Главная > Студентам духовных школ > Канонические Послания Святых Отцов

Канонические Послания Святых Отцов

Скачать целиком (620)

Каноны
Православной Церкви.
Часть 3-я.

Канонические Послания
Святых Отцов

Содержание:
Каноническое Послание Дионисия Александрийского к Еп. Василиду.
Правила Святого Петра Александрийского из слова о Покаянии.
Его же, из Слова на Пасху.
Каноническое Послание Святого Григория Неокесарийского.
Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну.
Послание Свят. Афанасия Великого к Руфиниану.
Святого Афанасия Великого о Праздниках.
Правила Святого Василия Великого.
Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому. Каноническое Послание Второе. Каноническое Послание Третье. Из Другого Послания к тому же.
Послание к Диодору, Епископу Тарскому. Того же Послание к Григорию Пресвитеру. Того же, к Хорепископам Каноническое Послание. Того же к Подчиненным ему Епископам.
Свят. Василия к Блаженному Амфилохию. Того же, из того же Сочинения.
Каноническое Послание Свят. Григория Нисского к Литоию Мелитинскому.
Святого Григория Богослова о книгах Ветхого и Нового Завета.
Святит. Амфилохия к Селевку
Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского.
Правила Архиеп. Феофила Александрийского. Его же, Наставление Аммону. Его же к Афингию Епископу о так именуемых Чистых. Его же, Агафону Епископу. Его же Мине Епископу.
Правила Святого Кирилла Александрийского.
Каноническое Послание к Патриарху Домну Антиохийскому. Его же, к Епископам Ливии и Пентаполя.
Окружное Послание Геннадия Константинопольского.
Послание Патриарха Тарасия Константинопольского.
Примечания

Алфавит:
А. Б. В. Г. Д. Е. Ж. 3. И. К. Л. М. Н. О. П. Р. С. Т У. Ф. X. Ц. Ч. Э. Я.
Объяснение Сокращенных Знаков.
Перечень Рекомендуемых Книг.

Каноническое Послание Дионисия Александрийского к Еп. Василиду.

Священномученик Дионисий, Архиеп. Александрийский, был сыном богатых язычников и получил хорошее образование. Став христианином, он сделался учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. С 231 г. он был учителем в Алесандрийском огласительном училище, а с 247 г. епископом Александрийским. За свою борьбу с Савелием и Павлом Самосатским он был назван “великим” и учителем Вселенской Церкви. 4 правила св. Дионисия, вошедшие в книгу правил, составляют послание, которое он в 260 г. послал в Ливию, епископу Василию. К 4-му правилу присоединено окончание послания, выражающее скромность великого учителя.

1. В послании ко мне, вернейший и просвещеннейший сын мой, ты спрашивал меня, в который час должно прекращать пост пред днем Пасхи? Ибо некоторые братья утвержда-ют, что должно делать это во время пения петухов, а другие, что должно с вечера. Нахо-дящиеся в Риме братья, как говорят, ожидают петуха, а о находящихся здесь ты сказал, что они ранее прекращают пост. Ты просишь установить точное время и совершенно оп-ределенный час, но это и неудобно, и небезопасно. Ибо, что после времени Воскресения Господа нашего надлежит начинать празднество и веселие, а до того пощениями смирять души, это все согласно признают. Но в послании твоем ко мне ты доказал весьма здраво и согласно с разумением Божественных Евангелий, что в них не высказывается ничего оп-ределенного о часе Воскресения. Ибо евангелисты различно описали приходивших ко гробу в разные времена и говорили, что все они обрели Господа уже воскресшим. Поздно в субботу, как сказал Матфей (28:1); утром, еще затемно, как пишет Иоанн (20:1); очень рано, как Лука (24:1); и очень рано утром, возсиявшу солнцу, как говорит Марк (16:2). Но когда воскрес, это ясно ни один из них не показал. Несомненно же то, что в вечер субботы на рассвете дня, первому от суббот, на гроб придя уже не обрели Господа лежащим в нем. И да не представляем евангелистов ни разногласными, ни противоречащими один другому. Но если и возомнится быть некое разнословие о вопрошаемом, если согласуясь все, что в той ночи восшел свет мира, Господь наш, различно говорят о часе, то мы да тщимся благоразумно и верно согласить реченное. Реченное Матфеем читается так: “В субботу, светающи во едину от суббот, прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб. И се трус быстъ велий; Ангел бо Господень сшед с небесе, приступив отвали камень, и седяше на нем; бе же зрак его как молния, и одеяние его бело как снег. От страха же его сотрясошася стерегущии и быша как мертви. Отвещав же Ангел, рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Иисуса распятого ищете: несть зде, воста бо, якоже рече” (28:1-6) Некоторые возомнят, что речение: “поздно,” — по общему употреблению слова, означает вечер субботы; но рассудительнее внимающие скажут, что не это, но глубокую ночь, ибо “поздно” знаменует умедление и долгое время. И в означение, что о ночи глаголет, а не о вечере, присовокупил: на рассвете во едину от суббот. И пришли, еще не ароматы нося, как сказали другие евангелисты, но видеть гроб, и обрели происшедшее землетрясение, и Ангела, сидящего на камне, и услышали от него: “Его нет здесь, Он воскрес.” Подобно Иоанн глаголет: “в первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно и видит, что камень отвален от двери гроба“ (20:1): итак, по этому евангелисту, еще тьме сущей, она вышла ко гробу. Лука же говорит: “в субботу остались в покое, по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы пришли они ко на гробу, но нашли камен отваленым от гроба.” (23:56; 24:1,2) Глубокое утро означает, может быть, начинающийся свет утренней зари первого дня седмицы. Ибо уже совершенно прошла суббота, со всей после неё ночью, и начинался другой день, когда пришли носящие ароматы и мира, откуда явствует, что Господь воскрес задолго пред этим. Этому последует и Марк, говоря: “купили ароматы, чтобы идти — помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (16:1,2). “И сей сказал: очень заутра, что однозначно с выражением “в глубокое утро,” и присовокупил: воссиявше солнцу. Явно, что они вышли, и путь их начался в глубокое утро, и очень рано; в шествии же и замедлении у гроба продлили они время до восхождения солнца. И тогда юноша в белых ризах сказал им: “Он воскрес, Его нет здесь.” (Мр. 16:6). Установив что это так было, требующим точного разрешения, в который час или в какую половину часа, или четверть часа подобает начинать веселье о Воскресении Господа нашего из мертвых, мы отвечаем. Чрезмерно поспешающих, и прежде полуночи, хотя незадолго, престающих поститься не одобряем, как малодушных и невоздержных, как прекращающих течение немного не оконченное. Ибо, как говорит мудрый муж, немаловажно в жизни и то, если недостает немногого. А хотящих быть последними в разрешении поста, простирающихся до дальнейшего предела и терпящих до четвертой стражи, в которую Спаситель наш, ходя по морю, явился плавающим, одобряем, как мужественных и трудолюбивых. Не утесняем же много и тем, которые, по особенному своему побуждению, или по своей возможности, между тем и другим временем, успокаиваются от поста. Ибо и шесть постных дней не все равно и единообразно проводя, но одни, пребывая без пищи, пропускают все оные, другие же — два, иные — три, иные — четыре, а иные и ни одного. Потрудившимся совершенно в пребывании целых дней без пищи, потом утомившимся и едва не лишающимся всех сил, простительно скорее вкусить. Если же некоторые, не только не пропускавшие дней без пищи, но и не постившиеся или даже роскошествовавшие в четыре предыдущих дня, потом же дошедши до последних двух дней, и эти только два дня, пяток и субботу, проведши без пищи, полагают что нечто великое и светлое совершают, когда пребудут в посте до зари, — не думаю, чтобы таковые совершили подвиг, равный тем, которые большее число дней подвизались в посте. Это, по моему разумению, написал я, подавая совет.

Настоящее правило послужило основанием для 89 пр. 6 Всел. Собора и служит для него толкованием.

2. О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть вер-ные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотече-ние, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом.

Ср. Тимофея Алекс. пр. 6 и 7.

3. Вступившие же в брак сами себе должны быть довлеющими судьями. Ибо они слы-шали Павла, пишущего, что подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом опять вместе быть. (1 Кор. 7:5)

Ср. 6 Всел. Соб. 12 и 13; Карф. 3, 4 и 34; Тимофея Алекс. 5 и 13.

4. Те, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, также да последуют своей совести, и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет, по-добно как и о пище говорит Апостол: если кто сомневается, осуждается. И в этом слу-чае всякий приступающий к Богу да имеет благую совесть и благое дерзновение, по соб-ственному помышлению.
Эти вопросы ты, возлюбленный, как почитающий нас (ибо, без сомнения, не как не-знающий) предложил нам, располагая нас быть единомысленными и единодушными с тобою, каковыми мы и являемся. Я же не так, как учитель, но так, как прилично нам собеседовать друг другу со всякою простотою, мое мнение высказал. Рассуди о нем, благорассудный сын мой, и напиши мне, если что представится тебе справедливейшее и лучшее, или же, если усмотришь, что вышеизложенное — истина. Желаю тебе, возлюбленный сын мой, здравствовать и в мире служить Господу.

Ср. Афанасия Вел. 1; Тимофея Алекс. 12.

Правила Святого Петра Александрийского из слова о Покаянии.

Св. Петр вступил в Александрийскую кафедру в 300 г. Перед тем он пять лет управлял Александрий-ской школой в качестве ее начальника. Через три года после возглавления им Александрийской Церкви началось гонение на христиан по указу Диоклитиана. Многие тогда прибегали к разным ухищрениям, чтобы избежать мучений, и многие потом каялись. Чтобы помочь тем, кто возвращался в Церковь Св. Петр написал в 306 г. послание, которое разделено на 14 правил. В 311 г. Св. Петр был внезапно схвачен язычниками и обезглавлен.
1. Поскольку приближается уже четвертая Пасха после гонения, то достаточно время отлучения для тех, которые подверглись доносу, заключены были в темницу, претерпели жестокие мучения и несносные раны, и многие иные тяжкие угнетения, и которым напос-ледок изменила немощь плоти. Хотя они вначале не были приняты в Церковь, по причине последовавшего тягчайшего падения, но поскольку они много подвизались и долго противоборствовали (ибо они дошли до преступления не по произволу, а потому, что изменила им немощь плоти, ибо и язвы Иисусовы показывают на телах своих, и некоторые пребывают в плаче уже третий год), то к сей епитимии да присовокупятся им еще сорок дней, по припоминанию, когда они приступили к Церкви. Таковое число дней Господь и Спаситель наш Иисус Христос, по Крещении постившись, искушаем был от диавола; таковое же число дней и они преимущественно да подвизаются и усерднее да постятся и притом, да бодрствуют в молитвах, непрестанно размышляя о реченном от Господа искусителю, требовавшему от Него поклонения себе: “иди за Мною, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.”(Мф. 4:10)

Ср. 1 Всел. 11; Анкир. 4; Григория Нисск. 2.

2. Тем, которые по взятии только их под стражу и по претерпении скорбей и смрада в темнице, как бы в осаде, впоследствие без сражения с мучениями сделались пленниками, быв сокрушены, по крайней скудости сил и по некоей слепоте, достаточно приложить год к предшествовавшему времени, поскольку и они совсем предали себя страданиям за имя Христово, хотя и получали в темнице великое утешение от братии. За это да воздадут они со многою лихвою, желая освободиться от горчайшего плена диавольского, вспоминая лучше глаголющего: “Дух Господень на Мне, его же ради помазал Меня; благовестить нищим послал Меня, проповедать пленным отпущение, и слепым прозрение, отпустить сокрушенных во отраду, проповедать лето Господне благоприятное.”(Исаии 61: 1,2; Лк. 4: 18.19).

Ср. 1 Всел. 11; Анкир. 1, 2 и 3; Василия Вел. 81; Григория Нисск. 2.

3. А ничего такового не перенесшим и не показавшим плода веры, но добровольно от-бежавшим на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние при-ходящим, нужно и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице, как и Господь говорит: “смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и прииде, ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, как приходу, ища плода на смоков-нице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же, отвещав, рече ему: Господи, остави ю и се лето, дондеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо “сотворит плод, если ли же ни, во грядущее посечеши.” (Лк. 13: 6, 7, 8, 9). Положив эту притчу пред своими глазами и показав плод достойный покаяния, в продолжение такого же, то есть, четырехлетнего времени, получат тем большую пользу.

Ср. Анкир. 6 и 9; Григория Нисск. 2;

4. А совершенно отчаявшимся и нераскаянным, и стяжавшим постоянную черную кожу и пестроту рыси да изречется приговор о другой смоковнице: да не будет от тебе плода во век; (Мф. 21:19) почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и сказанное Екклесиа-стом: развращенное не может украситься, и лишение не может изчислиться (Еккл. 1:15). Ибо невозможно развращенному украситься, если не будет оно прежде исправлено, и не возможно исчислять лишения, если не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случится с ними реченное пророком Исаиею: И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти (Исаии 66:24). Нечестивые, как море взволнованное, которое не может успоко-иться, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог (Исаии 57: 20,21)

Ср. Ап. 62; Григория Нисск. 2; Василия Вел. 84 и 85.

5. Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах поругались ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными, как то: или прошли мимо идольских жерт-венников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя. Хотя некоторым из таковых, как я слышал, и явили снисхождение некоторые из исповедников, потому что они с великим тщанием избегали возжения своими руками огня и каждения нечистым демонам, и хотя они, не приметив, соделали это по неразумию, однако, да положится им шесть месяцев на обращение к Богу в покаянии. Ибо, таким образом, и эти более получат пользы, размышляя о изречении пророческом: “Младенец родился нам, Сын дан нам; вла-дычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец веч-ности, Князь мира” (Исаии 9:6). Сие Отроча, как вы ведаете, в шестой месяц после зача-тия другого отрочати, проповедавшего пред лицем входа его покаяние во отпущение гре-хов, зачато так же, дабы проповедать покаяние. Ибо слышим обоих проповедающих, во-первых, не только о покаянии, но и о Царствии Небесном, которое, как мы научены, внутрь нас есть (Лк. 17:21), поскольку близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце тво-ем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь испове-дывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10: 8, 9, 10).

6. Некоторые рабов христиан поставили вместо себя, рабы же, как подручные и, неко-торым образом, и сами в заключении у своих господ находившиеся, будучи угрожаемы от них и страшась их, доведены до идоложертвования и пали. Таковые рабы в продолжение года да покажут дела покаяния, поучаясь впредь, как рабы Христовы, творить волю Бо-жию и бояться Его, и особенно слыша, что всякий, кто бы ни сотворил благое, его при-имет от Господа, раб или свободный (Ефес. 6:8).

Ср. Анкир. 3.

7. Свободные же в продолжение трех лет да испытываются в покаянии, как потому, что лицемерили, так и потому, что принудили сорабов своих принести жертву идолам, ибо тем не послушали они Апостола, который хочет, чтобы “господа поступали с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия” (Ефес. 6:9). Если же все мы имеем одного Господа нелице-приятного, ибо “вся и во всех есть Христос, в варварах и скифах, в рабах и свободных” (Колос. 3:11) то восхотевшие спасти свою душу должны смотреть, что соделали они, во-влекше в идолослужение сорабов своих, которые так же могли бы избежать сего, если бы правду и уравнение им подали, как говорит снова Апостол (Колос. 4:1).

8. Тех, которые преданы были и пали, но сами пришли на подвиг и исповедали себя христианами, и были ввержены в темницу и мучимы, праведно есть укреплять в веселье сердца и иметь с ними общение во всем, как в молитвах, так и в причащении Тела и Крови Христовой, и в утешении слова, дабы подвизаясь постоянно, сподобились и они почести вышнего звания. Ибо сказано: седмижды падет праведный и восстанет (Притч. 24:16). Если бы и все падшие то же делали, то явили бы тем совершенное и всеусердное покаяние.

Ср. 1 Всел. 12.

9. Общение должно иметь и с теми, которые как бы от сна воспрянув на подвиг, когда он еще не открылся, а только готовился привлечь их, сами себе навлекли искушение, по-добное брани в море и многому обуреванию, особенно же на братии сильнее распалили угль грешников. Ибо таковые приступают к этому во имя Христа, хотя и не внемлют сло-вам, в которых Он поучает молиться, да не внидем в искушение (Мф. 26:41), и снова в молитве глаголать ко Отцу: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Лк. 11:4). Может быть, и не знают они, что Домовладыка и Учитель наш часто уклонялся от хотевших клеветать Ему и что иногда ради них и не ходил явно, и когда приближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожидал, доколе не пришли на Него с оружи-ем и с кольями, и тогда сказал им: как на разбойника вышли вы с оружием и кольями взять Меня (Мк. 14:48). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. По подобию Его, пострадали и идущие к Его цели, помня Божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: “внемлите себе, предадят бо вы на собрания иудейские и на соборищах их биют вас.” Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; и пред владыки же и цари ведени будете имене Моего ради (Мф. 10:17-18), а не сами себя поведете. Ибо Он хочет, чтобы мы переходили от места на место, будучи гонимы за имя Его, как и вновь слышим Его, глаголющего: егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10:23), поскольку Он не хочет, чтобы мы сами приступали к щитоносцам и копиеносцам диавола, да не соделаемся для них виновниками множайших смертей, словно вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертоносных дел, но чтобы мы ожидали и внимали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Так Стефан, первый по стопам Его принявший мучение, взят беззаконными во Иерусалиме, приведен на сонмище и, камнями побиваемый за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и глаголя: Господи, не вмени им греха сего (Деян. 7:60). Так Иаков, взят быв Иродом, второй мечом во главу усечен. Так избранный из Апостолов Петр, многократно быв взят, ввержен в темницу, поруган, наконец, в Риме ко кресту пригвожден. И прехвальный Павел, после того как многократно быв предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же граде мечом во главу усечен. И он, хвалясь страданиями, заключил тем, что в Дамаске в корзине свешен был по стене ночью и избежал рук ищущего взять его (2 Кор. 11:32). Ибо первым предметом их было благовествовать и учить Слову Божию, чем утверждая братию пребывать в вере, они глаголали и это, что многими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие, (Деян. 14:22) ибо они искали не своей пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы сказать о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением, но, как Апостол глаголет, не достанет мне, повествующему, времени (Евр. 11:32).

Ср. Анк. 3 и 5; Петра Алекс. 8; Григория Нисск. 2.

10. Поэтому тем из клира, которые добровольно вышли на подвиг, пали и возобновили подвиг, не есть праведно быть после в священнослужении, ибо они оставили стадо Гос-подне и опорочили самих себя, чего никто из Апостолов не делал. Ибо многие гонения прошедший и многие победы в подвигах показавший блаженный Апостол Павел, хотя и ведал, что лучше есть умереть и быть со Христом, однако, присовокупляет и глаголет: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради (Филип. 1:23,24). Ибо взирая не на свою пользу, но на пользу многих, да спасутся, более собственного упокоения нужным признавал пребывать с братиею и печься о них. Он и учащему повелевает быть в учении, и быть образом верным. Поэтому те, которые, падши и возобновив подвиг в темнице, ищут права на священнодействие, поступают совершенно неразумно. Ибо как требуют того, что оставили, когда могли бы полезны быть братии в такое время? Доколе они были не преткновенны, имели прощение в своем безрассудном поступке, но когда пали, тогда не могут уже священнодействовать, как бесчинствовавшие и опорочившие самих себя. Итак, отложив тщеславие, в смиренномудрии да пекутся о том особенно, как скончают свое течение. Ибо довлеет им общение, со тщанием и точностью соблюдаемое, ради двух причин; и ради того, да не явятся они опечаленными и с усилием взыщут разрешения отсюду и ради того, дабы не возымели предлога некоторые падшие, словно бы они, по случаю угрожающей епитимий, ослабели в духе. Таковые более всех иметь будут стыд и поношение, по примеру положившего основание и не сумевшего завершить, ибо начнут, как сказано, вси мимоходящии ругатися ему, и глаголати: сей человек начал строить, и не может завершить (Лк. 14:29,30).

Ср. Ап. 62; 1 Всел. 10; Анкир. 1 и 2; Афанасия Вел. 3.

11. Некоторые вначале сами себя повергли в кипящее гонение. Стоя окрест судилища и взирая на святых мучеников, поспешающих к почести вышнего звания, будучи побуждае-мы благою ревностью, они предали себя на то, со многим дерзновением, особенно тогда, когда видели многих, увлекаемых и отпадающих от веры. За сих воспламеняясь внутренне и будучи призываемы внутренним гласом противостать превозносящемуся супротивнику, они спешили на это, дабы он не являлся сам пред собою мудрым, потому что мнился преодолевать коварством, тогда как сам не примечая, побеждаем был терпящими мужественно строгание и биение, и острие меча, и жжение огнем, и потопление в водах. За таковых, или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждою, или вне темницы па судилище измученных, строганием и биением, и, напоследок, преодоленных немощью плоти, когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений, праведно есть согласиться с сими. Ибо сострадать и соболезновать плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге многою силою злохитрого диавола или родителях, или братьях, или детях, нимало не вредно ни для кого. Поскольку мы ведаем, что и по вере других некоторые получили благость Божию во отпущении грехов и в здравии тела, и в воскресении мертвых. Итак, поминая их многие труды и бедствия, прежде подъятые за имя Христово, и не только это, но и то, что они раскаялись, и деяние, в котором изменили себе, оплакивают в изнурении и умерщвлении тела, и что удалились от мира, и имеют доброе свидетельство о житии своем, вместе с ними молимся и просим им очищения и других благ приличных чрез Того, Который соделался ходатаем о нас к Отцу, умилостивляющим за грехи наши. Ибо сказано: если кто согрешит, ходатая имеем ко Отцу — Иисуса Христа праведника, и Той очищение есть о наших грехах (1 Ин. 2:1,2).

Ср. Ап. 62; Анкир. 3 и 4; Петра Алекс. 9.

12. Тем, которые дали серебро, дабы совсем не быть им потревоженным никакою зло-бою, да не поставляется это в вину. Ибо они потерпели урон и утрату денег, да не отщетят или погубят душу свою, чего другие по корыстолюбию не сделали, хотя и говорит Господь: какая польза человеку, если мир весь приобртет, душу же свою погубит (Мф. 16:26); также; не можете Богу работать и мамоне (Лк. 16:13). Ибо пред гонителями они явились служащими Богу, возненавидевшими и поправшими сребро и презревшими оное, и сим исполнили написанное: избавление мужа души свое ему богатство (Притч. 13:8). Ибо и в Деяниях Апостольских читаем, что в Солуне влекомые за Павла и Силу ко градоначальникам отпущены за достаточную плату. После того, как много озлобили их за имя Христово и возмутили народ и градоначальников, взяв достаточно от Иассона и от прочих, отпустили их. Братия же тотчас ночью отослали Павла и Силу в Берию (Деян. 17:9,10).

13. Поэтому оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняе-мы в том, что за них взяты другие. Ибо и в Ефесе взяты были на позорище, вместо Павла, Гаий и Аристарх, сопуствовавшие Павлу, и когда он хотел выйти к народу, поскольку смятение произошло из-за него, как склонившего и обратившего множество народа ко благочестию, тогда, как сказано, не допустили его ученики; еще же некоторые из Асий-ских начальников, будучи ему друзьями, послав к нему, умоляли его не показываться (Деян. 19:30-31). Если же некоторые будут упорствовать и препираться с теми, которые искренно внимают глаголющему: спасаясь, спасай свою душу, и не озирайся назад, (Быт. 19:17) — таковые да вспомнят и избранного между Апостолами Петра, вверженного уже в темницу и преданного четырем четверицам воинов стеречь его, но убежавшего ночью и от убийственной руки Ирода, и от всех ожиданий иудеев, избавившегося, по повелению Ангела Господня: По наступлении дня между воинами сделалась большая тревога о том, что сделалось с Петром. Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их (Деян. 12:18-19); но за них не возлагается никакой вины на Петра. Ибо можно было им, видевшим случившееся, убежать, подобно как и всем детям, бывшим в Вифлееме и во всех пределах его, если бы ведали родители их имеющее быти; но они погублены скверноубийцею Иродом за искомого им на погубление одного Младенца, Который так же, по повелению Ангела Господня, убежал, уже начал скоро пленять и смело расхищать, согласно с нареченным Ему именем, как написано: нарцы имя Ему: скоро плени, нагло расхити, зане прежде неже разумети Отрочати, назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским (Исаии 8:3-4). Поэтому волхвы, как уже плененные и добычею соделавшиеся, покорно и почтительно поклоняются Младенцу, отверзая сокровища свои и принося Ему величественнейшие и приличнейшие дары: злато и ливан, и смирну, как Царю и Богу, и Человеку. Почему не хотели возвратиться к царю Ассирийскому, наученные Промыслом. Весть бо, говорит Евангелие, приняв во сне, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Поэтому кровожадный Ирод видев, что поруган был от волхвов, разгневался очень и послал избить всех детей в Вифлееме, и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое узнал от волхвов (Мф. 2:12-16). Искав вместе с ними убить и иное отроча, рожденное прежде Его, и не найдя, убил он отца его Захарию между церковью и Алтарем, тогда как младенец убежал с матерью Елисаветою. Но за это никто не порицает их.

Наименование царя Ассирийского святой Петр заимствует из приведенного им выше пророчества Исаии и прилагает к Ироду, как враждовавшему против Божественного Отрочати Христа, но Им по-бежденному.

14. Если же некоторые претерпели многое насилие и тесноту, и железо во уста приняли, и узы, и пребыли непоколебимы, по любви к вере, и мужественно претерпели жжение своих рук, приближаемых против воли к нечистой жертве, что о находящихся в Ливии писали ко мне из темницы преблаженные мученики, также и иные сослужители, — таковые, особенно когда сосвидетельствуют им и прочие братья, могут пребыть во священнослужении, и да будут в числе исповедников, подобно как и омертвевшие от многих мучений, и уже не могущие ни слова, ни гласа произнести или подвигнуться к сопротивлению вотще” насильствующим. Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всякий, живущий по примеру Тимофея и повинующийся глаголющему: преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости; подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой зван был, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями (1 Тим. 6:11,12).

Ср. Анк. 3 и 5.

Его же, из Слова на Пасху.
15. Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно запове-дано нам поститься, но Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день прово-дим как день радости, ради Воскресшего в оный день. В сей день и колени преклонять мы не прияли.

Ср. Ап. 69; 6 Всел. 29 и 89; Василия Вел. 91.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU