Главная > Студентам духовных школ > Религиозная этика

Религиозная этика

Скачать целиком (697)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА»
2005/2006 уч.г.

1. Содержание и смыслы нравственного мира. Сущность этической проблематики.
2. Благо как сущность нравственного бытия. Блаженство.
3. Ценностное отношение и мотивация, выбор. Критерии и ориентиры нравственной жизни.
4. Принципы аксиологических решений.
5. Личностное и природное бытие: этический аспект.
6. Достоинство личности. Образ Божий. Свобода и самосознание.
7. Добро, нравственный закон, правда и право.
8. Содержание этики в круге наук о человеке.
9. Типы этических учений.
10. Отличия новозаветной этики от ветхозаветного закона.
11. Бытие людей до грехопадения.
12. Сущность и содержание грехопадения.
13. Последствия грехопадения.
14. Падшее (греховное) естество. Помыслы и соблазны.
15. Грехи ума и сердца.
16. Демонология и грех.
17. Мир как образ падшего бытия.
18. Лжеименный разум и его «приманка».
19. Власть и грех.
20. Искаженное человеческое творчество. Культура.
21. Плоть и грех.
22. Покаяние и Новый Завет («Приблизилось Царство небесное…»)
23. Неизбежность и необходимость покаяния.
24. Евангельские притчи о покаянии.
25. Учение о грехе (1 часть 50 псалма).
26. Учение о покаянии (2 часть 50 псалма).
27. Плоды покаяния (3 часть 50 псалма)
28. Нравственное состояние людей последнего времени.
29. Нравственная деградация современного человечества.
30. Нравственные понятия (грех и добродетель) в современном человечестве.
31. Особенности пристрастной природы современного человека.
32. Нравственная апостасия.
33. Психопаты возбудимые, неустойчивые и эмоционально- лабильные.
34. Истероиды и шизоиды.
35. Циклоиды, конституционально-депрессивные психопаты и астеники.
36. Сексуальные перевертии и параноидальные психопаты
37. Неврозы и психозы.
38. Любовь Божественная.
39. Любовь Божия спасающая и освящающая.
40. Заповедь любви в Ветхом Завете (любовь к Богу и к людям).
41. Заповедь любви в Новом Завете. Ее новизна.
42. Свойства любви.
43. Любовь и церковь (община, причастие).
44. Искажения любви.
45. Вера как нравственная категория.
46. Упование как нравственная категория.
47. Декалог (1-4 заповеди).
48. Декалог (5-10 заповеди).
49. Дозаконная нравственность – Ветхий Завет.
50. Страсти чревоугодия и блуда.
51. Страсти сребролюбия и гнева.
52. Страсти печали и уныния.
53. Страсти тщеславия и гордости.
54. Блаженства (1-4).
55. Блаженства (5-9).
56. Апостольство и святительство.
57. Мученичество и преподобничество.
58. Спаситель и личность.
59. Возрождение личности.
60. Евангельские нравственные категории.
61. Структура нравственного евангельского мира.
62. Этика общественного служения.
63. Этика человеческих отношений.
64. Христос и святость.

1. Содержание и смыслы нравственного мира. Сущность этической проблематики.
Нравственное богословие является одной из богословских дисциплин, предмет исследования которой составляет учение Церкви о нравственном сознании и нравственном поведении человека. Нравственное богословие занимается изучением всего того, что происходит на внутреннем горизонте человеческой личности и что ориентирует человека в осуществлении правильного выбора в области нравственных смыслов и ценностей. Нравственное богословие раскрывает в этических понятиях и терминах реальность человеческого существования.
Оно исходит из предпосылки, что человеческое существование заключает в себе два основных и важнейших элемента: мировоззрение и реальную жизнь. Мировоззрение определяется воспитанием и образованием, то есть интеллектуальным, нравственным и религиозным формированием; реальная жизнь определяется умением поступать в соответствий с верой и в согласии с нравственными убеждениями.
Однако человек, как личность есть прежде всего явление духовного мира, поэтому роль различных внешних детерминант в его формировании не стоит преувеличивать. Личность обладает свободой и открытостью по отношению к новым ценностям, к человеку и обществу. Ее нельзя рассматривать как неизменный и статический образ, но как структуру, хотя и относительно устойчивую, целостную, но, вместе с тем, структуру открытую, становящуюся, всегда находящуюся в динамике формирования, в творческом росте, в пути.
Христианское учение о человеке, как необъятно грандиозная мировоззренческая система, содержит в качестве важнейшего компонента этику, а христианская жизнь, как неисчерпаемое по глубине и богатству бытие, представляет собой процесс становления и формирования человеческой личности, стремящейся к совершенству и святости на основе самых принципиальных и общих положений христианской этики. Начиная с самого раннего детства, жизнь человека протекает одновременно в трех сферах бытия: в сфере природного существования, в сфере социально-культурной жизни и в сфере религиозной церковной жизни. Нравственное начало, как универсальная реальность человеческой жизни, присутствует во всех этих сферах бытия и является руководящим принципом его поведения.
Ценностное сознание связано с выбором. В ситуации выбора перед человеком стоит задача признать ценностное преимущество одного из двух или из нескольких мотивов (побуждений). Ценность не обладает принудительной силой, но она способна порождать эмоции, давать эмоциональную окраску нравственным поступкам. По мере формирования и совершенствования личности выбор теряет свою драматическую напряженность, потому что вся жизненная энергия и весь жизненный смысл утверждаются в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы.
В богословии Православной Церкви принимается положение о реальности естественного нравственного закона как принципа, имеющего безусловный и всеобщий характер и лежащего в основе всех правовых и этических норм. В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Принимая естественный нравственный закон, Церковь подтверждает его значимость как принципа, ограждающего целостность структуры бытия от нравственного растления и распада. В соответствии с ним быть нравственным – это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире. Правовые и этические нормы, характерные для структур как патриархальных, так и новых обществ и выполняющие функции регуляции человеческих отношений на самых различных уровнях личной и общественной жизни, представляют собой не что иное, как видимое проявление и конкретное обнаружение естественного нравственного закона
Практически всякая религия содержит нравственные смыслы бытия, как правило в форме императива. Нравственные императивы повелевают делать что-либо или не делать (отрицательный императив), в ответ на что последует награда или наказание (что немыслимо в законах природы). То есть императив является условием, носит условный характер. И исполнение этого закона определяет меру исполнения личностью своего человеческого призвания, приближает его к тому образу, каким он должен быть.
Сущность этической проблематики – что правильно, а что нет. Устанавливает границы добра и зла. Действия рассматриваются не только по последствиям, но по мотивам. Нравственная проблематика является всеобщей. Есть государственные механизмы, которые регулируют – право… и т.д.

2. Благо как сущность нравственного бытия. Блаженство.
Добро и зло фундаментальные категории этики. Добро – онтологическая реальность человеческого бытия, этическое проявление Блага. Благо ощущается личностью как некоторое абсолютное совершенство мира, непознаваемое в своей сути, но осознаваемое как источник всякого добра. Благо – понятие религиозное в силу своей запредельности (трансцендентности) и априорности (его осознание носит доопытный характер, лежит в основании нравственной перспективы). Нравственное бытие есть стремление к Благу, прекрасному и совершенному, что есть следствие любви к нему, признания за ним высшей ценности. Условием этого является стремление делать добро и уклоняться от зла. Источником правильного понимания и осуществления добра является Божественное Откровение.
Блаженство – высшая степень переживания радости, которую дает личностный рост, обретение внутренней гармонии, переживание совершенного душевного довольства. Которое однако не имеет чувственного, сентиментального характера. Условиями блаженства является чистая совесть (отсутствие противоречий в себе по поводу исполнения нравственного закона, долга) и то, чтобы совесть имела свои основания в объективном нравственном законе. Блаженство может иметь место исключительно в нравственном пространстве. Подлинное блаженство возможно лишь тогда, когда оно находится в соответствии с объективным благом.
Блаженство, в разных степенях полноты, сопровождает нравственный рост, есть неотъемлемая часть нравственного опыта. Его переживание в тоже время является мотивом к исполнения нравственного закона.

3. Ценностное отношение и мотивация, выбор. Критерии и ориентиры нравственной жизни.
Нравственная жизнь включает в себя все виды ценностных отношений. В основе этих отношений лежит значимость каких-либо явлений для человека. В идеале человек ценит (для него значимы) во-первых, свое собственное существование, во-вторых, ближних (проявляется в нравственном отношении к ним) и, в-третьих, Бога (выражается в религиозном поклонении). Ценность всего существующего определяется соотнесением всего с абсолютным добром.
Через выбор человек реализует ценностное отношение, отдавая предпочтение более ценному предмету (или просто ценному, когда речь идет о выборе не между добром и меньшим добром, а между добром и злом) – однако при условии, что этот выбор имеет нравственно положительный характер (когда выбирается правда, а не грех). Но эта ситуация может осложняться нравственной несовершенностью человека, когда он в силу своей немощи побеждается грехом, или когда при выборе трудно понять, что является грехом, а что правдой. Иногда выбор затрудняется конфликтом высших ценностей («ложь во спасение»).
Мотивы побуждают к поступку, а нравственная оценка дается ему a posteriori (после опыта). Лишь когда накапливается опыт, человек может оценить поступок a priori и совершить ценностный выбор. В этом процессе человек переживает утешение чистой совести или вину, может приобрести как греховные, так и добрые привычки.
Обстоятельства могут повышать или понижать цену нравственного выбора (пример: выход из КПСС в 60-е и 90-е гг.). Так же цена выбора зависит и от мотива, т.е. причины поступка: например когда человек совершает поступок по нравственным побуждениям или по нравственно нейтральным (эмоциональным, эстетическим и т.п.). Мотивом может быть и рационально определяемая цель поступка.
Нравственный опыт создает систему ориентиров и критериев нравственной жизни. Наиболее общими из них являются добро, правда, нравственный закон, достоинство личности, блаженство, свобода и проч. В реальной жизни человеком используются более конкретные установки, выступающие в качестве ориентиров и критериев (в религиях это заповеди).
Критерии нравственного выбора и ориентиры нравственного пути не всегда могут быть явно раскрыты. Помимо объективного, они могут иметь и субъективный характер – личный опыт, общественное мнение и т.п.

4. Принципы аксиологических решений.
Ценностный выбор осуществляется в двух основных видах: выбор между безусловно ценным и безусловно антиценным, и выбор между более и менее ценным. Выбор осуществляется на основе нравственных ценностей, которые приобретаются (вырабатываются) в нравственном опыте. Это происходит через усвоение нравственных ценностей, когда объективные ценности человек осознает как свои. Основным условием усвоения ценностей является сознательность нравственного опыта, когда личность совершает нравственный выбор осознанно.
Предметом нравственной оценки являются прежде всего поступки. Через поступки актуализируется (приводится в состояние реальной действительности) ценностный выбор, а их совокупность составляет целостное поведение.
Аксиологические (ценностные решения) имеют различную ценность, в зависимости от обстоятельств и мотивов ценностного выбора.

5. Личностное и природное бытие: этический аспект.
В христианстве личность замыкается не в самой себе, а получает свое личностное бытие от Бога, потому что есть только одна личность как полнота, как завершенность – это Бог. Все остальное только к этой совершенности стремиться.
Что значит «личностное существование»? Трудно, а скорее всего и невозможно точно определить эти понятия. Даже в отношении человека, чья телесная индивидуальность являет зримо и непосредственно его «личность», личные элементы человеческой экзистенции, – даже в этом случае почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности, сообщает существованию личностный характер. Обычно на поставленные вопросы отвечают приблизительно так: личностное существование отличают от всех прочих форм существования два момента: самосознание и инаковость.
Образ личностного существования дан в Боге. Сама Божественность Бога есть личностное существование, Троица личностных Ипостасей, Которые реализуют бытие Божие, Божественную природу как любовь, свободную от какой бы то ни было необходимости. Личностное бытие человека выражается в его способности преодолевать природу, определять направление активности, когда личность выражает себя через природу. Для природного бытия такая возможность исключена, так как природа связана в своем существовании законом.
Стремление к благу и правде, сведение к этому смысла и цели жизни есть существенная характеристика личностного бытия. Этический аспект является решающим в избрании высшего смысла жизни. Так же и способы реализации личности имеют нравственный характер, потому что определяются целью и смыслом жизни.

6. Достоинство личности. Образ Божий. Свобода и самосознание.
Достоинство человеческой личности можно понимать различным образом. Достоинством наделяют личность, стремящуюся к поиску и реализации смыслов своего бытия. Когда человек борется с самим собой за главный смысл жизни, при этом познает себя, оценивает, выстраивает стратегию бытия. Выявление достоинства личности происходит через самоотчет и самооценку (по отношению к подлинным ценностям), что является важной составляющей нравственной жизни. Достоинство личности определяется значимостью, высотой критериев и нравственных ориентиров, которые выступают основаниями для самооценки личности. Самые высокие критерии – религиозные. Однако достоинство личности заключается не в согласии с критериями, а в степени соответствия принятых личностью нравственных установок с их реализацией в жизни. Только серьезная решимость к исполнению, которая реализуется и на деле, являет истинную значимость личностного бытия. Это проявляется в реальной борьбе.
При подлинном достоинстве личности ее самооценка невысока. Это обусловлено ее стремлением к усовершению. Усовершение состоит, во-первых, в увеличении степени добра, во-вторых, в приобретении новых духовно-нравственных установок, в-третьих, в изменении психологических данностей через включение в них нравственных смыслов и содержаний – одухотворение.
Другая характеристика личностного достоинства – стремление осознать задание своей жизни и осуществить это задание в действительности. Свобода – одно из выражений достоинства.
Свободу можно определить как способность осуществлять действия наиболее нравственно ценные, как способность личности устанавливать направление и содержание работы воли. Но это определение неполно, так как при этом свобода воли ограничивается личностными возможностями. Этическое понимание свободы подразумевает рассмотрение себя и как независимость от внешних условий жизни, а более внутренних препятствий для осуществления личностного выбора. При такой свободе возможен примат объективных нравственных ценностей перед душевными наклонностями, возможна реализация личностного образа бытия. Эта свобода есть следствие освобождения от греха. По существу своей природы человек есть образ Божий и назначение его Богоуподобление. Следовательно, когда человек стремится к добру и Богу, то он определяет себя из своего истинного и первоначального существа, он живет, так сказать, в своей настоящей сфере, и свободен, истинно свободен. Напротив, когда он «творит грех», когда он уклоняется от Бога и предается злу, тогда он определяет себя не по своей истинной природе, но по чуждому ей началу, посторонней власти, так как грех или зло – чуждо Богозданной природе человека.
В идеальном плане человек как образ Божий имеет высшее и ни с чем не сравнимое достоинство. Однако в эмпирической плоскости это царственное достоинство человека находится под покровом физического и морального унижения. Даже потеряв честь и нравственное достоинство, человек как живой и одушевленный образ Божий, все же никогда не может лишиться своего онтологического достоинства. Несмотря на нравственное падение и обнищание, он остается сыном Небесного Отца. В этом богоподобном достоинстве, которое у него ничто не может отнять, заключается источник надежды Церкви на нравственное возрождение каждой конкретной человеческой личности.
7. Добро, нравственный закон, правда и право.
Нравственный закон является одним из основных нравственных ориентиров. Он имеет онтологическое значение для человека с нравственными приоритетами. Формально закон представляет совокупность нравственных императивов, которые повелевают делать что-либо или не делать (отрицательный императив), в ответ на что последует награда или наказание. Исполнение этого закона определяет меру исполнения личностью своего человеческого призвания, приближает человека к тому образу, каким он должен быть, что и является созиданием личности. Императивность придает закону обязательность, непреложность.
Закон направлен на добро, на благо как в самом общем значении и понимании, так и в узких рамках отдельного поступка, как в понимании общественного блага, так и в понимании личностного добра. В этом смысле он универсален и в этом его главное значение. Его функция – общее и формальное разграничение добра и зла, описание топографии нравственной области.
На практике нормы закона реализуются через два противоположных подхода. Через кодификацию предписаний на все случаи жизни: закон вне себя (фарисейство). Через обращение к закону в себе (автономная этика). Оба подхода являются неполными и требуют взаимодополнения: хранение норм в традиции (в наиболее совершенным являются нормы религиозных традиций) и приобщение к ним, усвоение их в ходе нравственного опыта. Этот нравственный подход называется номистским, от слова закон. Однако полнота реализации нравственного закона может быть достигнута в приобщении Богу, как Источнику закона, в религиозном опыте (такой нравственный строй называют аномистским). Поэтому нравственное бытие не сводится к «исполнению» нормы, но есть стремление к Источнику добра. Христианство говорит, что надо жить в благодати, а не в законе. Полемика апостола Павла направлена против закона как императивной нормы, которая ограничивает область человеческой свободы.
Право – это государственный закон, право – это императивно-атрибутивная норма, т.е. норма, налагающая обязанности, но и предоставляющая права. А мораль – всегда императивная норма, она не дает никаких прав. Правда – основание этической деятельности, неписанный этический идеал. Ее носителем может быть только личность, то есть она индивидуальна. Чтобы индивидуальна правда соответствовала этическим идеалам необходим нравственный поиск правды.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU