Главная > Студентам духовных школ > ПИСАНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА: КНИГА ПРИТЧЕЙ

ПИСАНИЯ ЦАРЯ СОЛОМОНА: КНИГА ПРИТЧЕЙ

Древность традиционно усваивала авторство всех этих трех книг Соломону, хотя современность предлагает разные другие учения, весьма разнообразные. Но, тем не менее, не дает стопроцентного опровержения того, что они написаны Соломоном. Поэтому мы будем следовать мудрой старине. В расположении этих книг есть определенный смысл, которого мы коснемся чуть позже.
На вопрос о том, в каком порядке были написаны эти книги, современные авто-ры, склонные к буквальному пониманию текста, высказывают мнение о том, что книгу Песнь Песней Соломон написал в молодом возрасте, Притчи в зрелом, а Экклезиаст уже был подведением итогов его жизненного опыта. Но, тем не менее, мы видим, что в Свя-щенном Писании у порядок расположения книг другой, соответствующий их духовному смыслу.

КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ.
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пре-смыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3Цар.4:30-34).

Разделение книги
Наиболее простой способ дать какую-то структуру этой книги – формальный, по некоторым заголовкам, которые имеет в себе эта книга. Сначала собрание увещеватель-ных речей Соломона, которые занимают первые девять глав. Эти речи посвящены пре-мудрости как таковой, в них содержится убеждение слушающего или читающего после-довать и взыскать премудрости и, наоборот, уклоняться от глупости и безумия. Затем с десятой по двадцать вторую главы – это собрание собственно притч Соломоновых. Затем с двадцать второй по двадцать четвертую главы – «собрание словес мудрых» (отдельный небольшой сборник). И с двадцать пятой по двадцать девятую главы – еще один раздел, который озаглавлен: “Притчи Соломоновы, собранные мужами Езекии”. В конце книги - слова Агура и слова Лемуила царя. Некоторые толкователи полагали, что за этими имена-ми скрывается сам Соломон. Это разделение действительно чисто формальное, и мало что говорящее о внутреннем содержании.
Дополнительному разбиению на три части – три речи - может быть подвергнут первый раздел: с первой по третью, с четвертой по шестую и с шестой по девятую главы.

Увещания к приобретению премудрости.
Зачем же Соломон составляет эту книгу? Об этом он говорит в самом начале: “Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и на-ставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы… Начало мудрости - страх Господень; …а благоговение к Богу - начало разумения” (Притч.1:1-7).
Нередко приходится встречать рассуждения о том, откуда заимствованы поучения этой книги, о сходстве ее с другими произведениями этого жанра, дошедшие до нас с древних времен. В связи с этим хочется заметить, что и у верных, и у язычников и техни-ческое устройство быта, и область душевная (которой ведает психология) – примерно та же. Но область духовная – резко отличается. Отсюда объясняется и некоторое внешнее сходство содержания, и существенное отличие смысла.
Итак, в первом разделе Соломон убеждает своего слушателя приобрести премуд-рость. В самом общем смысле мудрость – это умение правильно (целесообразно) жить, то есть это не просто знание, но нечто большее. С точки зрения Библии, правильно жить мо-жет только праведник. Напротив, человек нечестивый именуется безумцем: «Сказал безу-мец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс.52:2).
Начало премудрости - страх Господень. В этом и заключается особенность библей-ской премудрости. Это не просто сборники умных мыслей по разным поводам: как лучше солить грибы, доить корову и так далее. Эти размышления конкретно связаны с тем, ка-ким образом следует человеку жить для того, чтобы угодить Богу, каким образом должна быть построена жизнь человеческая с точки зрения спасения. Об этом говорил еще пророк Моисей: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его»? (Втор.4:5-8).
Премудрость не есть что-то такое, что человек может просто достичь какими-то своими усилиями: прочитать все книги, выслушать все лекции и сделаться премудрым. Человек мудрый - это праведник, - человек, который умеет выстроить свои отношения с Богом. Приобретение премудрости требует больших, если не сказать всецелых, усилий. «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Прит.2:1-6).
Оказывается, что премудрость есть дар Божий, что источник этой премудрости в Боге, который сотворил мир, и только Бог может человеку эту премудрость даровать. Ис-ходящая от Бога исходит, она к Богу ведет, - только такая премудрость почитается в Пи-сании и в Книге Притч как истинная.
Далее следует заметить, что премудрость у Соломона предстает персонифициро-ванной: она что-то говорит, кого-то зовет, что-то делает. Возникает ощущение, что это некое лицо. В связи с тем, что уже было сказано выше, можно ожидать, что речь идет об Ипостасной Премудрости Божией.
«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30), - пишет апостол Павел.

В противоположность мудрому, глупый - это не просто не очень умный человек. Безумный - это не значит то, что у него ума нет, а безумный - это понятие, связанное с не-честием: “рече безумен в сердце своем: несть Бог” - вот главное безумство, которое может иметь человек, которое проявляется в его нечестии. Помните, Христос в Нагорной проповеди говорит: “…кто скажет (брату своему) “безумный”, подлежит геенне огнен-ной” (Мф.5,21). Поэтому, когда здесь речь где-нибудь идет о глупости, то нужно пони-мать, что глупость восходит как бы к самой сердцевине человеческой жизни, а именно к его самоопределению по отношению к Богу, в противоположении к мудрости библейской. И поэтому премудрость Божия совершенно непостижима для глупца. Каза-лось бы - это дар Божий и можно было бы дать его и глупцу, но поскольку глупец - это тот, кто отвращается от Бога, в первую очередь, то соответственно таковой не может получить этот дар премудрости.
«Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы дей-ствовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и от-нимать питье у жаждущего» (Ис.32:6). «Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко» (Прит.14:6).
И даже человек, который ищет премудрости просто из любопытства, для того, что-бы посмотреть, какая она, эта божественная премудрость, тратит свои силы зря. Человек, который не ищет премудрости ради нее самой, а ради того, чтобы сделаться праведником, ее никогда от Бога не получит.
Три воззвания Премудрости
Первые речи Соломона содержат в себе то, что иногда в учебниках называют воз-званиями Премудрости Божией к людям, потому что здесь речь идет от первого лица. Первое воззвание содержится в первой главе с двадцатого по тридцать третий стих. Смотрите, что здесь говорит Премудрость: «Обратитесь к моему обличению: вот, я изо-лью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла»(Притч.1,23-33). Здесь совершенно очевидно, что премудрость не есть про-сто знание, поскольку и те беды, которые придут на человека, который ее не имеет, и, на-оборот безопасность следующих премудрости явно превышает последствия от обладания или отсутствия обыкновенного знания. Эти слова весьма напоминают нам пророческую проповедь.
Затем, второе воззвание премудрости, которое содержится в восьмой главе. Пре-мудрость «становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! <…> Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и пове-лители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокрови-ще непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. Я хожу по пути правды, по стезям пра-восудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я на-полняю. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели во-дружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни на-чальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источни-ки бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда пола-гал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» Прит.8:2-4,6-36). Премудрость рождена «прежде всех век». Премудрость является некой творческой силой Божией, посредством которой Господь творит мир. Мы знаем, что таковой силой Божией Господь творит мир через Сына, “имже вся быша”. Неожиданно мы видим, что премудрости усваивается сотворение мира и украшение его. Дар Прмудрости подобен жемчужине и сокровищу. Ищущий мудрости познает ее учение. По содержанию этот отрывок напоминает нам евангельскую проповедь Спасителя (особенно речи, содержащиеся в Евангелии от Иоанна).
И, наконец, третье воззвание, которое содержится в девятой главе, которое нам всем прекрасно известно потому, что оно читается в качестве третьей паремии традици-онно на Богородичные праздники: “Премудрость созда себе дом и утверди в нем столпов седмь”. Я прочитаю по-русски: “Премудрость построила себе дом, вытесала семь стол-бов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума. <…> Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни” (Притч.9,1-6; 10) (“и приложатся тебе лета живота”, - звучит по-славянски). Здесь нам легко увидеть апостолов, посылаемых по устроении Христом Церкви на всемирную проповедь.
Под Премудростью здесь понимается второе Лицо Пресвятой Троицы - Сын Бо-жий. И здесь как раз мы видим: Премудрость приносит жертву, приготовляет чашу и хлеб и созывает всех немощных к этой чаше, к этой трапезе, говоря о том, что через нее умно-жатся дни их, приложатся лета живота тому, кто приобщится к ней, посылает слуг своих проповедовать. Здесь уже проповедь церковная, проповедь апостольская, когда все уже сотворено и все приглашаются на эту торжественную трапезу Агнца. Понятно, что по-скольку это принесение жертвы и устроение этого дома на семи столпах, то есть Церкви, стало возможным только посредством Боговоплощения, которое совершилось с участием Божией Матери, то эта паремия и читается на Богородичные праздники.
Такое понимание этого отрывка зафиксировано и в гимнографии. Здесь представ-ляется вполне уместным процитировать первую песнь канона на утрени Великого Чет-вертка (Св. Косьмы Майумского):
Тр.1 Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере: в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш.
Тр.2 Тайно водящи други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет чашу верным: приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш.
Тр. 3 Услышим вси вернии созывающую высоким проповеданием несозданную и ес-тественную Премудрость Божию, вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возо-пийте: славно прославися Христос Бог наш.

О глупости
Если олицетворением Премудрости в книге Притчей является добрая и благора-зумная жена, то глупости – распутная женщина.
«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, то-гда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, <…> дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая остави-ла руководителя юности своей и забыла завет Бога своего. Дом ее ведет к смерти, и сте-зи ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Прит.2:10-11,16-19).
«Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, сто-пы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пу-ти ее непостоянны, и ты не узнаешь их» (Прит.5:3-6).
Чужая жена завлекает в свои сети сладкими речами (Прит.2:16, 5:3, 6:24, 7:21), хотя блудницам обычно свойственны другие приемы . Из вышеприведенных цитат делается ясным, что под глупостью, распутной женщиной понимается нечестие, и его источник – диавол. Особенно ясно это видно из того, что сразу за третьим воззванием Премудрости следует описание образа действия глупости:
«Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: “кто глуп, обратись сюда!” и скудоумному сказала она: “воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен”.И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не оста-навливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]» (Прит.9:13-18).

Поучения книги
Исходя из того, что я сказал об этой премудрости, о том, как ее стяжать и к чему она человека ведет, уже следуют и все остальные наставления во всех человеческих отно-шениях. Там рассматриваются отношения и между мужчинами и женщинами, как должно судить в суде, как нужно кому-то за кого-то поручаться, давать взаймы и так далее. Про-сматривается вот это самое главное - это единое на потребу, то есть то, что ведет человека к Богу, помогает человеку исполнить установление Божие или наоборот отвращает: пра-ведная жизнь в умеренности, в воздержании, с молитвой ведет к этому; всякое распутство, кражи, ложь и так далее отвращает от этой жизни. И именно в этом ключе как раз и оцениваются те или иные пути человеческой жизни.

Познакомиться с поучениями оставшейся части книги вам придется самим.

И теперь, в завершение, коротко о цитатах из Книги притчей.
В послании к Евреям в 12 главе говорится: “Вы еще не до крови сражались, подви-заясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает” (Евр.12.4-6) - это книга Притч 3 глава (Притч.3,11-12), причем цитируется по тексту греческому, по Септуагинте.
В первом послании Апостола Петра: “И если праведник едва спасается, то нечес-тивый и грешный где явится?” (1Пет.4.18) - это тоже цитата из книги Притч из 11главы (Притч.11.31),тоже цитируется по тексту греческому.
В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак.4.6) и в первом послании апостола Петра в 5 (1Пет.5.5) то же самое, что и в послании к евреям: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”, - тоже из третьей главы книги Притч (Притч.3.34).
Затем во втором послании апостола Петра во 2 главе: “но с ними случается по вер-ной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи” (2Пет.2.22), - тоже цитата из книги Притч (Притч.26.11).
И затем в послании к римлянам в 12 главе: “Итак, если враг твой голоден, накор-ми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уго-лья” (Рим.12.20) - это из 25 главы книги Притч цитата (Притч.25,21-22).

План книги (по Афанасьеву)
I. Первое собрание увещательных речей Соломона о предпочтении премудрости 1-9 гл.
1. 1:8-3:35;
2. 4:1-6:19;
3. 6:20-9:18.
II. Собрание притчей Соломона (375 притч) 10-24 глл.
1. 10:1-22:17 притчи Соломона
22:18-24:22; два небольших собрания
24:23-34 «словес мудрых»
III. Притчи Соломона, собранные людьми Езекии 25-29 глл.
IV. Слова Агура 30:1-33 / Вариант: Два проречения Соломона в конце.
V. Слова Лемуила царя 31:1-31 / 31:10-31 – о добродетельной жене.

Свт. Григорий Нисский. (Точн. Толк. Еккл I,I):
“Как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся через сие к понесению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в духовных подвигах”.

Олесницкий, с.73 «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведен-ному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается ду-ховная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Прит-чей или, по Греческому названию ее, паримий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам».

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU