Главная > Авторские колонки > Статья о священстве

Статья о священстве

Настоятель иерей Виктор Кобзов

Аз есмь пастырь добрый;
пастырь добрый душу свою
полагает за овцы.
(Ин.10,11)

Человек и церковь

Наш ковчег — наша Святая Церковь! Она несется превыше волн потопа нравственного, и, в темную, бурную, грозную ночь, с благодушием и твердостью руководствуется в пути своем светилами небесными: писаниями святых угодников Божих. Сияния этих светил несильны скрыть никакая мгла, никакие тучи. Ковчег — достигнет в пристанище блаженной вечности, принесет туда благополучно всех, до-веривших ему свое спасение. А кто пренебрежет этим ковчегом и поплывет другими кораблями, тот погибнет . Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности . Если бы мы помнили смерть — не как ужас, а как напоминание о том, что жизнь должна все время быть на уровне вечности, тогда многое изменилось в нашей жизни. Тогда очень многого бы мы не сделали, многого бы не сказали, тогда жизнь была бы иная; и жизнь каждого из нас и наша общая жизнь . Всякий христианин послан в мир быть проповедником Христа, свидетелем вечной жизни, путеводителем других в Царство небесное . Когда мы озираемся на прошлое, мы понимаем, что нам нужно каяться и благодарить Господа. Каяться потому, что наша жизнь в течение прошлых лет мало содействовала тому, чтобы водворилось Царство Божие на Земле. Истинно покаяться, с сокрушенным сердцем умолять Бога, чтобы Он дал нам силу очнуться, опомниться, ожить, проснуться от нашего кошмарного сна — нашей перевернутой действительности. Но есть о чем и благодарить. Бог, несмотря на наше неверие Ему, себе, другим, продолжал хранить нас, продлил нам жизнь, укрепил наши силы, напомнил нам о Своей воле, направил нас к спасению. Есть за что благодарить. И в малом и в большом, Он был так близок к нам в этой земной жизни нашей. Надо благодарить Бога за все без остатка, потому что все нам от Бога во спасение, все дар, и светлое, и темное, и горькое, и сладкое, скорбь и радость. Возблагодарим Господа. И еще сердечней. И еще живей возлюбим друг друга. Возлюбим каждого как «Он любит нас» (Фи-лип.1,8). Из всех людей, мы христиане, призваны быть сотрудниками Божиими, для того, чтобы Его пути стали бы путями людскими . Мы должны созидать, а не разрушать. Мы должны стать людьми, сделать нашу жизнь глубокой, широкой, способной вместить любовь и присутствие Господне. И с этой любовью войти в жизнь, чтобы творить новую жизнь, создавать новый мир, глубокий, просторный, чтобы он сиял светом и радостью рая. Это наше призвание. И это должны сделать мы все вместе, чтобы водворилось Царство Божие, Царство ликующей, нераздельной, чистейшей любви. Чтобы лица людей сияли светом, Божественным покоем, бездонной Божией любовью . Причем не просто человеческой, но что-то превосходящее разум и воображение. Мы не живем Царством Божиим, о котором молимся. Мы живем молитвами столпов православия, молитвами нашего священства. Мы должны переоценить те ценности, которыми мы живем вместе с миром, не живущим с Божиим Царством. Пока мы все будем жить страхом, жадностью, ненавистью, пока мы будем искать того, что дает нам радость, а не того, что другим дает жизнь, до тех пор мы бессильны будем строить Царство Божие. Потому, что Царство Божие — это Царст-во любви… А любви у нас мало. И тогда понятно, почему так чужды для нас те самые яркие черты, которые мы находим в раннем христианстве. Апостол Павел говорит: «Жизнь моя — Христос, а смерть — приобретение». Пока мы это не в состоянии сказать, значит мы живем обезбоженной жизнью, сердце наше не там, где наше будущее. Ранняя Церковь с таким упованием ждала Второго пришествия Христа, а мы представляем его сплошной тьмой и страхом. Поэтому с плачем и скорбью надо сказать, что ценности Царства Бога до нас не дошли, мы им чужды. Нужно резко повернуться лицом к Богу, как Петр шел по волнам, не обращая внимания на разбушевавшееся море . Бог дает нам любую силу, чтобы совершить свой путь земной жизненный, но за нас Он жить не может. Он только смог умереть . Где черпать эту силу, чтобы жить праведно? На нашей грешной земле Святой Храм — единственное место, где мы можем укрываться от непогод жизни, от нравственной грязи. Храм — подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает Сам Владыко неба и земли . Через Церковь совершается освящение и спасение человека . Христос — единственное средство нашего спасения.

Священство

Для участия в радостях небесного царствия, необходимо для каждого право-славного христианина освящение, сообщаемое, по благодати Св. Духа, православными епископами и священниками, как непосредственными преемниками служения апостолов. Такое освящение православных христиан сообщается посредством священнодействий, которые установлены Самим Иисусом Христом или Его Св. апо-столами, и которые называются — Таинствами. Название сих священнодействий Таинствами усвоено потому, что через них тайным, непостижимым образом действует на человека спасительная сила Божия. Как нельзя жить на земле без тела, так невозможно называть себя верующим и принадлежащим к Церкви, не исполняя Церковных обрядов и Таинств. Без таинств освящение человека невозможно, как без проволоки невозможно действие телеграфа . На молебнах и панихидах мы тоже про-сим помощи Божией, но получим ли, чего просим, или нам дана будет другая милость — все во власти Божией. Но в Таинствах обетованная благодать дается нам всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или осуждение, но милость Божия преподается нам! Господу угодно было учредить Семь Таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, елеосвящение. Совершители таинств в Церкви наши пастыри-священники. Какова роль священника в нашей жизни, в жизни нашей общины? Пас-тырь Церкви Христовой, получая благодать Священства, становится духовным отцом вверенного ему епископом прихода. За богослужением он каждым своим воз-гласом свидетельствует, что Христос — есть Сын Божий и все, что совершается в Таинствах Церкви, совершается Его властью и силой. Священник живет в атмосфере благодатной жизни Таинств Церкви. В эту жизнь света Истины Божией и святости он вводит нас, верующих людей. Он помогает нам духовно возрастать в мужественном и неизменном стоянии в добре и Святости, каждый раз возжигая «свечи наших душ благодатным огнем Таинства». В Таинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникается решимостью служить Богу и людям. Это служение Божие приносит всякому человеку Святое Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником тайн Царства Божия, понять волю Божию о себе. В каждом Таинстве через священника на нас изливается особый дар Божественной благодати. Священник помогает нам верующим в нашем спасении. А спасение наше заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род челове-ческий грехопадением праотцов. Чтобы восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, ни каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ — совершено было Самим беспредельным Богом. Казни — жребий рода человеческого, заменены были на его казнь, недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие, немощный, нисходившие во ад заменены одним могущественным до-брым делом — верою в Господа нашего Иисуса Христа. Одно доброе дело нужно нам для спасения — вера, но вера — дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом, при посредстве дарованных Им Таинств .

Путь Пастыря

Иоанн Златоуст, ставит пастырство выше служения Ангелов. Ангелы небесные хотя и охраняют нас от всякого зла, наставляют на добрые дела, молятся за нас и просят Бога о прощении грехов, но сами грехи не прощают и не разрешают. Пастырям же Церкви Господь дал власть и прощать и разрешать грехи людей: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» . Служитель алтаря — свидетель нашего исповедания, — сам из числа чело-веков немощных, ищущих оправдания и спасения в Едином Господе и Спасителе. Для того-то Господь и передал власть Свою «отпущайти» грехи не святым и бес-страстным Ангелам, а «подобострастным нам человекам, подверженным тем же не-мощам, что и мы, чтобы они могли сострадать болезням души нашей, а не гнушать-ся и не осуждать их» . Пастырство — не ремесло, не техника, не руководство, не властвование, — а ласковое, жертвенное служение Богу и людям, которое не знает ни дня, ни ночи . Христианин-священник всегда имеет в мыслях клятву и обещание (присягу) проходить свое служение согласно со Словом Божиим, с правилами церковными и указаниями иерархов Церкви. Он первым своим долгом считает попечение о спасении вверенных ему душ. Не ленится и бескорыстно вразумляет заблуждающихся и обращает их на путь истины. Никогда не оставляет своих прихожан без поучения и назидания словом и примером. Богослужения и Таинства совершает благоговейно, неспешно, вникая в смысл и силу святых слов, готовится к совершению Литургии постом и молитвой. К себе и другим всегда внимателен, со всеми ласков, любезен, как отец с детьми. Бдительность, рассудительность, молитва и благоговение — его отличительные черты . Каждый из нас для пастыря, кем бы он ни был, человек. Носящий в себе образ Божий. И в каждом он стремится пробудить осознание этого образа. Вся личная одаренность пастыря всецело отдана служению этой цели. Каждого встречного направить на открытие в самом себе, в своей собственной судьбе, какой бы она ни была, того образа Божия, который до конца виден только одному Богу. Каждое слово проповеди Пастыря устремлено к Богочеловеку, просвещающему всякого человека, давая ему в любых обстоятельствах достичь состояния, которое способно раскрыть в каждом моменте человеческой действительности вечный свет Преображения . За годы священнического служения среди нас, наших пастырей, Бог дал нам стать тесной, любящей семьей. Мы — паства, его семья, его дети. Он помнит всегда, что за каждую нашу душу, он отвечает перед Богом. Лю-бовь доброго пастыря, полагающего душу свою за «овец своих» — закон любви Христовой. Нет власти у священника, нет прав, есть только одна власть у него — это власть любви. Авторитет святости, власть любви — они и должны быть священ-ническим авторитетом и властью. Священник — это распятый человек. Человек. Который отрекся и отрекается от каких бы то ни было прав. От ложного права тво-рить зло и быть грешником, даже от законных прав человеческой жизни. Потому, что он — образ Христов, Он — икона, Он — Христово тело, которое может быть распято, Он — Христова кровь, которая может быть излита. Из учебников можно научиться, как быть священниками, но не какими быть священниками. Образ у священников только один — существо священства одно — Господь наш Иисус Христос: «Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас… Я дал пример вам, чтобы вы ему последовали… Как я умыл ноги вам, так и вы умывайте ноги друг другу. Кто хочет из вас быть первый — да будут всем слуга» . В сердцевине пастырства есть нечто большее. Есть — один Пастырь, Пастырь овцам Великий: Господь наш Иисус Христос. Он единый Пастырь всей твари. А священники пастырствуют Его благодатью. Они стоят на том месте, где никакая тварь, никакой человек, самый святой, не смеет стоять. Там может стоять только Господь Бог, приносить бескровную жертву может только Тот, Кто принес Кровавую жертву в Своем теле и отдал дух Свой Богу о нашем спасении. Единственный Первосвященник Церкви Христовой — Господь Иисус Христос, единственная сила, творящая чудеса в Таинствах и различных Божественных действиях — сила Божия, Господа Вседержителя Духа Святого..

Заключение

Пастырское или духовное звание — не от людей, а от Самого Бога. Пастырь Церкви есть продолжатель служения Христова и апостольского. По сей причине Господь наш Иисус Христос заповедует членам Своей Церкви слушаться пастыря и принимать его как Самого Господа. Нужно бояться Господа и почитать священство. Только через высокодуховного пастыря с Божией помощью, мы можем изменить себя и окружающий мир, в котором мы живем, не как мертвый капитал, а как видимое одеяние Божества. Пастырь, — только он может помочь нам найти свой путь к Богу. Не по влечению сердца, а по той заповеди, по той причине, по тому наставлению, той черты Христовой, которая обращена прямо лично к нам. И на этом пути через пастыря мы должны победить личной борьбой с грехом. Многие из нас дума-ют, что грех — дело частное. Но грех частным никогда не бывает. Потушить одну свечу — это значит прибавить темноты в храме. Когда потухает одна душа, то в ми-ре делается темней, когда загорается новая жизнь, божественная жизнь в человеке — вся вселенная светлеет. Спасаясь или погибая, мы не только себя спасаем или гу-бим. Мы делаем нечто решающее для судьбы вселенной. Грех всегда убивает нас и лишает других того, что только мы могли бы им дать! Он отнимает у Бога нечто, что могло бы быть Его: наше сердце, нашу жизнь . Христос стал человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, знали, что Он верит в нас. Он явил нам величие чело-века, показав как велик человек, как бездонно глубок. Бог стал человеком и наша плоть, кровь, кость стала богоносной, соединилась с Божеством и осталась собой . Нам надо возлюбить наш мир, за который Он отдал свою жизнь. Войти в него с но-вой надеждой, обновленной силой, принести в холодный сирый мир огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов озарил и тех, кто бродит во тьме. Чтобы мы все вместе построили Церковь, как тело любви, чтоб вошедший в храм смог встретить взор самого Христа, сияющий из глубины наших глаз. Чтобы едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воспеть Богу победную песнь.

Авторские колонки

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU