Главная > Студентам духовных школ > Нравственное богословие

Нравственное богословие

Скачать книгу целиком (637)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ СЛОВА “ЧЕЛОВЕК”.

Часть первая
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА.

I. Человек, как сочетание двух природ. —————————————- 1
II. Образ и подобие Божие. ————————————————————- 2
III. Личность человека. ——————————————————————— 2
IV. Существенные свойства личности.
1) Сознание ——————————————————————————————- 3
2) Свобода ——————————————————————————————— 3
3) Жизненность. ————————————————————————————– 5
V. Устройство природы человека.
1) Состав природы человека. ———————————————————————– 6
2) Состояние составных частей природы человека. ——————————————- 7
VI. Состояние сил человека.
1) Отношения между силами человека. ———————————————————- 9
2) Состояние сил познавательных. —————————————————————- 10
? Разум. ——————————————————————————————— 10
? Рассудок —————————————————————————————— 11
? Низшие познавательные способности —————————————————– 12
? Сновидения ————————————————————————————– 15
3) Состояние сил деятельных.
? Совесть. —————————————————————————————– 17
? Воля ——————————————————————————————– 19
? Низшие пожелания ————————————————————————— 20
4) Состояние сил чувственных.
? Чувства духовные —————————————————————————– 20
? Чувства душевные —————————————————————————– 21
? Чувства душевно-телесные —————————————————————— 23
VII. Тело и его взаимосвязь с душой —————————————————- 24

Часть вторая.
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННЫХ ПОРОКАХ ЧЕЛОВЕКА.
I. Грех и его развитие в человеке. ————————————————– 25
II. Этапы развития греха. —————————————————————– 28
III. Общие сведения о страстях. ——————————————————— 31
IV. Обзор главных страстей и особенности борьбы с ними.
1) Чревоугодие. ————————————————————————————— 34
2) Блуд. ————————————————————————————————- 36
3) Любостяжание. ———————————————————————————— 39
4) Гнев. ————————————————————————————————- 40
5) Печаль. ———————————————————————————————- 43
6) Уныние. ——————————————————————————————— 44
7) Тщеславие. —————————————————————————————— 48
8) Гордость ——————————————————————————————- 50
Духовные пороки происходящие от гордости:
9) Дерзость ——————————————————————————————– 54
10) Осуждение —————————————————————————————— 55
11) Зависть ———————————————————————————————– 57
12) Злорадство —————————————————————————————— 58

Часть третья.
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.

I. О сущности христианской жизни —————————————————— 59
II. Начало духовной жизни в таинстве Крещения ——————————— 61
III. Возобновление духовной жизни через покаяние ——————————- 62
IV. Отвержение мира —————————————————————————— 64
V. Страх Божий ————————————————————————————- 67
VI. Смиренномудрие——————————————————————————– 68
VII. Молитва ——————————————————————————————— 71

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА.

I. Человек, как сочетание двух природ.

“Вначале Бог сотворил небо и землю”.
Быт. 1.1
Преподобный Иоанн Дамаскин.
• “Бог сотворил природу, т.е. небо и землю и всё, что между ними. Первую природу - небо, сотворил Он близкою к Себе, ибо природа, постигаемая одним умом, близка Богу. Вторую природу-землю, как постигаемую чувствами, сотворил весьма далекою от Себя”.
Святитель Игнатий Брянчанинов. (См. Слово о человеке)
• “К невидимому миру мы причисляем ангелов и ту часть Все¬ленной, которая служит жительством для них. Разграничение на видимый мир и невидимый относительно. Оно образовалось в нас из состояния падения, в котором мы находимся. В этом состоя¬нии очень естественно называть видимую нами часть мироздания миром видимым, а невидимую - миром невидимым. В действительности этого разграничения нет”.
Преподобный Иоанн Дамаскин.
• “Надлежало явиться существу, смешанному из этих двух при¬род,… как бы некоторым союзом природы видимой и невидимой”.
Святитель Григорий.
• “Бог поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника… Зритель видимой твари, таинник твари умосозерцательной, человек поставлен на грани двух ми¬ров”.
Преподобный Макарий Великий.
• “Небо и землю Бог создал для обитания на них человеку”.
Святитель Игнатий.
• “Так из видимого и невидимого естества Бог сотворил чело¬века по образу Своему и по подобию; из земли Он образовал те¬ло, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением.”
• “Душа человека - дух, подобный ангелам, имеет ум, духов¬ное чувство и свободную волю. Душа как тварь, ограничена по своему существу и по своим свойствам”.
Преподобный Иоанн Дамаскин.
• “Душа действует посредством органического тела, сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу”.
Святитель Игнатий.
• “Тело - дом души, её одеяние и орудие. Первозданное тело Адама вышло из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе с тем неувядаемой юности, красоты и силы, не подвержено ника¬ким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий”.
Преподобный Макарий Великий.
• “Это изящное тело, по совершенству своему было способно для жительства в раю, где в настоящее время обитают праведники только лишь душами”.

О лице человека.
Святитель Игнатий.
• “Лицо человека - та часть тела, которая одна, по преиму¬ществу служит зеркалом души, выражая на себе характер её движений и ощущений”.
Схиигумен Савва (”О главн. христ. добр.”, стр. 59)
• “Глаза и лицо - зеркало души”.
Сирах. 37.21 “Выражение сердечного изменения - лицо. Четыре состояния выражаются на нём: добро и зло, жизнь и смерть”.

II. Образ и подобие Божие.

“Бог создал человека для нетления и соделал
его образом вечного бытия Своего”. Прем 2.23

Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление. (стр. 323)
• Образ Божий состоит в естестве души, а подобие - в свободно приобретаемых ею Богоподобных качествах. То, что душа наша невещественна, проста, духовна, бессмертна, свободна, это относиться к образу Божию; а когда мы должным образом употребляем свойства души: познаём истину, украшаем себя всякими добродетелями (кротостью, милосердием, состраданием, воздержанием, миролюбием, терпением и т. п.), тогда мы приобретаем подобие Божие и уподобляемся Богу:
а) Ум богоподобен, когда ясно ведает Символ Веры и всё заключающееся в нём содержит нелицемерно.
б) Деятельная сила человека бывает Богоподобна, когда она украшается всеми добродетелями какие указаны Господом в учении о блаженствах.
в) Сердце становится Богоподобным, когда оно отрешается от всех привязанностей земных и прилепляется к предметам духовным и небесным. Надо так настроиться, чтобы всё бывающее в мире было чуждо нам, проходило мимо и около нашего сердца, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего человека. О прилеплении же предметам духовным и Божественным апостол Павел так говорит: “Итак, если вы воскресли со Христом, то и ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним в славе.” (Кол. 3.1- 4)
“Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.” (Мф. 6. 21)
Преподобный Исихий (Доброт. том II)
• “Невозможно душе иначе являться сущею по образу Божию, как благодатию Божиею и верою человека, в сердце пребывающего, в глубоком смирении и в нерассеянной молитве.”
Тропари на панихиде:
Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений; ущедри Твое создание Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и вожделенное отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя.
Древле убо от не сущих создавый мя, и образом твоим Божественным почтый, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древлею добротою возобразитися.

III. Личность человека.

Личность есть то, что мы называем словом “я”. Личность служит центром исходных начал и частей природы человека.
Исходные начала (силы, способности):
- познавательная я подумал
- желательная я хочу
- чувствующая я испугался, обрадовался
Части природы человека:
- дух
- душа
- тело
Существенные свойства личности:
- сознание
- свобода (разумно-свободная самостоятельность)
- жизненность

В своей сокровенной жизни и в своем проявлении вовне, личность всегда остаётся оригинальной, своеобразной и непов¬торимой духовной сущностью.
Личность не состоит из отдельных элементов, не делится ни на что, не разрушается в пространстве и не исчезает во времени.
В своих биографических рамках каждая личность оказыва¬ется погруженной в стихию обстоятельств окружающего мира и в нем становится носителем определённого миросозерцания, прояв¬ляющегося в стиле жизни и в нравственном поведении.
Личность сохраняет свои свойства, но при этом имеет возможность развивать свои способности, совершенствоваться. Истинная цель этого развития - приближение к полноте и совершенству абсолютного бытия (богоуподобление). Эта цель для личности будет оставаться всегда, поэтому для достижения её и предназначена вечность.
Личность в своей глубинной сущности всегда остаётся непостижимой. Она недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию. По этой причине имеется трудность в точном определении слова “личность”.
Личность признаётся как реальный факт, но необходимость, причина её существования не может быть доказана.

IV Существенные свойства личности.

1. Сознание.
Сознание - свойство исходное для других; оно есть необходимая принадлежность личности, или как бы её истолкование.
На основании этого свойства человек имеет убеждённость в собственном бытии и бытии вещей вне себя. Он отличает себя от них, а их от себя. О себе говорит: “Я, а не они.”, а о вещах: ” Они, а не я”.
Обладая этим свойством, человек открывает себя для самого себя и переживает себя в своей собственной оценке. Он осознаёт свою оригинальность и исключительность.
В отношении к окружающей реальности, личность не смешивает себя с внешними вещами, но лишь познаёт их с точки зрения заключённого в них блага.
Сознание, находясь в своём чине, возвышает личность над своим внутренним миром и над течением внешней жизни.
В человеке, работающему греху, сего возвышения быть не может, сознание мутно, неопределённо, безотчётно, приближается к животному самочувствию. Он ходит как бы в тумане, как бы обуморённый, погружён в суетные дела и кружится там как в вихре. Как полусонный слабо различает предметы от себя и полусознаёт только себя. Увлекаясь внешним миром, он живёт в нём, как бы сорастворившись с ним. Благосостояние внешних вещей он считает своим благосостоянием; напротив, неблагосостояние их он считает своим несчастием, оттого ущерб в вещах (одежде, мебели, деньгах и т. п.) глубоко потрясают его, и поражают в самое сердце.
Преданный греху, не властен и над движениями внутреннего мира, сознание нередко целиком погружается в стихию этих движений (я задумался, был в забытьи, был вне себя от радости, убит горем, в сердцах вышел из себя, не опомнишься в хлопотах и заботах: то нужно, другое нужно).
Поскольку к личности могут прилагаться чуждые, враждебные силы, человек иногда сознаёт себя иной личностью (у бесноватых).

2. Свобода.
“К свободе призваны вы, братия”.
Гал. 5.13
svabhu (санскр.)- существующий сам по себе.
atapeinwtoj (др. греч.)- непоработимый;
eleuqeroj (др. греч.)- предоставленный самому себе.
Свт. Феофан Затворник (НХН, стр. 207)
Свобода состоит в том, чтобы располагать действиями без всякого насилия и увлечения со вне или изнутри. Отличительный её признак - независимость и непринуждённость.
Святой Иоанн Кронштадтский (т.6, “Путь к Богу”, стр. 70).
• “Существо является свободным, если оно не подчинено закону необходимости”.
Свт. Григорий Нисский:
• “Человек освобождён от необходимости и не подчинён владычеству природы, но может свободно сам определяться по своему усмотрению. Ибо “добродетель независима и сама себе госпожа”.
Прот. Валентин Свенцицкий (Диалоги стр. 21).
• “Вопрос о свободе воли. Что разумеется под этим понятием? Очевидно такое начало, действия которого не определяются какой-либо причиной, а которое само определяет эти действия, являясь их первопричиной. Воля человека начинает ряд причинно- обусловленных явлений, сама оставаясь свободной, то есть причиной не обусловленной”.

Благодаря свободе, человек может проявить себя как личность (индивидуальность, неповторимость, оригинальность, исключительность). Свобода предполагает возможность выбора.
Свобода Божественная абсолютна, она не ограничена никакими рамками и условиями. Человеческая свобода в сравнении с Божественной является неполной и ограниченной.
Неполнота человеческой свободы:

1) БОГ ЧЕЛОВЕК

В Ы Б О Р В Ы Б О Р

1 2 3… … 1 2 3 … n

2) Человеку даровано бытие без его согласия.
3) Человек не может покинуть пределы своего бытия и обратиться в ничто.
4) Человек не имеет в себе жизненных сил для своего существования. Этим он зависим от Бога как источника жизни.

Свобода человеческая может быть только разумной. Отличительным признаком сего служит то, что мысль должна всегда предшествовать желанию. Свой выбор человек должен осуществлять исходя из идеи добра: соответствует ли избираемое Божественной красоте, правде, справедливости; то есть то, что согласно с волей Божией.
Бог даровал человеку свободу, потому что Он ожидает от человека не механического повиновения, а свободного, сыновне¬го послушания, основанного на доверии и любви.
Правильно употребляя дар свободы, человек мог бы увеличи¬вать свои творческие возможности и расширять границы свобо¬ды, приближать к той полноте и совершенству абсолютной свобо¬ды, которою обладает Бог.
Преступая границы нравственно не дозволенного, человек ограничивает свою свободу, подчиняя себя закону необходимости.
Гал. 5.22-23 “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона”.

Свобода падшего человека.
Свобода падшего человека весьма ограничена:
а) Грехом
Рим. 7.22-24 “Ибо по внутреннему моему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих”.
Святитель Феофан “Размышление и созерцание”, стр. 98.
• “Смотрите ещё глубже, и вы должны увидеть пленника, связан¬ного по рукам и ногам, против воли влекомого туда и сюда, в самопрельщении однако ж мечтающего о себе, что он наслаждается полною свободою. Узы этого пленника составляют пристрастия к разным лицам и вещам, окружающим его, от которых больно отстать самим и болезненно расстаться, когда другие отнимают их у нас. Как рыба, попавшаяся на удочку, хоть и плавает, но никак не дальше, сколько позволяет нить, к которой прикреплена удочка, или как птица в клетке, хоть летает и ходит, но никак не даль¬ше пределов клетки, так и пристрастия оставляют ещё в душе сво¬боду действовать как хочет, пока она не касается предметов их, а коснись дело до этих предметов, душа никак не совладает с со¬бою, и чем больше пристрастий, тем меньше круг свободы”.
б) Миром
Над человеком не принявшем благодатной силы, господствует сила и власть страстных обычаев мирских и духа, действующего в мире, до того, что ему и на мысль не приходит решиться на что-нибудь противное: “Никак нельзя, так принято”. Этим выражается осознание своего рабства духу мира. Поддерживается сия власть некоторою боязнью, страхом за благополучие своей жизни.
Еф. 2. 1-5 ” И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе… оживотворил со Христом”.
в) Дьяволом
Он действует через мир и грех в нас живущий, эти узы большею частью сокрыты от нас. Но если покаявшийся человек осмотрится и пересмотрит прежнюю жизнь свою, то найдёт, что в пути его к погибели была соблюдена самая хитрая сообразительность.
Все грешники суть лица, состоящие в распоряжении злого духа и суть рабы его. Рабство сие выражается в отвращении от всего священного и в бессилии привлечь себя к чему-либо такому.

3. Жизненность.
Быт. 2.7 “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою”.
Святитель Иоанн Златоуст. (Толкование на Евангелие от Иоанна, т.1, стр.45).
• “Человек - не самобытная жизнь, а только существо, причастное к жизни”,
Жизнь слав. живот
?????????????????греч. xwh
лат. vita
Свт. Феофан Затворник
Жизненность - действие сил человека. Есть силы природы: свет, электричество, магнетизм, гравитация и т.п. Это силы мёртвые. Они в каждое мгновение есть то, что им быть должно. Человек существо живое, в каждое последующее мгновение он уже не есть то, чем он был прежде; он образуется, растёт, развивается, преуспевает. Действие его сил в каждое мгновение имеет свои характеристические особенности. Наиболее существенная черта человеческой жизни - бессмертие. Она предполагает бесконечную усовершимость.
Быт. 2.17 “… а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”.
Свт. Феофан Затворник
• “Грех отнимает у человека самое ценное достояние - жизнь. Грешник лишь имя носит, будто он жив, а на деле - мёртв. (Апок. 3.1) Грешник отчуждён от Бога и живёт как бы без Бога. (Ефес. 4. 18) Лишённый Богообщения он лишён естественной своей духовной пищи и вынужден умирать в неестественном для себя месте, где плачь и скрежет зубов.
Верующий сочетаясь со Христом, принимает новую жизнь (Рим. 11.15), и потому переходит от смерти в жизнь (1Ин. 3.14); из мёртвого становиться живым (Рим. 6.13). Это происходит от того, что человек, соединившись с Богом, соединяется с источником жизни. Он уже имеет в себе Сына, а с Ним и жизнь (1Ин 5.12) и принял Духа животворящего (Рим 8.10); жизнь его сокровенна со Христом в Боге (Кол. 3.3), ибо уже не он живёт, а живёт в нём Христос (Гал 2.20).
Сия новая жизнь сокровенна в искренне работающих Господу и даже по большей части сокрыта и от них самих. Она зреет в них как бы под покровом тления, созидая там нового человека или человека вечности. Но потом как плод от древа явится сия жизнь во всей своей величественной красоте”.
Ин. 10.10 ” Я пришёл для того, что бы имели жизнь и имели с избытком”.

V. Устройство природы человека.

1. Состав природы человека.
Человек, собственно, состоит из двух частей: из духовной сущности и телесной. Однако, для более глубокого уяснения воп¬роса о духовной сущности святые отцы разделяют её на две части: дух и душу. Разделение это условное.
Таким образом природу человека будем рассматривать как состоящую из трёх частей:
? дух [руах (евр.); pneuma (греч.); spiritus (лат.)]
? душа [нефеш (евр.); yuch (греч.); anima (лат.)]
? тело. [басар (евр.) - живое тело с душой и кровью;
swma (греч.) мёртвое тело, труп;
sarx (греч.) живое тело;
афар (евр.) прах, вещество из которого Бог создал тело человека.
Евр. 4.12. “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные”.

Дух.
Дух - это та сила, которую Бог вдохнул в лице человека, завершая Свое творение. Дух, как сила, от Бога исшедшая, веда¬ет Бога, ищет Бога и в нём одном находит покой. Эта сила влечёт человека от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу. Именно наличием духа человек отличается от всех других тварей земных.
Проявление жизни духа в той или иной степени, присуще всем людям :
1) Вера в Бога
Почти все люди всех племён и народов, во все времена, одни ясно, другие смутно, понимали, что должно существовать верховное Существо - Бог, который всё сотворил, всё содержит и всем управляет; что они во всём от Него зависят, Ему угождать должны; что Он есть судья и мздовоздаятель всякому по делам его.
2) Жажда Бога
Выражается в стремлении к всесовершенному Благу. В смутном своём проявлении жажда Бога рождает неопределённое желание чего-то лучшего по бытию и совершенствам, нежели то, что мы имеем вокруг себя. Дух, от Бога исшедший, Бога ищет и в Нём одном только успокаивается, отсюда - недовольство ничем тварным.
Пс. 83.2-3 “Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе”.
3) Совесть
Кроме ведения о том, что Бог существует, духу ещё сообщены требования Божией святости, правды и благости. В силу этого свойства человек может определить, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно делать и что не должно. Исполняя эти требования человек награждается утешением, а не исполняя - наказывается терзанием.

Душа.
Душа человека по своим свойствам сходна с душою животных, но поскольку она сочетается с духом, то она одухотворяется, содержание её иное, чем у животных. В высших своих проявлениях душа челове¬ка несравненно превосходнее души животных. В падшем человеке можно усмотреть проявление одухотворённой части души и неодухотворённой её части. Проявления одухотворённости души в той или иной степени присуще всем людям:
1) В мысленной части: кроме решения проблем о хлебе насущном и прочих нужд житейских, человек нередко задумывается о смысле жизни, и о значении предметов и событий тварного мира. Пытается проникнуть в тайну бытия. Такие размышления породили науку философию.
2) В деятельной части: кроме дел которые приятны или полезны для временной, земной жизни человек нередко совершает дела которые не приносят ему пользы, даже неприятны ему и наносят ущерб. Человек совершает такие дела лишь потому, что считает их добрыми или справедливыми.
3) В чувствующей части: кроме чувств, происходящих от удовлетворения или не удовлетворения потребностей, возникают еще чувства от услаждения красотой (краски , формы, звуки).

Назначение духа - общение с Богом и миром духовным.
Назначение души - от чувственного (материального) через дух восходить к Богу и одухотворяться, и от Бога через дух низ¬водить одухотворение чувственному.
Назначение тела - посредничество с миром чувственным.
Между этими частями должна присутствовать строгая подчиненность: тело должно подчиняться душе, душа - духу, а дух по своему природному свойству должен быть погружен в Бога.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU