придти перед лицем Христа. Из рожденных женами не восстав. б-ший Ин. (Мф. 11). После Преображения, когда Предтечи уже не было в живых, Христос сказал, что с Илией поступали, как хотели; также пострадает Сын Человеческий ( Мф. 17). ранее, после исцеления расслабленного в Иерусалиме, Господь сказал, что Ин. был светильник, горящий и светящий, что Его свидетельство о Христе, посланным фарисеям (Ин. 1) - истинно (Ин. 5:33-35) “Был”: в тот момент Предтеча в тот момент Предтеча уже находился в тюрьме. Казнь Предтечи подробно описывает Мф. 24 и Мк. 6 и упоминает Лк.9. Ирод, казнив Предтечу в угоду Иродиаде и ее дочери, боялся его воскресения и принял за него Христа, узнав о Его чудесах (Мф. 14). Но, согласно Лк., он не был в этом уверен и искал увидеть Христа (Лк. 9:9).

34. Чудо насыщения многих тысяч (Мф.; Мк., Лк.; Ин.). Беседа о Хлебе Небесном.

После возвращения 12-ти с проповеди Христос удалился с ними в лодке на сев.-вост. берег Галил. озера, в пустынное место близ Тивериады. Там Его уже ждал народ, пришедший пешком из городов. Весь день Господь учил и исцелял их, а вечером произошло чудесное умножение пяти хлебов и двух рыб, розданных учениками всем людям (только мужчин было 5000), так что все насытились, и осталось еще 12 полных коробов кусков. Пока Христос отпустил народ и молился на горе, ученики доплыли ночью до середины моря, где Господь догнал их, идя по воде (Мф., Мк., Ин.). Приплыв в Геннисарет, Христос исцелил больных, принесенных из окрестных мест (Мф, Мк.), затем пришел в Капернаум ( Ин. 6:24). там в синагоге и произошла на третью пасху беседа о Хлебе Жизни, начатая с обличения поисков пищи тленно (слушали Христа насытившиеся пятью хлебами - Ин. 6:24). дело Божие = веровать в Посланного Богом (ответ на вопрос, что нам делать?”). Для подтверждения иудеи требуют знамения, “отцы ели манну”. Христос отвечал: Я есмь хлеб Жизни”. Воля Отца - дать верующим в сына жизнь вечную, и ядущий хлеб, сходящий с небес, не умрет. Ядущий Плоть и пиющий Кровь Христовы в Нем пребывает”. Это соблазнило многих учеников (Ин. 6:26-66).

35. Учение о Царстве Небесном в притчах.

Первая притча - о сеятеле (Мф. 13; Мк. 4; Лк. 8). Ее Господь растолковывал ученикам, как и следующую притчу - о плевелах. Другая общесиноптическая притча - о горчичном зерне (Мф. 13; Мк. 4; Лк. 13); в Мф. и Лк. приведена притча о закваске (Мф. 13; Лк. 13) В Мф. есть еще притчи о сокровище, о жемчужине, о неводе (Мф. 13), а в Мк. - о посеве и всходах (Мк. 14). В ответ на вопрос учеников о смысле учения в притчах, Господь ответил: “Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано”, т.е. ученикам было дано частичное понимание Божественных истин, а огрубевшие сердца, по пророчеству Ис., не могли воспринять истину, не облеченную в понятные образы. Кроме того, Давид в Пс. 77 пророчил о Мессии: “Отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира” (Пс. 77:2).

Чудеса насыщения пяти тысяч и хождения по водам (Мф. 14), преодолевшие законы природы, явились иллюстрацией учения о Царстве Небесном, где не действуют земные законы. То же - укрощение бури после хождения по водам и в другой раз; насыщение 4000 семью хлебами и несколькими рыбами.

37. Преображение Господне

Мф. 17:1-13; Мк. 9:2-13; Лк. 9:28-36.

Евангельское название места Преображения - “гора высокая” - по преданию - Фавор (или Ермон), около Кессарии Филипповой. свидетелями Преображения были апостолы Петр, Иаков, Иоанн. Евангелие повествует о том, что Христос во время Преображения беседовал с пророками Моисеем и Илией “об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме” (Лк. 9:30-31). По древнему толкованию пророки Моисей и Илия представляли собою образное явление Ветхого Завета в образах представителей Закона (Моисей) и Пророков (Илия). Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означал владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землей (еп. Аверкий). По разъяснению И.Златоуста пророки явились также для показания различия рабов от Господа. О Христе как о Сыне Божием свидетельствовал голос Бога-Отца: “Сей есть сын Мой возлюбленный, Его слушайте” (Лк. 9:35). Подобное свидетельство свершилось во время крещения с тем отличием, что во время Преображения не было сошествия святого духа в виде голубя. О словах Петра “Господи, хорошо нам здесь быть. Сотворим три кущи …” Евангелие говорит , что Петр не знал, что говорил (Мк.) Церковное понимание смысла Преображения изложено в кондаке праздника и состоит в том, что Христос “показал ученикам своим славу Свою, для того, чтобы, когда они увидят Его распинаемым, уразумели добровольность Его страданий”.

Сразу по возвращении Христа с места Преображения произошло исцеление, согласно Мф. - бесноватого лунатика; согласно Мк. - одержимого духом немым; согласно Лк. - просто бесноватого.

38. Путь на страсти по синоптикам. Основные события. Хронологические рамки и география.

О последнем пути Господа Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим повествует следующие отрывки: Мф. 17-20; Мк. 10; Лк. 9:51-19:28. Мк. говорит о Заиорданье, как о месте путешествия (Мк. 10:1), а Лк. 17:11 - о районе между Самарией и Галилеей. Согласно Лк. собственно путешествие начинается в его хронологии с 11-й главы. Можно выделить отдельные указания именно на путешествие: Лк. 10:1 - Послание 70-ти “пред лицем своим”; Лк. 13:22 - проходил, “направляя путь к Иерусалиму”; Лк. 18:31, 35 - “вот, мы восходим в Иерусалим; когда же Он подходил к Иерихону”; Лк. 19:28 - “Он пошел далее, восходя в Иерусалим”. евангелие недвусмысленно указывает на то, что путь в Иерусалим был именно путем на страсти. Об этом говорят следующие места: Лк. 12:49-50 - “Крещением должен Я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится”; Лк. 17:25 - “Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отверженным родом сим”; Лк. 18:31-32 - “Вот мы восходим в Иерусалим … и предадут Его язычникам … и будут бить и убьют Его, и в третий день воскреснет”; также притча о минах - Лк. 19:12-27 (”Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться …”). Апостолы возбранили изгонять бесов человеку, который не ходил с ними (Мк. 9:38-41; Лк. 9:49-50) из-за того, что их избранность давала им повод к превозношению (еп. Аверкий). Христос не совершал последнее путешествие в Иерусалим через Самарию потому, что “там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим” (Лк. 9:52-56).

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU