Главная > Студентам духовных школ > ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПАТРОЛОГИЯ»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПАТРОЛОГИЯ»

Скачать целиком (717)

( III курс, заочное отделение, 2004 / 2005 г. )

Доникейский период
1. Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
2. «Дидахи». Особенности памятника; его значение.
3. Св. Климент Римский и его экклезиология.
4. Св. Игнатий Богоносец и его наследие. Послание Св. Поликарпа Смирнского.
5. «Послание Варнавы». Отношение к Ветхому Завету.
6. Нравственное учение и экклезиология «Пастыря Ермы».
7. Проблематика христианской апологетики II века. Апология Аристида. «Послание к Диогнету».
8. Св. Иустин Философ. Христианская философия. Богословские особенности сочинений св. Иустина.
9. Особенности апологетики Татиана. Энкратизм Татиана.
10. Афинагор Афинянин. Его учение о воскресении.
11. Св. Феофил Антиохийский. Учение о Божестве и триадология.
12. Св. Мелитон Сардийский и учение о Христе – новой Пасхе.
13. Христология, сотериология и экклезиология св. Иринея Лионского.
14. Св. Ипполит Римский как антигностический писатель. «Апостольское Предание» Ипполита.
15. Этика и экклезиология Тертуллиана.
16. Св. Киприан Карфагенский. Учение о Церкви и ее Таинствах.
17. Климент Александрийский и христианский гнозис.
18. Богословские взгляды Оригена. Влияние Оригена: оригенизм III-VI вв. Осуждение его на 5 Всел. Соборе.
19. Жизнь и труды Оригена. Характеристика экзегетического метода.
20. Свт. Григорий Неокесарийский Чудотворец как ученик Оригена. Св. Мефодий Олимпийский как критик Оригена.

Эпоха Вселенских соборов (начало)
21. Богословие в IV веке. Основные черты.
22. Евсевий еп. Кесарийский и его наследие.
23. Св. Афанасий Великий. Жизнь и богословские взгляды. Писания св. Афанасия, направленные против арианства.
24. Житие и писания св. Василия Великого. Его аскетические труды и монашеские уставы.
25. Троическое богословие св. Василия Великого. Учение о Св. Духе.
26. Общая характеристика богословия Отцов Каппадокийцев. II Вселенский Собор.
27. Св. Григорий Богослов. Житие и труды. Основные богословские взгляды св. Григория Богослова (триадология). Христология св. Григория Богослова.
28. Преп. Ефрем Сирин и его труды.
29. Мистическое (тайнозрительное) богословие св. Григория Нисского. Его эсхатологические воззрения.
30. Св. Кирилл Иерусалимский, его Огласительные и Тайноводственные слова.
31. Св. Амвросий Медиоланский, его пастырское богословие, этика, аскетика и экзегетика.
32. Блаж. Иероним Стридонский. Житие и труды.
33. Блаж. Августин. Его жизненный путь и произведения. Учение о свободном выборе и предопределении. Тринитарное учение: предпосылки филиоквизма в нем.
34. Свт. Иоанн Златоуст. Его жизненный путь и труды. Экзегеза Свящ. Писания.

Аскетические писатели IV-V вв.
35. Жанры аскетической литературы. 2 редакции «Древнего патерика». «Лавсаик» Палладия.
36. Основоположники египетского монашества: преп. Антоний Великий и преп. Пахомий.
37. Преп. Макарий Египетский и «корпус Макарианум».
38. Евагрий Понтийский и его тайнозрительное богословие.

1. Общая характеристика особенностей богословия доникейского периода.
Эпоха идеологической борьбы с внутрицерковными и внецерковными ересями, прежде всего с мистицизмом. Количественное увеличение церкви. Становление богословия троического и христологического. Формирование литургико-канонических норм, формирование канона священных книг Нового Завета, развитие церковного строя.
1) «Писания мужей апостольских» – к.1 в – сер. 2 в., География: Сиропалестина, Антиохия, Смирна, Египет, Рим, Александрия Егип.
2) Сочин. греч. апологетов 2 в.
Начало рационального осмысления богооткровенных истин.
География: Афины (Греция), Рим, Александрия (культурные центры).
3) Антиеретическая литература 2 пол. 2 в. Ириней Лионский, Ипполит Римский и др.
4) Группа римских богословов 3 в.: Минуцифилиц, Ипполит Римский, Новоциан, антипапа Римский.
5) Африканские богословы 3 в.: формулы Тертуллиана, Киприан Карфагенский, Лактанций.
6) Александрийская богословская школа (к. 2-3 вв). Систематизация христианского учения, т.е. науки богословия.
Триадология доникейских писателей.
Пастырь Ермы: запутанны и двусмысленны.
Клим. Римский: в домостр-ве участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение устроить Царство Божие; Сын – главное орудие Домостроительства спасения, а Св. Дух как Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению.
Иустин Философ: Содерж. учение о Троице (Слово произнесенное, Слово семенное и Слово воплощенное).
Феофил Антиох.: Первым употребл. слово Троица. «Три дня [творения], были прежде [создания] светил, суть образы Троицы Бога, Его Слова и Его Премудрости». Святой Дух отождествляется с Премудростью («Софией»); Слово (Логос) называется не только «Премудростью», но и «Духом Божиим»; учит о рождении второго Лица Троицы, Феоф. пытается наметить различие Лиц Троицы, Третья Ипостась, находится еще в очень зачаточном состоянии и имеет достаточно размытые грани. Для него само собой разумеется, что Святой Дух, как и Слово Божие (Логос), существует от вечности и вместе с Логосом Дух принимает участие в творении мира.
Ориген: идея Бога как единства, монады. Впервые употр. термин «единосущный». Сын так же вечен, как и Отец, но и творение одновременно. Не различал «рождение» и «творение».
Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма).
Учение о Логосе.
Иустин Философ: Разговор с Трифоном Иудеем – выражал участие в творении мира 2-го лица Троицы – Логоса, (Он посредник между Богом и миром)
Феофил Антиох.: О Логосе употр. ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.
Ириней Лионский: утверждение полноты Божества и Человечества во Христе. Логос, участвующий в творении мира. Рождение Сына от Отца для творения мира. Сын с Св.Дух как две руки Бога. Но подобные фразы чаще даются не догматически, а лишь толковательно.
Ориген: Одна разумная тварь, к-рой не наскучило богосозерцание – человек Иисус Христос, в эту душу Сын Божий воплотился. Роль Христа педагогическая.
Бог у Оригена – бог неоплатоников.
Павел Самосатский (еп. Антиох. с 260 г.). Смесь модализма и савеллианства (в Боге единое сущ-во, а Лица – лишь формы «модусы» явления миру). Считал Христа человеком, в к-ром обитал Бог, видимо, после Крещения (ересь адопционизма).
Лукиан еп. Антиох. великий экзегет «Было время, когда Сына не было» на осн. Притч. 8:22, Кол.1:15. Учеником был Арий. Однако, Лукиан умер мучеником и числится в святцах.
Экклезиология.
Дидахи. иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д» они называются архиереями).
Климент Римский. Экклезиол.: Богоучрежденность церковной иерархии, соборное признание претендентов, спасение через Церковь.
2 Посл. св. Клим. Рим. учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.
Игнатий Богоносец: не возможно быть христианином не участвуя в жизни Ц. Ц. становиться собой когда ее члены сходятся вместе для совершения общего таинства. Иерархия впервые. Глава евхар. собрания – еп. Епископу надо следовать как Хр. Пресвит. как апостолам.
Пастырь Ермы – идея о предсуществующей Церкви (как и во 2-м Посл. св.Климента Рим.), и о том, что ради Церкви сотворен мир. Церковь как башня, люди – камни. Церковь как возрастание земли к небу.
Иустин Философ: в Апологии упоминание об иерархии(дьяк., предстоятель),
Ириней Лионский: идея апост. преемства не как формальности, а как вероучения. Хар-ки Церкви: единство – одну душу, уста, сердце; святость – из чистоты и истинности; апостольский характер – непрер. традиция веры; кафоличность – соборность; непогрешимость учения; истинная харизма.
Киприан Карфаг.: утверждает единственность Церкви. В 66 письме он говорит о Ц., как о народе, приверженном свящ. и стаде, послушному своему пастырю. Отличая ее от Церкви кафолической, соединенной в единстве епископата.
«Вне Церкви нет спасения»; «Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует»
Ориген: Церк. структуры в духовном смысле, главное место – «учители Церкви», обряды совершать может каждый, таинства чисто символичны. Евхаристию понимал как хлеб – пища для душ, слово от Бога Слово, вино – слово опьяняет.

2. Дидахи. Особенности памятника и его значение.
«Учение 12 апостолов» (или «Дидахи», как оно называется по-гречески). «Учение 12 апостолов», которое, как явствует из его содержания, не принадлежит самим апостолам, а является изложением церковного учения, которое существует как изначальное учение Церкви и передается поэтому от имени 12 апостолов.
Рукопись нашел греч. митр. Филофий Вриенний в КПле 1873 г..
Сост. в нач. II века, по другим данным – 60-80 гг. В Сирии или Египте.
Клим. Алекс. причислял «Д» к Свящ.Пис., нисколько не сомневаясь в апостольском достоинстве произведения. Евсевий Кесар. сомневался в истинности и относит к категории спорных и подложных. Св. Афанасий Александрийский также исключает это сочинение из канона Нового Завета, хотя признает полезность его для церковного наставления верующих. Около V в. выходит из употребл.
Сочинение ценно, потому что знакомит нас и с жизнью, и с учением Церкви очень раннего времени.
Содержание (состоит из четырех частей):
1. гл. 1-6 учение о двух путях (путь жизни и путь смерти) – этическая концепция автора.
2. гл. 7-10 «литургическая»: предписания о крещении, посте и молитве; таинство Евхаристии и «агапы.»
3. гл. 11-15 канонические и церковно-дисциплинарные вопросы.
4. «эсхатологическое заключение» всего произведения (о пришествии антихриста).
О крещении: оглашение, покаяние. Крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Некоторые сектанты указывают, что будто бы Св. Писание нам предписывает иную форму крещения, когда говорится где-нибудь в Деяниях о крещении во имя Христово. Но там речь идет не о формуле крещения, а дается суммарное указание на то, что крещение совершается не просто во имя Божие, но во имя Бога Отца, Бога Сына и (подразумевается) Святаго Духа.
Совершается в воде живой, если нет – в другой.
Говорится о возможности обливательного крещения, хотя оно не признается нормальным и допускается только в исключительных случаях.
О посте перед крещением.
О посте: в среду и пятницу, а не с иудеями (пн. и чт.). Т.е. установление о посте в ср. и пт. древнее.
«Отче наш» с миним. разночт. с Мф. (здесь в ед. ч. «долг» у Мф. «долги»). Причем в «Учении…» указывается, что эта молитва должна совершаться каждым христианином трижды в день.
Евхаристия: «И как был этот хлеб преломленный рассеян по горам и собранный стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие».
О церковном строе: иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д.» они называются архиереями).
Датировка Литература двух путей: Послание Варнавы, Каноны свв. Апостолов. Апостольские постановления. Сирия, Египет 60-80 гг., возможно нач. II века. Найдена Филофеем Вриеннием, митр. Никомедийским в КПом подворье Святогробского монастыря в 1873г., I издание им же в 1883 г. Рукопись датирована 11 июня 1056г . Пользовалась широкой известностью: Климент Алекс., Ориген, Евсевий относит к апокрифам, постепенно перестала переписываться и забылась, но его читали Зонара (XII в.), Властарь и Никифор Каллист (XIV в.), Руфин.
Композиция. Это Катехизическое наставление для нужд одной из церквей. Основу его составляет учение о Святой Троице, которое намечается самыми беглыми штрихами.
1-6 гл. иудео-христианское учение о двух путях + Евангелические вкрапления; 7-10 гл. Литургическая часть («Сказав все это, крестите…(7.1)). Молитвы коренятся в иудейской традиции («Отрок Божий»); 11-13 гл. Дисциплинарная часть о поведении пророков, апостолов, приходящих и христопродавцев; 14-15 гл. Рука второго редактора – более продвинутый этап, первые определенные параллели с письм. Евангелием (15, 3-4) о устроении Церкви. 16 Эсхатологическая. Возможно добавлена тогда же.
Учение Акцент на нравственности, а не на догматике (анафема на поведение, а не на мысль). Догматическое учение. Вера в Троичность Бога. Дух наравне с О. и С. (7 о крещении), Христос – судия. Церковь – соборное единство. Катехизация, крещение, покаяние, евхаристия. Этическое учение автора «Дидахе» является расширенным толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего, не убивать и т.д.). Два пути. Соблюдение этих заповедей есть «путь жизни», а нарушение их - «путь смерти». Первый путь предполагает воздержание «от плотских и мирских похотей», любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т.д.; второй путь является полной противоположностью первого: вступивший на него предается прелюбодеянию, похоти, разврату, он делается чужд кротости, терпению и пр. Примечательно, что ключевым понятием этического учения в «Дидахе» служит термин «путь», который предполагает, что цель этого пути находится за пределами земной жизни, т.е. трансцендентна ей. Поэтому этика сочинения неразрывно связана с эсхатологией, которая также выдержана в «библейских тонах». Здесь говорится: «В последние дни приумножатся лжепророки и губители, и обратятся овцы в волков, а любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, [люди] возненавидят друг друга, будут преследовать и предавать друг друга; тогда явится искуситель мира, словно Сын Божий, сотворит знамения и чудеса, земля предастся в руки его и соделает он беззакония, каких никогда не бывало от века.» Предвозвещение антихриста ясно слышится в словах автора «Дидахе», который здесь сохраняет верность духу Нового Завета.
Литургическая часть. Исповедь и пост в среду и пятницу и перед принятием таинства. Живая холодная вода, во имя О. и С. и СД. Три раза в день Отче наш. Тексты благодарения. Пророки благодарят как хотят. По насыщении благодарение за создание мира и моление о Церкви.
Иерархически – дисциплинарная часть. Лицами, несущими в Церкви иерархическое служение, называются епископы и диаконы. Кроме того, в Церкви существуют пророки, которые ходят из одной общины в другую и проповедуют. В одном месте «Д.» эти пророки называются архиереями. Поскольку не существовало еще точной терминологии в отношении степеней церковной иерархии, мы можем действительно усмотреть в тех пророках, о которых говорит «Дидахи» аналогии епископам в современном смысле слова, потому что пророки эти имеют полномочия в отношении нескольких или даже многих церковных общин, в то время как епископы и диаконы несут свое служение в рамках одной общины. У епископов более оседлая жизнь. Церковное единство по образу хлеба.
В целом, «Дидахе» является, безусловно, ценнейшим памятником раннехристианской письменности, проливающим свет как на вероучение, так и на богослужение и ежедневную жизнь древнехристианской Церкви. Данное произведение нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать его значение, ибо оно, естественно, не охватывает всех граней жизни и учения Церкви во второй половине I в. Лишь вкупе с другими памятниками древне-церковной письменности «Дидахе» обретает свое истинное значение. По характеристике А. Карашева, содержание сочинения «представляет очень много ценных данных. Одни из них подтверждают те немногие сведения из жизни древней Церкви, какие сохранились до нас в современных памятнику писаниях; другие делают несомненными существование в практике ранней Церкви таких черт церковной жизни, на какие ясные указания мы доселе получили из литературы только конца второго и третьего века». Поэтому находка этого сочинения значительно обогатила и церковно-историческую, и патрологическую науку. Но не только. По словам С. Л. Епифановича, «проникнутое теплотою и любовью к «братьям по вере», выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворенному Им миру, «Дидахе» вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви».

3. Сщмч. Климент Римский и его экклезиология.
Жизнь (+Источники): По Евсевию Кесарийскому годы епископства св. Климента в Риме – с 92 по 101. Согласно св. Иринею Лионскому, он был третьим епископом Рима (после Лина и Анаклита), и св. Ириней говорит о нем как о «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними, еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими». Тертуллиан сообщает, что св. Климент принял посвящение от самого ап. Петра, но затем чтобы не нарушать мира церковного, он устранился от епископской должности, поэтому списки римских епископов числят Климента на четвертом месте, если начинать с самого св. Петра (то есть между Петром и Климентом было еще два епископа).
По Пред., погиб муч. в Херсонесе, мощи открыты св. Мефодием и Кириллом: часть их они принесли в дар римской церкви, а остальное было перенесено в Киев, где мощи были положены в Десятинной церкви.
«Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Единственное подлинное. Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в) и сирийский (XII в) языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V в.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось за богослужением, написано в 96-97 гг. Множество цитат, исповедание богодухновенности.
Повод к написанию: Это послание написано по поводу каких-то тяжелых смут, происходивших в Коринфской церкви. Климент обращается (правда, не от своего лица, а от лица Римской церкви) к Коринфу не просто со словом братского увещания, а как власть имеющий. Причина волнений в коринфской общине не имела серьезной догматической подоплеки: это была обычная схизма (раскол), у истоков которой стояли всего несколько лиц, обуреваемых гордыней и честолюбием. Указанная схизма послужила для св. Климента причиной изложения некоторых важных моментов христианского вероучения, основой которого является догмат о Святой Троице. Впрочем, триадология в послании только намечается в самых общих чертах, но детально не разрабатывается. Троичность признается, но Бог – Отец, «Сын Божий» употреблен один раз, остальные – «Предстоятель», «Архиерей». Акт рождения совпадает с усыновлением людей. Дух – Источник, Излияние, Полнота свойств, ведущих ко спасению.
Тайна внутритроичной Жизни и отношения Божественных Лиц между собой лишь предполагаются св. Климентом, но в эту тайну он не дерзает проникать. Главный акцент в послании ставится на спасительном излиянии действия Божиего на мир, т.е. на тайне Домостроительства Божиего.
Домостроительство Божие. Распространяется не только на человечество, но и на весь тварный мир в первую очередь на человека, как венец творения. Участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение устроить Царство Божие; Сын – главное орудие Домостроительства спасения, а Св. Дух как Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению.
Последовательно нисходящая церковная иерархия. Важность покаяния, смирения, кенозиса и любви. Ясное осознание взаимосвязи всех частей христианского учения. Вхождение в гармонию вселенского бытия через погружение в полноту (литургическую, нравственную, богословскую) кафолической Церкви.
Экклесиология: Церковь есть не человеческое, а Божественное установление. Это проявляется, согласно св. Клименту, прежде всего в богоучрежденности церковной иерархии. Церковь св. Климент сравнивает с воинским подразделением, где «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все соединены друг с другом и от этого [происходит большая] польза». Второе сравнение, приводимое св. Климентом, это сравнение с телом в духе экклесиологии св. Апостола Павла: «голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они находятся в согласии друг с другом и стройным подчинением своим служат во здравие целого тела». Гармоничное устроение Тела Христова проявляется прежде всего в богослужении, совершаемом в определенные времена и часы; благодаря церковному богослужению нам открываются «глубины божественного ведения». Последняя фраза (?? ???? ??? ????? ???????) указывает на ту традицию православного «гносиса», у истоков которой стоят свв. Апостолы Иоанн и Павел и которая затем обрела наиболее четкие формы свои в александрийской школе.
Согласно св. Клименту, вся церковная иерархия имеет не только божественное, но и апостольское происхождение. В акте поставления на церковное служение он различает два основных момента: собственно «поставление» и «одобрение»; первый момент предполагает «рукоположение» (см. Деян. 14:23), а второй – активное участие в этом поставлении и всего народа Божиего, т.е. соборное признание.
Церковная иерархия обеспечивает единство Церкви – идея также наиважнейшая для экклесиологии св. Климента.
Этика: Христос есть образ для определения нравственных норм поведения ее членов.
«Второе посл. св. Кл.Римского». Это проповедь 150 г. Евс.Кесар. (сомнения в подлинности), автор, видимо, из новообращ. язычников. Блаж. Иероним уже решительно отрицает подлинность этого послания.
Место написания. В качестве предполагаемых называются Рим, Коринф и Египет (но, скорее всего, Рим).
Христология. Христос – Бог («Об Иисусе Христе должны думать как о Боге и Судии»), Логос, «Родоначальник нетления». Воплощение – прямая причина спасения, онтологическая и гносеологическая – бытие и знание.
Не вполне православная экклесиология (14 гл.). Предсуществующая Церковь: «Мы будем принадлежать к первой, духовной Церкви, сотворенной прежде солнца и луны», или к «Церкви Жизни», которой и даруется полнота спасения. Данную идею он сочетает с учением Апостола Павла о Церкви как Теле Христовом, но подобное сочетание обретает в миросозерцании автора причудливые черты. Он считает, что именно о такой предсуществующей Церкви изрекается в Священном Писании: «И сотворил Бог человека, мужчину и женщину» (Быт. 1:27); под «мужчиной» здесь подразумевается Христос, а под «женщиной» – Церковь. Эта Церковь принадлежит не настоящему миру, т.е. миру материальному, но, происходя свыше, является духовной, хотя и сделалась зримой в последние дни, чтобы спасти человечество. Подобное появление «духовной Церкви» произошло «во плоти Христа», т.е., вероятно, в зримой и реальной Церкви. И если члены Церкви соблюдают ее нетленной во плоти, то они обретут ее таковой же и во Святом Духе.
Духовная явилась во плоти Христовой – продолжение иудейской мысли о сотворении мира для Израиля (Церкви). Из бесплодной стала Матерью (Ис.54). Александрийская школа.
Полемическое возвышение значения плоти для спасения, грех против нее – грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения.
Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство (12). Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы – глина в руках Художника.
Экклезиология: учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.
Сотериология: Спасение как «возведение от небытия к бытию» и от незнания к знанию.
Во плоти крестимся, во плоти воскресаем, во плоти должны каяться.
Неподлинные творения
«О девстве» 3-4 век, греч. оригинал утерян, коптский и сирийский. Неизвестный автор Палестины. 1 часть: Единство веры и дел. Отделение от мира (космоса). Пребывание в трудах и служении: посещение больных, одержимых (эксорцисты). 2 часть: правила поведения, избегание общения с противоположенным полом во избежание блудной похоти, не открывать тайн язычникам – «протомонашество».
«Псевдо-Климентины»: Данная группа, имеющая весьма разнородный характер, состоит из пяти произведений:
1. Послания ап. Петра к Иакову + «Свидетельство для получающих книгу»
2. Послание Климента к Иакову
3. «Беседы» («Гомилии», числом 20)
4. «Встречи», или «Узнавания» (10 кн)
5. «Сокращение деяний Петра».
Из этих сочинений основное значение имеют «Беседы» и «Встречи», являющиеся стержнем «Псевдо-Климентин». Они представляют собой две самостоятельные редакции, в основе которых, как предполагают исследователи, лежит одно, не дошедшее до нас, сочинение под названием «Проповеди Петра» (его не следует путать с одноименным произведением, которое цитирует Климент Александрийский). Также предполагается, что оно было создано неизвестным автором ок. середины III в., вероятно, в Сирии. Позднее, в первые десятилетия IV в., произведение подверглось переработке неким редактором, для миросозерцания которого были характерны арианские тенденции, и обрело форму «Гомилии». Чуть позднее, ок. середины IV в., «Проповеди Петра» еще раз перерабатываются, на этот раз православным редактором, в результате чего появляется редакция «Встреч» («Узнаваний»). Роман с занимательным сюжетом (Климент – язычник путешествует и знакомится с апостолами, становится спутником Петра и т.д.
Вероучительная сторона памятника – синкретизм, иудаизм для евреев, христианство – для язычников. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона. Истинному пророку предшествует ложный (Ева – Адаму, Каин – Авелю… Христу – Креститель, Христу пред вторым пришествием Антихрист). В принципе, Адам, как родоначальник линии истинных пророков, отождествляется в «Псевдо-Климентинах» с Христом, Который изображается в качестве «предсуществующего Пророка Истины», сообщающего людям спасительное ведение («гносис»). Данный «Пророк Истины», явившись сначала в теле Адама, затем периодически воплощается в ветхозаветных праведниках (Енохе, Ное, Моисее и др.). Высшим воплощением Его был Иисус, возвративший изначальной религии ее универсальное значение. Тем самым уникальный и неповторимый акт Воплощения Бога Слова в «Псевдо-Климентинах» подменяется периодическими реинкарнациями предмирного «Зона Христа». Естественно, отсутствует здесь и идея искупления.
В общем, данный памятник, безусловно, чужд духу кафолической Церкви. Потребовалась коренная переработка его, чтобы он, преимущественно в виде «Встреч», частично был усвоен церковным сознанием. Впрочем, такое усвоение затронуло главным образом не вероучительный, а повествовательный материал, содержащийся в «Псевдо-Климентинах». Легендарные детали «апокрифического романа» были позднее включены в различные версии «Жития» св. Климента, в том числе отразились и в «Четиих Минеях» св. Димитрия Ростовского.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU