Главная > Авторские колонки, Главная > Архангел Михаил. Архангелы и ангелы.

Архангел Михаил. Архангелы и ангелы.

sobor_angelov

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность? Этого мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных. Это открывается только самым духоносным; тем, кто духом своим может прозреть в этот неведомый мир. Всем же нам бытие ангельское откроется только по Втором Пришествии и всеобщем Воскресении. Наименование “архангел”, применяемое к некоторым ангелам, указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил на еврейском языке значит “Кто, как Бог”. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них. Среди них — Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (см.: Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26).

В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: “Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго” (Тов. 12, 15). Отсюда и известно нам, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “Архистратиг”, то есть старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола (см.: Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии (см.: Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла.

Откуда еще можно почерпнуть сведения об ангелах? Есть книга «О Небесной иерархии», составленная по преданию Церкви учеником апостола Павла Дионисием Ареопагитом. В этой книге св. Дионисий открывает то, что сам узнал от апостола Павела, который,  будучи восхищенным до третьего неба, слышал «неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать».

Существуют следующие ангельские чины:

Серафимы. В переводе с древнееврейского «Серафим» значит «пламенеющий», потому что Серафимы пламенеют любовью к Богу и сами огнеобразны, подобно Господу, Который есть «огонь поядающий» (Евр. 12:29). У каждого Серафима шесть крыльев: двумя он закрывает свое лицо, двумя - ноги и с помощью двух летает. На храмовых росписях можно видеть изображения Серафима: человеческое лицо, которое обрамляют шесть крыл, а то и просто шесть крыльев, расположенных, как лепестки цветка.

Херувимы. Через Херувимов другим посылается премудрость для Богопознания. «Херувим» значит «многое разумение» или «излияние премудрости». И если уж употреблять это название, то уж никак не при оценке миловидной внешности человека.

Престолы. По словам св. Максима Исповедника, на них непостижимым образом почивает Бог, поэтому через них совершается правосудие Божие. Они же оказывают помощь во всяком земном суде.

Господства, которые помогают земным властям управлять подданными и учат владеть своими страстями.

Силы, которые творят чудеса и укрепляют людей во время скорбей и напастей.

Власти, имеющие власть над диаволом и помогающие людям в борьбе с бесами.

Начала, которые направляют низших ангелов, управляют вселенной и охраняют все народы.

Архангелы, благовествующие и открывающие пророчества.

Ангелы, возвещающие людям меньшие тайны и ограждающие их от всякого зла (Ангелы Хранители).

Считается, что своего Ангела Хранителя имеет не только каждый человек, но и каждая семья, общество и государство. В греческом переводе Второзакония есть такие слова Моисея: «Когда Всевышний давал уделы народам и рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих» (32: 8). В других переводах - по числу сынов Израилевых.

Над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил (его имя переводится как «подобный Богу»).

В «Толковании на Четвероевангелие» Григорий Двоеслов рассказывает, что, когда сатана отступил от Бога и ниспал в бездну, Михаил собрал все чины ангельские и призвал их: «Станем добре перед Творцом и не будем думать о том, что противно Богу!»

В «Апокалипсисе» можно прочитать о войне, которую Михаил и ангелы вели против «дракона и ангелов его» и о том, что этот дракон был низвержен. Поэтому Архангела Михаила изображают с копьем и мечом в руке, а ногами он попирает дракона - духа зла (чем-то он напоминает св. Георгия).

Архистратиг Михаил в виде огненного столпа вел израильтян ночью во время Исхода из Египта. Он спорил с дьяволом о теле Моисея и скрыл могилу этого пророка, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

Этот Архангел помогал Иисусу Навину при взятии Иерихона.

Ему молятся при входе в новый дом или при основании дома.

Имя Архангела Гавриила значит «муж Божий» или «сила Божия». Гавриил наставлял Моисея в пустыне. Он возвестил Захарии о рождении Иоанна Предтечи, Иоакиму и Анне - рождении Девы Марии, а Марии - о том, что у Нее родится Сын. Он же хранил Пресвятую Деву, когда Она жила в Иерусалимском Храме и принес Ей весть о Ее кончине, отдав в виде знака райскую ветвь. Поэтому этого Архангела изображают с райской ветвью. Иногда он держит в руке фонарь, внутри которого горит свеча, - это символ того, что он открывает судьбы Божии.

Архангел Рафаил - «помощь», «исцеление Божие». Ему посвящена «Книга Товита», в которой описывается, как он сопутствовал праведному молодому человеку по имени Товия.

Архангел Уриил - «свет», или «огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением истин, воспламеняет сердца любовью к Богу.

Архангел Селафиил - «молитвенник Божий». Когда Авраам изгнал Агарь, Селафиил явился ей в пустыне Вирсавии, спас ее и ее сына от жажды и возвестил, что от нее произойдет великий народ.

Изображается Селафиил с молитвенно сложенными на груди руками и склоненной вниз головой - в подобающей молитвеннику позе.

Архангел Иегудиил - «славящий Бога», покровитель подвизающихся и монашествующих. По некоторым толкованиям, он, а не Михаил был тем ангелом, который в виде огненного столпа указывал израильтянам путь ночью.

Архангел Варахиил - «благословение Божие». По верованию Церкви, он один из трех ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба.

Евреи почитали ангелов с древности. Вместе с заповедями Моисей принял от Господа повеление поставить во Святая Святых золотые изображения Херувимов. В Силомской скинии два золотых херувима представляли собой единое целое с ковчегом. Фигуры херувимов были изображены на каждой из десяти завес, которые ограничивали пространство скинии, и на завесе, которая закрывала ковчег и золотых херувимов от посторонних глаз.

Еще больше изображений херувимов было в храме, который построил Соломон. Два позолоченных херувима из оливкового дерева стояли над ковчегом. Высота каждого была около десяти локтей. Внутренними крыльями они соприкасались друг с другом, а внешними касались стен Святая Святых.

Изображения херувимов вперемежку с изображениями пальмовых деревьев покрывали стены и двери храма.

Херувимы, которые представляли собой человекоподобные фигуры, были единственным исключением из правила, запрещающего создавать вырезанные из дерева или созданные другим способом образы и, конечно, поклоняться им.

Уже во времена христианства некоторые люди стали поклоняться ангелам как творцам и правителям Мира. Эту ересь в начале IV в. осудил Поместный Лаодикийский Собор. Он же установил празднование Собора Архистратига Божия Михаила.

В те времена первым месяцем года был март, девятым - ноябрь. Он и был выбран для праздника в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой (по ст. ст.) день месяца был определен для праздника, потому что будущий Собор всех Сил Небесных святые отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день».

Авторские колонки, Главная

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU