Главная > Студентам духовных школ > История РПЦ - Синодальный период

История РПЦ - Синодальный период

Скачать целиком (650)

1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ПЕТРА 1 1. Период местоблюстительства Патриарх Адриан скончался в 1700 году. Россия пережива-ла тогда переломные исторические события, в ходе которых складывался новый облик государства; реформировалось войско, строился флот, на западноевропейский лад перекраивались куль¬тура и быт высшего слоя русского общества; на отвоеванном у шведов балтийском побережье в считанные годы была выстроена новая столица Российской империи – Петербург. Среди преобразований Петра Великого особенно важной по своим последcтвиям была церковная реформа, ибо главная черта Петербургского периода – абсолютизм государственной власти, существенно отличавшийся от старомосковского самодержавии с его традиционным обычным правом и, главное, неподчиненной светскому государю высшей церковной властью. Попытки москов¬ских государей узурпировать власть над Церковью являлись на¬рушением нормы, а нормой в отношениях между церковной и го¬сударственной властью до Петра оставалась симфония, унасле¬дованная у Византии. Властной рукой Петра Православная Цер-ковь была отодвинута от главного русла национальной жизни. Начиная с Петра I светское правительство стало смотреть на Церковь не как на высочайшую святыню народа, а как на одну из подпорок государственного аппарата, будто бы нуждавшуюся в опеке и надзоре. Для этого правительству понадобилось сло¬мать старый строй церковного управления, сочетавший в себе соборное начало и первосвятительское возглавление, а на его месте учредить новую – синодальную систему. Творец этой реформы Петр I получил старомосковское воспитание, которое однако не чуждо было западных влияний. Учился он, как и его cвepcтники, по Пcaлтиpи и Священным книгам, Часослову, но уже в детстве пристрастился к иллюстрированным книгам иностранной печати, а потом его на многие годы увлекли потешные военные игры с полками иноземного строя, в юности он завел знакомство в вызывавшей ужас и отвращение у ревнителей Gтapины Немецкой слободе, где проживали иностранцы. На душу будущего царя неизгладимое впечатление произвел дикий стрелецкий бунт 1682 г., когда на глазах у юного нaGлeдникa растерзали его дядей Алексея и Ивана Нарышкиных. С этих пор вGЯкaя старина.. в сознании Петра отождествлялась с неукротимым и темным фанатизмом. Петру чужда стала любовь русских людей старинного склада к земным поклонам н долгим молитвам, к гозжиганию ссечей пе¬ред иконами, к колокольное звону. Царь не придавал важного значения постам и даже, к ужасу людей строгих правил, позво¬лял себе шутовские забавы, которые воспринимались ими как кощунства. Его воспитатель-дядька Никита Зотов, возведенный в шутовский сан “князя-папы” на потеху государю в пьяной пирушке раздавал бражникам “благословения” двумя накрест сложенными чубуками. У ревнителей старишь вызывало недоуме¬ние и пристрастие царя к табаку, которое Патриарх Адриан свя¬зывал со склонностью к западному инославию: “Многие от пипок табацких и злоглагольств люторских, кальвинских и прочих еретиков объюродели”. Петра подозревали в неправославии, иные даже в безбожии. Но атеистом он не был. Вера его была твердой и по-своему сильной. Выражалась она в ТОм, что воскресные и празднич¬ные дни он неопустительно молился за Литургией, часто ста¬новился на клирос и читал Апостол, всякое своё дело, всякий военный поход он начинал с молитвы о ниспослании Божия благословения, а всякий успех и всякую победу сопровождал бла¬годарственным молебном. О его живой вере в Промысл Божий сви¬детельствуют часто повторявшиеся им слова: “Кто забывает Бога и не исполняет заповедей Его, тот сколько бы ни трудился, не сделает многого, ибо не осенен благословением свыше”. О вольнодумцах Петр 1 говорил со свойственной эму гру¬боватой крепостью выражений: “Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца – по тво-рениям познать должен». Характерна одна из его бесед с исто¬риком Татищевым, который, увлекшись в Европе кравшим рациона¬лизмом, позволил себе однажды в присутствии царя издеватель¬ски издеваться и насмехаться над Библией и церковными устано¬влениями. Ударив вольнодумца га эти речи своей знаменитой дубинкой, царь поучал его; “Не соблазняй верующих чистых душ, не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству – не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом об¬щества и Церкви”.

Но искренность христианской веры Петра не мешала ему на все смотреть глазами государственного человека, под углом зрения государственной пользы. А его политические и правовые воззрения складывались под влиянием западных протестантских учений о примате государства во всех сферах народной жизни, из чего выводилась и ложная доктрина о главенстве монарха над Церковью. Однако он не спешил в осуществлении своего за¬мысла поставить Церковь на место одного из подвластных ему ведомств, а действовал осторожны и расчетливо. Да и сам замысл не сразу обрел характер до конца продуманного плана. План складывался постепенно – и переходный период, который пона¬чалу мыслился как время межпатриаршества, затянулся на двад¬цать лет. Весть о кончине Патриарха Адриана застала Петра в дей¬ствующей армии под Нарвой. Из Москвы к нему летели курьерскую донесения. Первое предложение об учреждении межпатриаршего “соборика” поступило от боярина Тихона Стрешнева, в прошлом врага и гонителя Патриарха Никона. Алексей Курбатов, ведав¬ший казной, советовал царю: “О избрании же, государь, Пат¬риарха мню, достоит до времени обождати, да во всем всего сам твое самодержавие изволиши усмотреть… Из архиереев, государь, для временного в духовных управления, ежели тебе, государю, угоден, мнится многим добр быти Холмогорский”. Предложение “обождати с избранием Патриарха” совпало с намерением самого царя. Но для временного возглавления Церк¬ви он избрал не Холмогорского архиепископа Афанасия, как со¬ветовал Курбатов и как того ожидали в Москве, а одного из самых молодых архиереев – митрополита Стефана Яворского, ученого монаха из Киева. Дело было, конечно, не в том, что великорусская иерар¬хия оскудела талантами. Правда, некоторые из архиереев-ве-ликоруссов, напуганные петровскими новшествами, потеряли чувство духовного равновесия. Подобно старообрядцам, они видели в царе-реформаторе еретика и даже антихриста. В 1700 году к уголовному суду был привлечен Тамбовский епископ Иг¬натий, который поощрял Григория Талицкого, читавшего ему свои тетрадки, в которых он доказывал, что Петр – антихрист. Пре¬освященный, слушая эти бредни, плакал от умиления и пригова¬ривал. “Павловы твои уста”. Но среди великорусской иерархии были, конечно, и люди другого склада, умные, дальновидные, с широким кругозором. Таким был упомянутый в донесении Курбатова Холмогорский архиепископ Афанасий. В своей епархии ему часто приходилось видеться с иностранцами, и он, к удовольствию царя, умел обходиться с н^ли приветливо. Это был тот самый Афанасий, которого во время стрелецкого бунта на глазах юного Петра в Грановитой палате избивал раскольничий протопоп Никита. Пус¬тосвят.Ещё при жизни Перзосвятителя Адриана Петр высказывал своё желание иметь его преемником престарелого Патриарха. Другим незаурядным архипастырем был митрополит Новго¬родский Иов, постриженник Троице-Сергиеза монастыря, покро¬витель просвещения в греко-славянском духе, деловитый благо¬творитель, который в своей епархии устраивал школы, странно-приимные дома, больницы. Митрополит Иов доброхотно жертво¬вал епархиальные средства на строительство флота и войну с туркам1. Наконец, подлинным светилом в сонме архиереев сиял епископ Митрофан Воронежский (1623-1703). До 40 лет он слу¬жил приходском священником, потом, овдовев, принял постриг в Золотниковской пустыне. В 1682 году его хиротонисали во епископа и назначили на вновь открытую Воронежскую кафедру. В ту пору это был дикий край, которого едва. коснулось христианское просвещение. За время святительского служения епис¬копа Митрофана в епархии построено было 47 новых храмов, основано два монастыря. Дом святителя служил приютом для стран¬ников и лечебницей для болящих. Замечательную черту в житии святого составляет его духовная дружба со святителем Питири-мом, епископом Тамбовским. Петр 1 близко познакомился со святителем Митрофаном во время строения кораблей на Воронежской версии. Святитель ви¬дел в этом предприятии богоугодное дело. Войну с турками, угнетавшими православных братьев,,:.чя которой предназнача-лись корабли, он считал священной войной Креста с полумеся¬цем, благословлял на неё царя и с радостью жертвовал сбере¬жения епархиального дома “на ратных”. Но чуждый человекоугодия и искательства, святой Мит-рофан был непоколебим и бесстрашен, когда дело касалось веры. Его огорчала приверженность Петра к иноземным, “еретическим” обычаям. Однажды царь пригласил святого Митрофана на обед в свой воронежский домик-дворец, перед входом в который стояли статуэтки полунагих богинь. Возмутившись этим нечестием, свя¬титель отказ-ался войти в дом. “Лучше умереть, – сказал он, — чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язы¬чество. Неприлично государю православному ставить болваны языческие”. Уверенный в том, что за этот дерзский поступок царь прикажет казнить его, он, вернувшись к себе, велел зво¬нить во все городские колокола. И когда Петр, удивленный звоном, спросил, что это значит, ему объяснили: владыка го¬товится к смерти. Преисполнившись уважения к исповеднической ревности архиерея, Петр велел убрать статуи. Перед кончиной святитель Митрофан принял великую схиму с именем Макария, кончина его последовала 23 ноября 1703 г. В погребении святого архипастыря участвовал Петр, который сам нёс его гроб до могилы и сказал после погребения: “Не осталось у меня другого такого святого старца».. Сохранилось завещание святителя Митрофана, в котором есть замечательное поучение: «Для всякого человека таково правило мужей мудрых: употреби труд, храни мерность – богат будешь, воздержно пей, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши». Но несмотря на все уважение, с которым относился царь к таким достойным иерархам, как святители Митрофан, Иов, Афа¬насий или митрополит Казанский Тихон, его смущало недоверие всех их, даже архиепископа Афанасия, к западноевропейской учености, к инославной культуре. А гласное, опасался Петр, эти архиереи могут воспротивиться его замыслу подчинить Церковь государственной власти. Поэтому всем им предпочтен был выходец из Малороссии митрополит Рязанский Степан. Митрополит Стефан (Яворский) родился в семье правос¬лавного галицкого шляхтича в 1658 году. Образование получил в Киево-Могилянской Академии и в иезуитских колегиях во Ль¬вове, Люблине, Вильне и Познани. Учение в католических шко¬лах предполагало для православного принятия униатства. Это была унизительная, но обычная тогда в Западной Руси “кража науки”. Вернувшись в Киев, будущий иерарх отрекся от при¬творного униатства и принял монашеский постриг. Его назна¬чили профессором Академии, где он выделялся среди коллег даром проповедничества. Он умел соединить в своих пропове¬дях и “предиках” изощренные приемы киевско-польской риторики с неподдельной искренностью религиозного чувства, воодушев¬лением и сердечностью. В 1700 году митрополит Невский Варлаам (Ясинский) пос¬лал архимандрита Отогнана в Москву для рукоположения в сан викарного епископа. Но в Москве ставленнику случилось в при¬сутствии царя произнести “предику” при погребении боярина А. С. Шеина. Слово это привело Петра в восторг. Он увидел в ораторе человека европейской культуры, как ему казалось, превосходившего своей ученостью московских “начетчиков”. Петр распорядился поставить его на древнюю митрополичью ка¬федру в Рязань. А менее чем через год после этого возвышения Собор иерархов, по указанию Петра, назначил митрополита Сте¬фана “экзархом, блюстителем и администратором Патриаршего Стола”. “Экзарх и блюститель”, мечтавший об архперействе у себя на родине, принял своё назначение со скорбью. К тому же в Москве его встретили недружелюбно и даже враждебно, считали чужаком, обзывали “обливанцем, поляком, латынником”. Возвы¬шение митрополита Стефана встревожило и Православный Восток. Строгий ревнитель Православия Патриарх Иерусалимский Досифей в 1702 году писал Петру, умоляя его не назначать на архиерейские кафедры “ни черкас, ни греков”, а только православных москвичей, “аще и не мудрии суть”, “чтобы и в Патриархи не попал ни грек, ни иные какие породы человек, сиречь от Малыя и Белыя России, которые вскормилися и учатся в странах и шко¬лах латинских и полонских”. А ещё через год Патриарх Досифей прислал послание самому митрополиту Стефану, в котором сурово предупреждал его, что на Востоке не потерпят, чтобы он стал Патриархом. Скоро однако выяснилось, что Петр ошибся в выборе Местоблюстителя. Вероятно, тогда ему слишком упрощенно пред¬ставлялся характер западного образования, и он не предпола¬гал, что “западник и латынник” может оказаться более крутым противником церковной реформы на протестантский лад, чем ве¬ликорусские архиереи. Митрополит Стефан, воспитаншй в като¬лических школах, был горячим подорником высокого авторитета Церкви и её независимости от государства. Как и великорусские архиереи, он мечтал об избрании Пат¬риарха. И ревнители старины в Москве вскоре поняли, что в лице столь нежеланного для них чужака они обрели если и не единомышленника, то союзника,, к тому же человека неуступчи¬вого, твердого, мужественного. Вместе с ними Местоблюститель не одобрял второго брака царя, заключенного при жизни насиль¬ственно постриженной царицы Евдокии Лопухиной. С негодованием узнал ?н об отмене постов в войсках, на что царь, в обход Предстоятеля Русской Церкви, заручился разрешительной грамо¬той от Константинопольского Патриарха. В своих проповедях митрополит Стефан стал открыто обличать не хранящих постов, ^бидящих Церковь и оставляющих своих жен, прозрачно намекая на личность самого царя. Особую остроту отношения между монархом и Местоблюсти¬телем приобрели после дела Тверитинова. Московский лекарь Дмитрий Тверитинов, учившийся в Немецкой слободе, собрал кружок вольнодумцев, увлеченных протестантским учением. Его сторонники отвергали почитание святых угодников, мощей, икон, отвергали авторитет иерархии, не признавали таинств и предания святых отцов. В то же время в тверитиновском кружке по богословскому невежеству, отвергали и краеугольный камень протестантизма – учение о опасении единой только верой. Повто¬ряя древних стригольников, Тверитинов думал, что человек спа¬сается не веро^, а своими делами и заслугами, без посредни-чества Церкви. “Я сам себе Церковь”, – говорил ересиарх. Са¬мым рьяным из еретиков ^казался родственник Тверитинова ци¬рюльник Фома Иванов. В 1713 году существование ереси сбнаружилосъ: первым обличен был в неправославии ученик Московской Славяно-греко-латинской академии Максимов. Митрополит Стеиан немедленно ор¬ганизовал расследование, которое велось гласно и было известно в Москве. Петр, опасаясь, что этот шумный процесс повредит столь любезным его душе немцам, распорядился перевести розыск из Москвы в Петербург в новоучрежденный тогда Сенат. В Сенате дело закончилось быстро и легко для подсудимых. От них потребо¬вали отречения от ереси и препроводили их обратно в Москву. Местоблюстителю было приказано присоединить раскаявшихся к Церкви. Но митрополит Стефан, подозревая вероотступников в лицемерии, велел разослать их по монастырям для грогерки иск¬ренности их покаяния. Тогда-то и обнаружила.сь ^б•^с11сганность его недоверия к столь легко избавившимся наказания еретикам. Заключённый в Чудовом монастыре Фома Иванов, гдер^:мый неис¬товством, бросился с косарем на резной обра.з Сдятя^еля Алексия и изрубил его. После этого злодеяния митрополит Стефал созван: Освященный собор для суда над преступниками. Ногоягленные иконоборцы были преданы анафеме, а Фому,как злостного и не¬раскаявшегося еретика, сожгли на костре. Гнез Петра, узнавшего об исходе нового розыска, был страшен. Он подозревал Местоблюстителя в том, что своим суровым судом над вероототступниками, впавшими в ересь под влиянием Немецкой слободы, он подстрекает москвичей на погром иностранцев. Петр приказал объявить Местоблюстителю выговор через Сенат. Все недовольные царем-реформатором с надеждой смотрели на царевича Алексея, который сочувствовал настроениям ревни¬телей старины. С большой теплотой относился к царевичу и мит¬рополит Стефан. В слове, произнесенном в 1712 году на день ангела наследника, он не без вызова его отцу назвал именин-ника “единой надеждой России”. Недвусмысленно намекая на царя, проповедник продолжал: “Море свирепое, море – человече зако-нопреступный, – почто ломаеши, сокрушаеши и разоряеши берега? Берег есть закон Божий, берег есть – во еже не прелюбы сотво-рити, не вожделети жены ближнего, не оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче че-тыредесятницу”. А через шесть лет открылось два страшных дела: в заговоре против царя обвинялись вначале царевич, а потом и его мать Евдокия. К этим делам сказались причастными и духовные лица. Духовник царевича протопоп Иаков Игнатов, когда Алексей каялся ему в желании смерти отцу, успокоил исповедника словами: “Мы все желаем ему смерти”. К делу были привлечены духовник царицы Феодор Пустынный, Ростовский епис¬коп Досифей, юродивый Михаил Босой, а также митрополиты: Киевский – Иосаф (Кроковский) и Крутицкий – Игнатии (Смола), которые состояли в переписке с наследником. На следствии епископ Доспелей говорил, оправдываясь: “Только я один попал¬ся… Посмотрите, и у всех что на уме. Извольте пустить уши и в народ, что в народе говорят”. Розыск закончился казнями. Сенат приговорил к смерти царевича Алексея, казнили епископа Досифея, протопопов Иа¬кова Игнатова и Феодора Пустынного. Митрополит Иоасаф ско-ропостижно скончался до окончания расследования на пути из Киева. Митрополита Игнатия пощадили по старасти и уволили на покой. Против Местоблюстителя улик не оказалось. Но Петр подозревал его в сочувствии заговорщикам. В конце розыска у Петра окончательно созрел план: во-первых, провести цер-ковную реформу и упразднить Патриаршество, а во-вторых, ото-двинуть митрополита Стефана от кормила церковного управления.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU