Главная > Студентам духовных школ > ПИСАНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА: Премудрость

ПИСАНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА: Премудрость

Неканоническая книга Премудрости Соломона

Эта книга известна достаточно долгое время только на греческом языке; и обе они, несомненно, поздние. В книге Премудрости Соломона цитаты из других книг Ветхого Завета даются по версии Септуагинты, что говорит о позднем происхождения этой книги. Таким образом, это - псевдограф.
По-видимому, книга эта написана была человеком, имевшим эллинистическое образование, которым в то время славилась Александрия, где была достаточно большая иудейская община. Проявляется это, в частности, в том, что автор использует философские термины и применяет дискурсивный метод, то есть прибегает к последовательным рассуждениям, что нехарактерно для канонических библейских книг.
Книга эта может быть условно разбита на три части. Первая часть (1-6 глл.), в уподобление книге Притчи Соломона, содержит увещевания к приобретению мудрости и добродетели, противополагая человека премудрого и глупого, премудрого и нечестивого, праведника и грешника.
Второй раздел (7-9 глл.) посвящён природе премудрости. Излагается учение о премудрости как таковой, что такое премудрость и каковы её действия в мире и в людях вообще.
В третьей части, с 10 по 19 главы, рассматриваются примеры действия премудрости в истории, каким образом премудрость от сотворения мира наставляла людей во всех путях и в жизни людей благочестивых и как наказывала, обличала, исправляла людей нечестивых, особенно язычников. В качестве материала для этой третьей части берутся библейские истории, начиная от сотворения мира и кончая, примерно, временем исхода. Особенное внимание уделено казням египетским, в связи с которыми приводится подробное тщательное обличение идолопоклонства, языческих представлений о судьбе и тому подобное.
Книга неканоническая, поэтому неудивительно, что в ней можно встретить утверждения, не совсем согласные с учением христианским. Например, выражение «чистое излияние славы Вседержителя»(7:25) созвучно учению об эманациях (Филон Ал., стоики). «Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества» (11:18) – эти слова также противоречат учению Библии. Судьба (греч. ананки - 19:4) – характерное понятие языческого обихода. Не вполне точна книга и в изложении исторических событий.
Пророчества книги
Тем не менее, эта книга стоит среди прочих книг Писания и содержит много важного и поучительного. Святитель Иоанн Златоуст говорит о ней следующим образом: «эта книга называется премудростью Соломоновой потому что, как говорят, она написана Соломоном. В ней содержатся учения о правде, о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе. Так же о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием. Ещё говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того, здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершённых Богом для израильтян пред лицем врагов их» .
Какое пророчество о Христе, которое содержится в этой книге?
Святители Афанасий Великий и Иоанн Златоуст находили пророчество в отрывке 7:1-4. Там «говорится, что такое Премудрость – Сын Божий, и как слово стало плотью, и обитало с нами, и аз, – говорит он, – подобострастен вам сый человек от веления Божия вскормлен есмь» . Хотя, на первый взгляд, в принятой у нас редакции текста речь идет об обычном человеческом рождении.
Святители Ипполит Римский и Кирилл Александрийский находят его во второй главе книги, в которой говорится от имени беззаконников:
«Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами – обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет». Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, и они не познали тайн Божьих» (Прем.2.12-22), – согласитесь, что этот текст вполне может быть вложен в уста членов синедриона, которые произносили суд на Христа. Также: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его;они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: “это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его — со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная» (Прем.5:1-10).

Учение о Премудрости
Мы с вами уже говорили в прошлый раз, что особенность книг премудрости в том, что в библейском изображении премудрости совершенно отчетливо просматриваются указания на ее ипостасность. В этом отношении для нас будет наиболее важной уже упоминавшаяся седьмая глава. В ней, полагал, как уже цитировалось, святитель Иоанн Златоуст, «говорится, что такое Премудрость – Сын Божий, и как слово стало плотью, и обитало с нами, и аз, – говорит он, – подобострастен вам сый человек от веления Божия вскормлен есмь». «О Христе же говорится и далее, от премудрости Божией я получил ведения сего, «едина же сущи всяческая может, и пребывающи в себе вся обновляет» (Прем.7.27). Эту премудрость, – говорит, – я и возлюбил от юности моей и получил от неё все блага телесные и духовные» .
Прочитаем указанный святителем фрагмент целиком: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твёрдый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи» (Прем.7.21-23). Обратите внимание, что здесь – 21 свойство, триада семёрок, символ совершенства.

«Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по частоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков» (ст.24-27). Терминологически мы здесь уже близки к Новому Завету.
Апостол Павел говорит о Сыне Божьем: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр.1:3).
«Мы проповедуем Христа распятого, … Божию силу и Божию премудрость… От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:24,30), говорит о познании «тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3).
Третью часть, касающуюся исторических событий, предлагается разобрать самостоятельно.

Богослужебное употребление книги
Обращу только ваше внимание употребление этой книги в паремиях. Вообще говоря, само слово паремия в переводе - притча. Таким образом, название этих чтений за богослужени-ем является названием книги, из которой они достаточно часто берутся. Но что интересно, что неканонические книги – они хорошие, благочестивые, но для домашнего употребления. А вот относительно книги Премудрости Соломона мы видим, что она сплошь и рядом употребляется нами в паремиях за богослужением. Из прочих неканонических книг такой чести удостоилась только одна – книга Пророка Варуха.
Что же наиболее часто читается из книги Премудрости? Из нее берется достаточно много фрагментов, причём, в основном, из первых девяти глав, - той части, которая касается именно премудрости и жизни праведников. Ещё более интересно то, что иногда есть составные паремии, в частности эти составные паремии, читаются на службе святителю – там, где они набираются из различных стихов, как правило, книги Притчей. Но бывает и так, что к ним добавляется и книга Премудрости. Скажем, третья паремия святительская, состоит, в основном, из стихов книги Премудрости Соломона: там только первый и последний стихи взяты из книги Притчей. Целиком же эта паремия набрана из книги Премудрости.
Самая распространённая паремия – это первые девять стихов третьей главы. Обычно вы их слышите по-славянски, прочитаю их вам по-русски:
«Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена, и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем.3:1-9), – вполне по своему смыслу такое чтение уже новозаветное. В отличие от ветхозаветного представления о воздаянии, и, наоборот, о наказании, которые достаточно линейными являются: согрешил – будешь наказан, а если ты праведен, то всё у тебя будет хорошо. А здесь уже несколько иная перспектива нам открывается.
Что ещё из Книги Премудростей читается? – из 4-ой главы с 7 по 15 стихи: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем.4:7-15), – смотрите: этот отрывок заканчивается теми же самыми словами, что и предыдущий.
Приведу еще одну цитату: «А праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею. Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, и мир ополчится с Ним против безумцев» (Прем.5:15-20). Нечто подобное есть и пророка Исаии «И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом» (Ис.59:17).
В своих посланиях апостол Павел предлагает нам принять это божественное снаряжение: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:14-17). Также: « Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фес.5:8).

Важными свидетельствами книги являются слова «Бог смерти не сотвори» (1:13) «завистию диаволею смерть вниде в мир» (2:24).
Неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
И, наконец, последняя книга этого раздела – это книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эту книгу, в том виде, в котором мы имеем её в своей Библии, предваряет предисловие переводчика, который говорит о том, что его дед Иисус написал эту книгу на еврейском языке в Палестине, будучи сам знатоком закона и преданий отеческих. И этот его потомок, приехав в Александрию, обнаружил там недостаток образованности, затруднения людей, желающих жить благочестиво, и посчитал необходимым перевести эту книгу на еврейский язык в 38 году при царе Евергете. По-видимому, если Евергет – Птоломей, то 38 год – это значит 132 год до Рождества Христова. Учитывая, что он внук, можно предположить, что его дед трудился где-то в начале II века, то есть тогда, когда Палестина только перешла из-под власти Птоломеев под власть Селевкидов – сирийцев. Это уже время, когда в Палестину начало поникать такое явление, как эллинизация – размывание культуры еврейской греческой или, вернее, эллинистической культурой. И вот необходимость противостать этой эллинизации и отступлению от закона и явилась причиной появления этой книги и её перевода.
К настоящему времени значительная часть текста книги найдена и на еврейском языке. Заметим, что при этом книга не была автоматически переведена в разряд канонических.
По своей структуре эта книга напоминает все предшествующие писания – это собрание кратких поучений, сентенций, афоризмов, и небольших картин, которые достаточно беспоря-дочно между собой соединяются, и иногда даже повторяют поучения на одну и ту же тему; поэтому, какой-то чёткой структуры этой книги выделить не удаётся. Иногда выделяют 1-42 главы в качестве нравоучительной части. Затем следуют несколько небольших разделов – это 42-43 главы, где так достаточно последовательно воспевается сила Божия в природе, и с 44 по 50, где действие силы премудрости Божией в истории рассматривается. Причём эти главы ценны ещё и тем, что там отражены некоторые события и лица, по времени близкие к писателю этой книги, как раз находящиеся в промежутке между книгами Ездры и Неемии, и книгами Маккавейскими, то есть в том промежутке, о котором нам Священное Писание ничего не говорит.
Основной акцент этой книги, – в связи с той причиной её написания, о которой я только что упомянул, – есть не только премудрость сама по себе, но и закон – Тора, который для Сираха является той же мудростью или обоснованием мудрости. Первая глава этой книги, – хотя деление на главы здесь достаточно условно, и в некоторых книгах (я имею в виду не только Иисуса, сына Сирахова, а вообще во всём Ветхом Завете), иногда даже мешает уловить смысл, потому что мы привыкли, что если глава кончилась, то кончился и смысловой отрывок, а это может быть совсем не так, потому что достаточно произвольно это разделение на главы сделано: иногда удачно, иногда совершенно неудачно. Тем не менее, в первой главе первый стих сразу нам говорит: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир.1.1), – ну это с вами мы уже знаем из других книг, правда?
Затем, в 18 стихе говорится: «Венец премудрости – страх Господень», – интересно, в книге Притч мы видим: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч.1.7), а здесь мы видим, что венец премудрости – страх Господень – это как раз то, о чём мы говорили с вами в прошлый раз: о том, что не выходит ещё Ветхий Завет за эти рамки. Откровение о любви, которая есть совокупность совершенства, ещё Ветхому Завету мало знакомо, поэтому венец премудрости пока что тоже страх Господень. Однако дело не только в этом.
Из Нового Завета мы знаем, что совершенной любви чужд страх, совершенная любовь не знает страха. Вот эта премудрость, которая происходит от страха Божия, который получает человек в своей душе, ведет человека к стяжанию совершенной любви, о которой в Ветхом Завете, как кажется, сказано не так много. Кажется, когда мы забываем о Песни Песней.
Преп. Максим Исповедник Главы о любви I:81-82 (с.104-105) «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания и благодаря ему появляются, по порядку, воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из которого [возникает] любовь; другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшиесь доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу.
Совершенная любовь изгоняет (1Ин4:18) первый страх из души, стяжавшей ее и уже не боящейся наказания; второй же страх она, как было сказано, имеет всегда сопряженным с собой. Первому страху [соответствуют слова Писания]: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Прит.16:6) и «начало премудрости страх Господень» (При.1:7); второму же [страху слова]: «страх Господень чист пребываяй в век века(Пс.33:10) и «несть лишения боящимся Его» (Пс.33:10)».
Он же вопроссответы «Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, есественно рождаемая ею, не сдерживается уздой страха».
Т.е. один страх – наказания, другой – отпадения, начальный и конечный.
Словосочетание страх Господень семь раз повторяется только в первой главе, в разных вариациях, например: «Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться» (Сир.1.21) и так далее. И вот в 26-27 стихах этой первой главы некоторая, если хотите, центральная формула этой книги изложена: «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе, ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость». Помните, подходит некий юноша ко Христу и спрашивает: «что сотворю, да наследую Царствие Небесное?» («…что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.10.17)), Он говорит: «…соблюди заповеди» (Мф.19.17), – если желаешь премудрости, соблюдай заповеди – об этом нам пишет тоже премудрый Иисус, сын Сирахов.

Учение о Премудрости
Центральный момент в смысле вероучения содержится в 24 главе, где мы тоже видим то же самое явление: персонификацию премудрости. Вот посмотрите, что здесь говорится: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: «я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном; я одна обошла круг небесный и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успо-коения, и в чьём наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. Прежде века от начала Он произвёл меня, и я не скончаюсь вовеки. Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе. Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме – власть моя… Я – как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства. Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; ибо воспоминание обо мне слаще меда, и обладание мною приятнее медового сота. Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым»…» (Сир.24.1-12, 20-26), – смотрите, какие здесь ключевые для нас прозвучали слова: во-первых, что «прежде век, от начала» (ст.10) происходит премудрость от Бога; затем: «я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном» (ст.4), – вы помните, что Моисей ставит скинию у подножия Синая по образу того, что было ему открыто на горе; и мы с вами говорили о том, что скиния есть прообраз Боговоплощения, прообраз вселения Бога посреди народа Своего.
Мы с вами говорили, что Израиль особым образом создаётся и избирается среди всех народов, о том, чтобы среди него создать особые условия, в результате которых стало бы возможно Боговоплощение, в результате которого бы появилась, наконец, Та, Которая произнесла бы знаменательные в истории человечества слова: «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему» (Лк.Лк.1.38), – и здесь эта мысль тоже присутствует.
Здесь, правда, видите? – не совсем наподобие Евангелия говорится: «Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир.24.23), – говоря, не о том, что эта пища не насыщает, а о том, что никогда не наступает пресыщения премудростью, но определенное созвучие есть: «аще кто жаждет да приидет ко Мне и пиет» (Ин.7.37), – это слова уже Христовы звучат.
И, наконец, «Я – как виноградная лоза, произращающая благодать» (Сир.24.20), – тоже можно сказать, что цитату мы имеем, в каком-то смысле, в Евангелии от Иоанна: «Азъ есмь лоза, вы (же) рождие» (Ин.15.5) – всё вот это нас тоже подводит вплотную ко Христу. Интересно, что потом, в следующих стихах уподобляется закон: «Все это – книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей» (Сир.24.25-26), – помните, я долго пытался вас убедить, что закон – о Христе, что закон готовит человека принять Христа, и как раз здесь сумма подводится, что всё это – книга завета Вышнего, всё это откровение о Нём.
И дальше – сопоставление Его с реками: Тигром, Евфратом, (Иорданом),Гионом и Фисоном – теми реками, которые упоминаются во второй главе книги Бытия при описании Рая – всё это то, что вводит человека снова в Рай.

Нравственное учение
В целом поучения книги имеют более прагматический характер по сравнению с книгой Притчей. Но и в ней есть очень много ценного и назидательного.
Я надеюсь, что в прошлый раз женская половина аудитории не сильно на меня обиделась, когда я прочитал несколько цитат из книги Притч. Чтобы оправдаться, книгой Иисуса Сирахова вас утешу – там есть очень хорошие слова, пожалуйста: «Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое. Жена добродетельная радует мужа и лета его исполнит миром» (Сир.26.1-2), – для юношей – секрет долголетия: если добрая жена, то число дней сугубое. Ну и так далее… Не буду умножать цитаты, но надеюсь, что когда-нибудь найдется время, чтобы почитать.
Для педагогов эта книга особенно ценная, потому что здесь много практических даётся советов относительно воспитания детей. Их достаточно много и в книге Притчей, но здесь тоже: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им… Поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет тревожиться сердце его… Лелей дитя, – и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему волю в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» (Сир.30.1,7,9-13), – тут всё сказано о том, как детей воспитывать.
«Высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (3:21-24).
«Помни последня твоя, и во веки не согрешиши» (7:39; 14:12).

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU