Главная > Авторские колонки > История религии - 2 редакция

История религии - 2 редакция

Предлагаем Вашему вниманию вторую редакцию авторского курса лекций по истории религии.

Скачать целиком (642)

Религиовед Железняк С.Е.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Вторая редакция

Учебная дисциплина «Религиоведение» для ряда гуманитарных направлений светской высшей школы введена образовательным стандартом. Она достойна места и роли одной из обязательных и важнейших дисциплин общемировоззренческого и общегуманитарного цикла. Это адекватно реальному месту и реальной роли самого феномена религии в мировой культуре и национальных культурах.
Данная дисциплина является обязательной в учебных заведениях Русской Православной Церкви – духовных академиях, университетах и семинариях. Рекомендуется она и для учебных программ духовных училищ. Необходимость изучения религиоведения на курсах подготовки миссионеров и катехизаторов является очевидной.
В настоящем курсе проблема систематического развития тем этой учебной дисциплины решается путём связного освещения мирового феномена религии в его исторически поступательном развитии. Концептуальную систему в религиоведение может внести либо определённая конфессиональная ориентация, либо – светский феноменологический подход. Без такого подхода учебный курс религиоведения не может обрести достаточной коцептуально-методической целостности. Для духовных учебных заведений актуален конфессиональный подход в преподавании.
Конфессиональный подход позволяет наиболее глубоко изучить одну из изучаемых религий – православие, изучение всех остальных строится на исследовании их исторического развития, сравнении и сопоставлении вероучительных постулатов, культа и ритуалов. Возможность использования такого метода в светских учебных заведениях также не исключена: компетентные представители наиболее распространенной религии в России – православия – на протяжении многих веков сосуществования и культурного взаимодействия с инославным и нехристианским народом всячески пропагандировали веротерпимость и такт по отношению к иноверцам, несмотря на радикальные расхождения догматик и кодексов нравственности.
Темы и краткое содержание

РАЗДЕЛ I. НАУКА И РЕЛИГИЯ

ТЕМА 1. ГРАНИЦЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И АТЕИСТИЧЕСКОЕ. ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ.

Наука и атеизм. Наука и невидимые миры. Наука и Вселенная. Наука и проблема Жизни и Разума во Вселенной. Определение религии. Религия и культура. Наука и христианство. Формы изучения религии. Антропология. Надысторический характер религии. Религия и материализм. Атеизм как вид религии. Открытие и Откровение. Понятие об осевом времени.

РАЗДЕЛ II. ЯЗЫЧЕСТВО. МАГИЗМ

ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ ЯЗЫЧЕСТВА. ДРЕВНЕ-КИТАЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ. СИНТОИЗМ.
Первобытный монотеизм. Христианская версия происхождения язычества. Обожествление тварного. Язычество как помутненная религиозность. Отдаление людей от Бога-Творца и Вседержителя. Виды архаических верований: анимизм, аниматизм, магизм, фетишизм, тотемизм.
Шаманизм как наиболее распространенная форма архаической религии. Особенности отбора и инициации шаманов; мифология шаманизма, космология; символика и практические цели ритуала; представления о жизни и смерти.
Междуречье: Шумер и Аккад (сотворение мира, память о потопе, представления об аде, основные божества пантеона), Вавилон и Ассирия: (преемственность и развитие, божества, эпос, культ, демонология и магия). Ближний Восток: (верования хеттов финикийцев и хананеев, культ Ваала (Баала). Африканские религии. Религии народов древней Америки (майя, инки, ацтеки). Мифологическая вербализация духовного опыта.
Древний Египет: Обожествление животных. Пантеон. Теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги. Идея воздаяния за гробом.
Особенности древне-китайской цивилизации. Традиционные верования - культ мертвых, верховное божество Шан-ди, поклонение небу и земле, магия и геомантия. Учение Лао-цзы – даосизм. «Даодэцзин». Соотношение философского и религиозного даосизма. Астрология, геомантия, медицина и магия в даосизме. Конфуцианство. Ритуал, культ предков, сыновняя почтительность, социальная доктрина. Синкретизм как особенность религиозной ситуации в Китае. Синтоизм.

ТЕМА 3. АНТИЧНОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Мифологическая романтизация античности в Новое время. Теогонические мифы. Олимпийские антропоморфные боги. Жертвоприношения, праздники, храмы. Дионисический культ. Орфическая теософия. Мистерии. Пифагор и пифагорийцы, Фалес и Гераклит.
Римский пантеон, особенности культа, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни, анализ воздействия инклюзивизма на ход истории древнего Рима.
Сократ и Платон как христиане до Христа. Аристотель. Сенека.

ТЕМА 4. ИНДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.
Веды как основные религиозные тексты. Особенности социального устройства древнеиндийского общества. Брахманизм. Упанишады. Основные религиозно-философские школы: санкхья, йога и веданта. Йога как форма мистической практики. Мантра. Индуизм. Особенности культов Вишну и Шивы, как преобладающих в индуизме. Шактизм, культ камы. Тантризм. Культы Кришны и Рамы (эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна»). Жрец и жертвоприношение в индуизме. Пужда. Понятие греха. Институт отшельничества. Особенности вероучения сикхов, его отношение к индуизму. Кабир и Говинд. Джайнизм и аскетика. Реформаторские движения в индуизме в 19-20 вв.

ТЕМА 5. ЗОРОАСТРИЗМ.
Основные положения зороастризма. Зороастр как жреческий титул. Дуалистическое богословие. Зороастрийский сотериологизм на фоне иудейского и христианского. Культ Митры и Ахурамазды. Представления зороастризма о происхождении мира и человека, о душе. Манихейство.

РАЗДЕЛ III. РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ: ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТЫ

ТЕМА 6. МОНОТЕИЗМ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ И ИУДАИЗМ.
Ветхий Завет - историческое повествование о Бого-человеческом процессе становления христианского монотеизма. Священная История. Ветхий Завет и двойственная природа Духовного Космоса. Творец Вселенной как Личность и личностный Бог. Декалог и законничество. Монархическая государственность древних евреев. Библейские пророки - новозаветные реформаторы Ветхого Завета. Законничество. Учительство. Фарисеи и книжники.
Иудейский монотеизм христианской эры (талмудический иудаизм): Талмуд и Каббала: Мидраш, Мишна, формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Иудейское богословие. Предпосылки возникновения Каббалы и ее последующее развитие в средние века. Книга «Зохар». Секты в новоиудаизме: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия (Кицур Шулхан Арух).

ТЕМА 7. ХРИСТИАНСТВО. Раннехристианские ереси.
(Данный раздел сокращен, так как он выделен в отдельный курс. В этом курсе изучаются ереси эпохи реннего христианства - гностицизм)
Христианский гнозис. От Симона Волхва к Валентину. Гностические мифы.

РАЗДЕЛ IV. МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

ТЕМА 8. ХРИСТИАНСТВО (ЗАПАДНОЕ). Средневековые ереси.
(Данный раздел также сокращен)
Катары и Альбигойцы. Тамплиеры.

ТЕМА 9. БУДДИЗМ.
Предыстория буддизма. Основные положения буддизма. Монастырь как основная форма буддийской организации. Монахи и миряне. Причины массового признания буддизма в Древней Индии. Буддийская иконография. Два основных течения: тхеравада (хинаяна) и махаяна. Превращение буддизма в мировую религии. Медитация в буддийской практике. Нагарджуна и школа мадхьямиков. Буддизм в Китае и на Тибете: Основные культы, Чань (дзэн)-буддизм и особенности религиозной практики, древнее тибетского государство и автохтонная религия - бон. Основные школы тибетского буддизма. Религиозные столкновения на Тибете, возникновение теократического государства. Далай-ламы. Ламаизм. Буддизм в России.

ТЕМА 10. ИСЛАМ.
История возникновения ислама. Мухаммед и Коран, его формирование. Догматика и культ ислама. Пять столпов ислама. Факторы иудейского и христианского влияния на ислам Мусульманская сотериология с точки зрения христианской. Мусульманское законодательство. Богословие, мистика (суфизм) и философия мусульман. История распространения ислама. Разделение ислама: сунниты и шииты, их взаимоотношения. Специфика некоторых мусульманских сект: ассасины, хариждиты, ваххабиты и ахмадийя. Мусульманский календарь. Религиозное законодательство – шариат. Ислам в России: прошлое и настоящее. Богословский взгляд на ислам.

<…>

Наука и мировоззрение. Вопрос о науке и религии включает в себя и принципиальную методологическую проблему. Поскольку религия - это мировоззрение, то естественно, сопоставлять ее можно только с мировоззрением. Является ли наука таковым? Что представляет собой т.н. научное мировоззрение, столь часто противопоставляемое религии?
Наука по самой сути своей является системой развивающихся знаний о мире, то есть непрерывно изменяющихся и потому никогда не могущих дать полного и законченного представления о мире в целом. Академик Г. Наан справедливо говорит: “На любом уровне развития цивилизации наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного, неизведанного”.
Но если даже вся материя, не говоря о мире духовном, не является сейчас и никогда не станет объектом исследования естествознания, то возможно ли научное мировоззрение?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тому, что представляет собой мировоззрение?
Мировоззрение - это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности). Оно не зависит от степени образования, уровня культуры и способностей человека. Поэтому и ученый, и необразованный могут иметь одно и то же мировоззрение, а люди равного образовательного уровня - прямо противоположные убеждения. Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии, но не науки. “Вообще структура религиозного учения, - утверждают религиоведы, - не очень отличается от структуры философской системы, ибо религия, как и философия, стремится дать целостную картину мира, целостную систему ориентации личности, целостное мировоззрение”.
Член-корреспондент АН СССР П. Копнин писал: “Философия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой. Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности. Ближе всего по общественной функции к философии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения. Поэтому наука… одна не может ее заменить… Мировоззрение… не покрывается ни какой-то одной наукой, ни их совокупностью”.
Поэтому, если говорить о собственно научном мировоззрении, то таковое понятие нужно признать условным, используемым только в самом узком, специфическом смысле этого слова - как совокупность научных взглядов на материальный мир, его устройство, его законы. Мировоззрением же наука не может быть, поскольку:
а) вопросы чисто мировоззренческие (см. выше) входят в компетенцию исключительно философии и религии и к области естествознания не относятся;
б) наука непрерывно изменяется, что противоречит самому понятию мировоззрения, как чему-то законченному, вполне определенному, постоянному;
в) как совершенно справедливо замечает В. Казютинский, “в естествознании нет теорий “материалистических” и “идеалистических”, а лишь вероятные и достоверные, истинные и ложные”.
Научными или антинаучными могут быть представления (знания) человека о явлениях этого мира, но не его мировоззрение как таковое (религиозное, атеистическое и т. д.). Наука и мировоззрение это два различных, несводимых друг к другу понятия и потому противостоять друг другу они не могут.
Атеизм – мировоззрение, отрицающее существование высших, духовных сил – не может быть научным. Он остается в границах своей философии и, в некотором смысле, своего культа, безбожной религии.
Но если даже поверить в безграничность научного познания, и в способность науки разрешить когда-то все вопросы духа и материи и достичь уровня мировоззрения, то и в таком случае мыслящий человек не может ждать этого гипотетического будущего. Жизнь дается только один раз, и потому человеку, чтобы знать, как жить, чем руководствоваться, каким идеалам служить, необходим сейчас ответ на главнейшие для него вопросы: кто я? каков смысл моего существования? имеется ли смысл в бытии человечества, мира? есть ли вечная жизнь? Кварки, черные дыры и ДНК на эти вопросы не отвечают и ответить не могут.
Наука и невидимые миры
Наш физический мир очень сложен. И чем больше мы его познаем, тем больше открывается нам еще большая его сложность, загадочность. В последние два столетия наука обратила свой взор вглубь вещества. И тут ей открылась бездна бесконечности за покровом видимых его границ. Оказалось, что материя делима до бесконечности. Это выводится, к примеру, из такого свойства ее, как упругость. Допущение делимости атома равняется допущению бесконечной делимости субстанции, что равносильно сведению субстанции к нулю или к ничему. Никакая упругость невозможна без изменения в положении составных частиц упругого тела. Это значит, что упругое тело подвержено переменам и состоит из частиц, или, другими словами, упругостью могут обладать только такие тела, которые делимы. И Атом именно упруг. Атом делим и должен состоять из частиц или суб-атомов. А эти суб-атомы? Они или неупруги и, в таком случае, они не имеют никакого динамического значения, или они тоже упруги и, в таком случае, они тоже делимы. Итак, ad infinitum. Но бесконечная делимость Атомов сводит материю к простым центрам Силы, т. е., исключает возможность представления материи, как объективной субстанции. Абсолютно неупругие атомы никогда не могли бы произвести ни одного из тех многочисленных феноменов, которые приписываются их соотношениям. Без упругости атомы не могли бы проявить своей энергии, и Субстанция материалистов осталась бы лишенной всякой силы. Поэтому, если Вселенная состоит из атомов, эти атомы должны быть упруги, так писал в «Научных письмах» проф. Бутлеров в XIX веке. Схоластика столетиями раньше занималась весьма интересным вопросом: сколько ангелов может уместиться на кончике иглы? Теперь этот вопрос, надеюсь, уже не покажется таким бессмысленным. Что мы получим, деля до бесконечности математическую точку (кончик иглы)? Кстати, именно занимаясь этим вопросом, было открыто интегральное исчисление.

А каково строение самих атомов, электронов и протонов? На этот вопрос наука смогла дать ответ уже только в XX веке. Любой помнит из школьного курса химии, что атом имеет очень сложное устроение: сложное ядро, электроны, курсирующие по различным типам орбит. Существует несколько типов этих орбит: s-, p-, d-, f- орбиты. Невыразимое богатство форм вещества зависит от того, как, по каким орбитам курсируют электроны, как соединяются между собой атомы. Существуют строгие законы, описывающие движение этих частиц, предписывающие возможное их взаимодействие. Каково строение ядра атома? Современная наука мало что может сказать на этот счет. Она может только назвать некоторые частицы. Возможно ли описать их их жизнь и взаимодействие? Возможно ли заглянуть вовнутрь их самих? И если невозможно сейчас, то будет ли возможно когда? Пока загадок больше, чем ответов. И, судя по развитию науки, в будущем количество загадок будет только расти.
Наука и Вселенная
Попытки науки заглянуть в глубины внешней Вселенной также приносят гораздо больше вопросов, чем ответов. Попыток описать появление Вселенной было не мало. Были попытки описать это с атеистической позиции – т.е. само собою, без Бога. Могу напомнить довольно известную гипотезу Канта-Лапласа о происхождении Вселенной. Он ее предложил как противопоставление библейскому Шестодневу. Напомню: из первоначальной туманности, однородного газового облака путем сгущения возникли первые космические тела, в частности, солнце-звезда и более мелкие - планеты. Таким образом и появилась наша солнечная система. Известен ответ автора этой схемы Лапласа Наполеону, то, что он не нуждался в Боге для этого построения: «Я не нуждался в этой гипотезе». В этой концепции Лапласом было допущено много ошибок и нестыковок: 1) она противоречила наблюдательной астрономии – если первоначальное облако однородное, то почему после центрального огромного Солнца следует очень маленькая планета Меркурий, затем средние Венера и Земля, далее маленькая Марс, за ним громадные Юпитер, Сатурн и Нептун, а затем опять маленькая? 2) Если бы облако было однородным, то все планеты получили бы одинаковый момент импульса. Но планета Уран лежит на боку – у нее иной вектор. Итак, облако неоднородно. И то, что солнечная система такая неоднородная, заложено изначально. 3) Детский вопрос, но от него отмахнуться нельзя – откуда взялось это облако? Значит, его кто-то сотворил? Лаплас не дал ответа на этот вопрос. И, самое поразительное, читатели Лапласа таким вопросом не задавались. Отсюда напрашивается интересный ответ – читатели и не очень-то хотели, чтобы творцом был Бог. Европейское апостасийное человечество не любило уже Бога, не хотело нести ответственность перед кем-то. Далее они прибегают к экстраполяции – если мир возник из газового облака, сам собою, значит, и все остальное появилось также, само собой. Аналогичная экстраполяция и на все пространство – вся Вселенная возникла сама собой. Такая снисходительность вообще ненаучна: ведь необходимо собрать все факты, их выверить, проанализировать. Но ничего этого Лапласом не было сделано. Критерий научности был просто забыт: «Ведь обмануть меня не трудно – я сам обманываться рад…». Если же сравнить это с настоящим Шестодневом, научным, описанным в Библии, книге Бытие, то получится следующее: 1-й день, отделение света от тьмы – Большой Взрыв современной космогонии. Лаплас ничего не противопоставил. 2-й день, создание тверди, прозрачного неба, то, что воспринимается как сфера. Этому Лаплас опять ничего не противопоставил. 3-й день, появление суши, омываемой океаном и растительности. Небулярная теория Лапласа – один элемент третьего дня творения. 4-й день – появление видимых солнца, луны и звезд на небе, 5-й и 6-й дни – сотворение всех живых существ и человека. Ничего у Лапласа об этом нет. Итак, он описал небольшую часть 3-го дня.

<…>

Определение религии
Слово «религия» знакомо всем нам, как верующим, так и неверующим, знакомо также, как и его русский эквивалент — слою вера. Что означают эти слова? Слово религия — religio латинского происхождения. Означает оно — совестливость, благочестие, святость. К глубокой древности, к раннехристианскому латинскому мыслителю блаженному Августину (354—430) восходит объяснение смысла этого слова из глагола religo — связываю развязанное, воссоединяю. Наше слово вера тоже очень древнее. Уже в языке Авесты — священной книги древних иранцев, созданной за много столетий до рождества Христова, используется глагол var — верить, и существительное vareiia — вера.
У индоариев, кочевавших со своими стадами по пространствам великой Евразийской степи в III тысячелетие до Р.Х., тех самых индоариев, отдаленными потомками которых являются все почти народы современной Европы, один из самых чтимых богов носил имя Варуна. У очень многих народов, относящихся к индоевропейской языковой семье, слова с корнем var, ver обозначают понятия веры, честности, доблести, правдивости. Но корень этот тождествен двум другим древнейшим индоевропейским корням — вар — жар (отсюда наше — варить) и вервь — веревка, восходящему к древнеиндийскому varatra — слову с тем же самым значением.
Но что же связывается верой? Верой соединяется небо и земля, Бог и человек. Многие религии употребляют слово небо для обозначения высшей реальности. Но слово «небо» употребляется всегда символически. Это не только то голубовато-серое небо, по которому то плывут белые облачка, то клубятся черные грозовые тучи. Нет, словом небо наши далекие предки именовали и тот иной мир, в котором нет страданий и смерти, тоски и незнания, но в котором вечность, полнота, всемогущество и всеведение являются нормальным состоянием. Тот мир, столь манящий для слабого человека, ограниченного в своем существовании кратким мигом лет между рождением и смертью, существовал всегда и всегда будет существовать. Войти в него, стать частью его значило обрести его качества, его полноту и целостность. Но вот беда, тот мир отстоит от этого как небо, по которому бегут облака и в котором сияют ночью звезды, отстоит от земли, по которой мы ходим.
Религия — это и есть способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным — бессмертного, временным — вечного. Потому-то слово религия и восходит к слову связь.
Но если представить себе, что есть Бог, то как можно надеяться изучить Его? Ведь Его природа абсолютна, Он создал нас и весь мир. Может ли созданное понять создателя? Может ли временное и ограниченное понять То, что существует вне времени и пространства? Законы познания бессильны перед Богом. Потому-то человек верит в Бога. Вера — это иная форма отношений, нежели знание. Вера требует от человека волевого усилия, направленного к объекту веры. На знание соглашаться не надо. Знание объективно. Соседний дом и сосед по парте познаются нами помимо нашей воли. Но вера поддерживается только волевым усилием, только желанием верующего, ибо такова природа Бога, что Он не может быть нами объективно познан, как Им сотворенные формы нашего мира.
Религия и культура
Религия является культурообразующим фактором. Особенно ярко это показал русский богослов, философ и ученый Павел Флоренский. У него есть такая примечательная идея: вся культура — из храма, нет ничего, что должно оставаться в жизни безрелигиозным, без связи с культом. Идеальная культура как бы концентрическими кругами располагается вокруг культа. Культ, священнодействие, ритуал сверхпсихологичны, сверхличны, объективны, и даже, как любил повторять Флоренский, «онтологичны», придавая этому специальному философскому термину основополагающее духовное значение. Такова общая предпосылка, из которой вытекают все конкретные следствия. В своем исследовании вопроса культуры Павел Флоренский опирается на понятие теургии (феургии), взятой у философа Соловьева. Для Флоренского феургия — это организация всех видов творческой деятельности в культуре, их преображение, и не только видов деятельности, не только поведения (бытового, общественного), но и всей человеческой жизни. Для интерпретации сверхличного значения культа и «феургических» видов деятельности Флоренский привлек платоновскую схему двух миров — высшего и низшего, небесного и земного. Культ — нечто вроде светоносного огненного столпа, соединяющего небо и землю. Энергии с неба изливаются посредством культа в наш мир и растекаются по всем областям творчества, питают их и очищают. Но далее Флоренский делает немного неправильное заключение, что все «внефеургические» автономные области культурного творчества неприемлемы, они не имеют морального, духовного права на существование. С одной стороны, действительно, Феургия — средоточная задача человеческой жизни, задача полного претворения действительности смыслом и полной реализации в действительности смысла, такой она была во времена древнейшие точкою опоры всех деятельностей жизни; она была материнским лоном всех наук и всех искусств. Это мы увидим в дальнейшем, изучая религии (а соответственно, и основания таких древних культур, как египетской, древнеиндийской). Религия рождает культуру, тем самым наполняя жизнь человека полнотой бытия. Жизнь человека многогранна, условия жизни самые различные и сами люди – не копии друг ко другу. Поэтому культура и играет роль связующего материала между людьми. В этом заключается своего рода демиургичность культуры. Религия может также вбирать в себя элементы прежней культуры, насыщая их новым смыслом, содержанием. Можно привести такие яркие примеры: такая народная традиция как рождественские колядки, духовные нецерковные песнопения, различные былинные сказания. В них мы четко видим религиозную основу, в них слышатся и евангельская история, и различные библейские заповеди, и элементы проповеди. Но, разумеется, внести это в храм, добавить к богослужению невозможно. Так же невозможно и многие элементы богослужения вынести из храма. Другой интересный пример – заимствование из чужой культуры. Когда мы будем изучать историю древневрейской религии, то увидим, что некоторые элементы храма Соломона были заимствованы от соседних языческих племен. Даже строили этот храм финикийские и другие мастера. Также определенным заимствованием является и дата празднования Рождества Христова. Скорее всего, Церковь установила эту дату в противовес различным языческим, приходившимся в это время. В древней Церкви не было единой точной даты этого События, в толковом Типиконе приводятся несколько мнений на этот счет: 25 и 28 марта, 20 мая, 6 и 10 января. И только в V веке получает относительно всеобщее празднование дата 25 декабря.
Наука и христианство
Наука в современном ее понимании начинает зарождаться именно в христианской культуре. Христианство явилось той питательной средой, из которой смогло появиться на свет понятие о естественно-научном. Основоположником современного научного естествознания становится философ Галилей. Современная наука возникла именно в 17 веке трудами Галилея и многих его последователей. Это факт, не подлежащий сомнению, и особый феномен человеческого знания: науки в современном смысле не было ни в Средневековье, ни в античности. Переворот, который совершил Галилей, конечно, был сделан не в одиночку. Во многом его положения существовали уже в работах Пико делла Мирандолы и Николая Кузанского.
Одно из главных положений современной науки состоит в утверждении однородности пространства, однородности всего мира. Античная и средневековая культура всегда рассматривали мир иерархически. Предметы мира отличаются не только количественно, но и качественно. Галилей и до него Джордано Бруно полностью отвергают такую точку зрения, утверждая, что все части мира подчиняются одним и тем же законам.
Галилей полностью отвергает какое-либо качественное рассмотрение мира. В мире существуют только количественные принципы. И еще один принцип, показывающий, что Галилей полностью отрицает средневековое мировоззрение, и античное в том числе. Галилей произносит фразу, впоследствии ставшую афористичной: «Книга природы написана языком математики».
Вся средневековая физика вслед за Аристотелем утверждала, что математическое познание не имеет никакого отношения к природе. Галилей исходит из другой концепции — пифагорейско-платоновской. Ведь он родился во Флоренции, а традиции флорентийско-платоновской академии оставались в этом городе на долгие годы, и Галилей изучал труды и Платона, и флорентийских платоников. Эти идеи (в частности Пико делла Мирандолы) Галилей сформулировал таким образом, что человек познает мир посредством числа.
Галилей формулирует принцип, согласно которому книга природы написана языком математики. Именно от Галилея и берет свое начало современное математическое естествознание. До Галилея само понятие формулы, тем более формулы, описывающей движение, было просто бессмыслицей.

<…>

Скачать целиком (642)

Авторские колонки

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU