Главная > Студентам духовных школ > Ветхий Завет. Книга Иова

Ветхий Завет. Книга Иова

Скачать целиком (558)

КНИГА ИОВА
Как обычно мы опускаем рассуждение о времени ее написания и об авторстве. Святитель Иоанн Златоуст считал ее принадлежащей Соломону, или даже Моисею. Следует заметить, что бытовые реалии, которые в этой книге описываются, вполне могут быть отнесены к истории патриархальной, – ко временам самого начала второго тысячелетия до Рождества Христова. Особенности языка, стиля этой книги, близость ее по многим выражениям к Псалтири скорее свидетельствуют о том, что окончательный вид свой она получила во временна расцвета Израильского царства, то есть во времена Соломона, в те времена, когда появились на свет и другие произведения учительной литературы. Одно другому не мешает, поскольку древнее предание могло получить свою окончательную форму гораздо позже. В других книгах Священного Писания об Иове говорится как о вполне реальном историческом лице (Иез14:14, Иак.5:11).

Исторический пролог
Первые две главы представляют собой введение или исторический пролог. Все начинается с того, что был некий благочестивый человек в земле Уц. О том, где эта земля находится, есть много разных соображений – одно из самых распространенных, что это северо-западная часть Аравии на границе с Идумеей. В приписке, которая есть в тексте Септуагинты, говориться, что Иов был потомок Исава, пятый от Авраама. Это одно из наиболее древних преданий, которое не возможно ни опровергнуть, ни подтвердить.
И вот описывается этот Иов, который необычайно богат и весьма благочестив. Далее следует сцена, когда как сказано в Писании: «пришли сыны Божии предстать пред Господа, между ними пришел и сатана» (Иов.1:6),– картина довольно своеобразная по своему «натурализму», но она имеет, конечно, свое толкование.
Это описание ясно свидетельствует нам, что, несмотря на то, что сатана отпал от Бога, и больше не стоит в ряду других ангелов, но, тем не менее, будучи злым ангелом и служебным духом, всё равно, так или иначе, участвует в промыслительном действии Божием, хотя и против своей воли. Сатана (или диавол, т.е. клеветник) начинает клеветать на Иова, говоря о том, что этот праведник не бескорыстен; что, конечно, хорошо быть благочестивым, когда Бог о нем так заботится, когда у него все есть, когда он огражден со всех сторон этим попечительством. Вот если бы отнять у него все, то тогда мы бы посмотрели: действительно ли он такой праведный, как о нем все говорят?
Обратите внимание: сатана не имеет власти. Разве он не растерзал бы Иова, имей он ее? Но он говорит Богу: «Простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (Иов 1:11). И вот сатане дается позволение поразить все, что есть у Иова, только самого Иова не трогать.
Свт. Григорий Двоеслов говорит по этому поводу: «Удивительно, что он не присваивает себе права поражать, и это тот, кто никогда не упускает случая гордиться своей гордыней перед Творцом всяческих. Диавол знает, что сам по себе он не способен ни на что и даже не существует сам по себе как дух. … Надо знать, что воля сатаны всегда зла, но могущество его не вне закона. Потому что волю он имеет от самого себя, власть же – от Бога. То, что он хочет сделать по злобе, то Бог позволяет ему исполнить по правосудию. … Не следует бояться того, кто ничего не может делать без разрешения. Надо только трепетать перед той силой, которая, разрешая врагу буйствовать, заставляет неправую волю служить исполнению правых предопределений» .
Наступает день, когда к Иову приходят подряд четыре вестника, которые говорят, что все стада его уничтожены, всех верблюдов его увели, что рухнул дом, в котором находились его дети – все дети погибли. Тогда встал Иов, поклонился Богу и сказал: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! И во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1:20-22).
Затем происходит следующее: диавол опять начинает говорить, о том, что хотя ничего не получилось, однако за жизнь свою человек отдаст все, что угодно, вплоть до того, что отречётся от Бога: «простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел /вне селения/» (Иов.2.5-8). Вот картина. Мало того, что это неизлечимая болезнь – это еще болезнь, которая всегда считалась нечистой. Иов, мало того, что лишился всего, – покрыт проказою, его тело начинает разлагаться. И вот он сидит вне селения, скребет себя черепком, в кратчайший срок потеря все: уважение, славу, богатство.
Вообще говоря, эти первые две главы, если посмотреть на них глазами неверующего, выглядят довольно странно. Ну как это так? Да будет мне прощено такое выражение, такая сценка из жизни заключенных: двое играют на вещи третьего, один выиграл и у того эти вещи отняли, – то есть у того, который к этому спору вообще никакого отношения не имел. Ну, хорошо, поспорил Бог с диаволом, – я это грубо толкую, я сам так не думаю, – но действительно, чем Иов виноват? Почему нужно было на нем все это испытывать? На этот вопрос я сейчас отвечать сейчас не буду, я пока его только поставлю.
Искушение продолжается. «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов.2:9). Вот интересно, смотрите: дома нет, семьи нет, и скот уничтожен, а жену диавол оставил. Как видим, он не слишком разнообразен в своих приемах. Но Иов не уподобился Адаму и сказал: «ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов.2:10). Однако, обратите внимание: «злого не будем принимать», – для Иова зло, которое на него обрушилось – от Бога, для Иова нет третьей стороны, он не видит ее, для него есть Бог и он. В этой связи ситуация для него выглядит довольно странно.

Собеседование Иова с друзьями
После этого, услышав о несчастии Иова, приходят к нему трое друзей - Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, по-видимому, тоже богатых и знатных как и он сам. Видя его в таком положении, в течение нескольких дней сидят рядом с ним и ничего произносят: у них не находится ни одного слова, чтобы сказать Иову. Что они при этом думают, можно себе заключить из того собеседования, которое между ними происходит в дальнейшем. И вот тогда Иов начинает говорить первым, и проклинает тот день, в который он родился:
«Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Ночь та, - да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! <…> Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? <…> На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?» (Иов 3:3-6,11,20-23).
Вообще-то говоря, мы знаем и других ветхозаветных праведников, которые тоже так сетовали и стенали относительно своих страданий. Можно вспомнить хотя бы пророка Иеремию, который говорил: «Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен!» (Иер.20:14), – от того, что ему приходилось переносить. Моисей молился и говорил: «для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? <…> когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Числ.11:11,15). То есть мы видим, что эти ветхозаветные праведники скорбят и сетуют на свои страдания. И я не случайно много раз здесь повторил слово «ветхозаветные», потому что они до благодати. После благодати мы видим, – апостол Павел хвалится скорбями, и хвалится страданиями, говорит: «в чем похвалюсь? Только в скорбях моих похвалюсь» («собою же не похвалюсь, разве только немощами моими» (2Кор.12.5)), – потому что благодать Божия позволяет это переживать совсем по-другому.

И когда заговорил Иов, друзья вынуждены отвечать. Они пытаются его каким-то образом утешить, но строй их утешений довольно специфический. Должен вам сказать, что вот эта книга –пробный камень на православие. Для протестантов эта книга совершенно не разрешимая, они говорят: «Иов был не прав, конечно же, правы друзья». Но объяснить, почему в завершении всего вдруг оказывается оправданным Иов, а друзья его оказываются неправы, они не могут; потому что каждую в отдельности их речь выглядит исключительно правильно.
Следующие главы построены по достаточно четкой схеме, начиная с третьей главы идут три цикла бесед – речь каждого из друзей Иова; – речь Елифаза, потом речь Вилдада и речь Софара, – правда, в третьем собеседовании уже речи Софара нет, он две речи произносит; – и ответ Иова на каждую из них. Потом идет за этим отдельно оправдательная речь Иова. И, прежде чем Бог дает ему ответ, еще есть речь некоего Елиуя, который на протяжении всех предыдущих глав нигде не упоминается.
Что же говорят Иову его друзья? Друзья начинают ему говорить, что он неразумно ропщет на Бога, потому что Бог справедлив, Бог наказывает нечестивого, Бог благословляет праведника, и поэтому Иов может не беспокоиться о своей судьбе, если Иов праведен, как он думает, Бог его вознаградит и помилует. По умолчанию выходит так, что если Иов грешник, то поделом ему, только это явным образом не озвучивается. Но Иов должен смиренно молить Бога о помиловании, потому что у Бога просто так ничего не бывает.
Здесь еще нужно вспомнить вот о чем: если Иов действительно пятый от Авраама, и живет на земле Уц, то это еще до Закона все происходит. Но даже если мы примем во внимание Пятикнижие, то ситуация будет немногим проще. Ведь на первый взгляд все Пятикнижие построено, – по крайней мере, если не вникать в какие-то глубины, – на идее наказания и воздаяния здесь, земного. Кто будет соблюдать закон Божий, тот будет благословен, у того все будет хорошо, нечестивый будет наказан, истреблен и так далее. Никакой идеи о воскресении, четко выраженной мысли о загробном воздаянии там нет, поэтому ход мыслей друзей Иова выглядит вполне закономерным. (Сразу напомню о том, что закон еще не благ сам по себе, но лишь применяется к ситуацией, в которой оказался человек после грехопадения.)
Иов упрекает своих друзей, как ни странно, в малодушии. Он говорит: «вы… увидели страшное и испугались» (Иов.6:21). Впоследствии мы еще вернемся к этим словам. После того как Елифаз порассуждал о том, что Бог благословляет праведников и наказывает грешников, Иов требует, чтобы ему доказали, что он действительно грешник, тогда он согласен продолжать этот разговор. Вилдад начинает ему доказывать, что Бог не может быть неправедным судьей, что если погибли сыновья Иова значит они согрешили и Иов в ответ соглашается, что никто не может быть чист перед Богом и никто не может быть праведным перед Богом и просит и молится Богу, чтобы был какой то ходатай, который бы смягчил бы гнев Божий на него.
Затем Софар, третий друг, уже прямо обвиняет Иова в том, что он, по-видимому, грешник и поэтому вполне заслуженно свое наказание несет. На, что Иов ему отвечает: что они конечно люди весьма мудрые, но если вся их мудрость заключается в том, что они не смогли найти ни одного слова сострадания его положению, а только убеждают его, что так ему и надо, что он должен осознать свой грех и покаяться в нем, кроме того, что он такой страдалец, он еще и тайный грешник, и лжец; то лучше бы они, конечно, не считались мудрецами. И Иов начинает требовать суда Божия, обращается уже к лицу Божиему с требованием суда, чтобы Господь открыл ему, почему так происходит.
И, собственно, дальше два цикла идут примерно по той же схеме, характер этих друзей в их речах достаточно отчетливо проявляется. Во второй раз, поскольку Иов с друзьями не согласился, они ему начинают доказывать, что, по- видимому, он действительно грешен. Одним из его грехов является высокомерие, с которым он говорит о себе; самонадеянность, с которой он рассуждает о своей праведности; дерзость, с которой он берется судить о делах Божиих на земле. Друзья указывают ему: неужели он думает, что вот если он сейчас умрет на этой куче пепла и навоза, то земля без него опустеет, и случится какая-то мировая катастрофа? С какой стати он устраивает трагедию из того, что он так пострадал? У Бога и без него дел много. Пути промысла Божьего непостижимы; но все-таки они твердо убеждают, что суд Божий совершается здесь на земле, всегда, в любых условиях и поэтому, если с Иовом такое произошло, значит он грешен. «[О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?» (Иов 18:4).
В конце третьего цикла бесед друзья уже начинают ему конкретно перечислять, в каких грехах он, наверное, виноват: что он притеснял вдовиц, что он обижал сирот, отказывал в хлебе голодным. При этом Елифаз высказывает следующую мысль: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою?» (Иов 22:2-4).
Но Иов им говорит, что он могу признать, что согрешил в чем-то. Он подтверждает, что пути Божии неисповедимы, что никто не чист перед Богом, что даже в ангелах своих Бог усматривает недостатки, но все-таки ему кажется, что мера возможного греха его не соответствует той мере страданий, той мере наказаний, которую он понес. И более того, Иов вопиет к Богу и говорит о том, что, ну что Тебе за удовольствие таким образом меня мучить, что если я грешен, то прости меня, ослабь. Потому что вот завтра меня не будет и никто не вспомнит, кто я и каков был. И просит помилования. Но при этом не соглашается признаваться в тех грехах, в которых его обвиняют друзья: «не укорит меня сердце мое во все дни мои» (Иов.27:6).
Судя по тому, что во время этого третьего цикла бесед уже Софар ничего не говорит, совершенно очевидно становится, что это собеседование зашло в полный тупик, то есть каждый остался при своем, хотя спор достаточно накалился. Святитель Иоанн Златоуст считал что Иов победил в споре, доказав свою правоту, после чего делает им поучение на пользу. Иов держит достаточно пространную речь к своим друзьям, в которой он снова вспоминает все произошедшее, и говорит о том благословении, в котором он пребывал, о уничижении, позоре и страдании, в которые он впал. Он снова убеждает друзей в своей невиновности, причем перечисляет достаточно подробно свои добродетели. Вообще нужно сказать, что полезно 31-ю главу книги Иова почитать, чтобы посмотреть, какие были ветхозаветные праведники – праведники до благодати; и себя сравнить с этим описанием: таковы ли мы, христиане, каков был этот Иов? И наконец, он вновь высказывает желание того, чтобы не из уст своих друзей слушать обвинения какие-то, но о том, чтобы каким-то образом Бог сам рассмотрел его дело; и в качестве доказательства искренности он выражает готовность понести проклятие, если ему действительно будут предъявлены какие-то серьезные обвинения.

Приведу в качестве примера отдельные высказывания.
1-й цикл:
Елифаз: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?
(Иов.4:7)» « Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя.
(Иов.5:27)»
Иов: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю». (Иов.6:14)
«Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость? И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.(Иов.7:20,21)
Вилдад: «долго ли ты будешь говорить так? - слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (Иов.8:2,3)
Иов - Вилдаду: «правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?»
(Иов.9:2) «Если [действовать] силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; [если] я невинен, то Он признает меня виновным». (Иов.9:19,20)
Иов – Софару: «подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?(Иов.12:2,3)

2-й цикл:
Елифаз: «Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя». (Иов.15:6)
Иов: «слышал я много такого; жалкие утешители все вы!»(Иов.16:2) «И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!»(Иов.16:19)
Вилдад: «когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? [О ты], раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?» (Иов.18:2-4)
Иов: «доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня». (Иов.19:2,3)
«Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня». (Иов.19:13)
«Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня». (Иов.19:21)
Софар: «размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их». (Иов.20:2)
«Когда надеется утвердиться нечестивый «7 как помет его, на веки пропадает он; видевшие его скажут: где он?» (Иов.20:7)
Иов: «выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас».(Иов.21:2)

3-й цикл
Елифаз: «разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?(Иов.22:2,3) Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты [давал] землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками».(Иов.22:4-9)
«Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.(Иов.22:27)
Иов – Вилдаду: «как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного!» (Иов.26:2)
«Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». (Иов.26:7)

Речь Елиуя
Прежде чем в книге Иова нам встречается непосредственный ответ Бога Иову, вдруг возникает некий юноша по имени Елиуй сын Варахиилов. Интересно, что вот это имя Варахиил вообще единственный раз встречается в Ветхом Завете в приложении к человеку, и само это имя довольно знаменательно, так как может быть переведено как «с ним Бог», или «на нем Бог». Варахиил – это Божие благословение. То есть здесь вместо Бога вдруг возникает этот Елиуй. И надо сказать, что очень неоднозначно могут быть истолкованы его слова. Давайте посмотрим, что же он говорит. Он обвиняет друзей, говорит, что вот вы такие старцы премудрые, не можете никак с Иовом справиться; обвиняет Иова в гордости, самомнении, которые его довели до таких несчастий. Елиуй излагает две идеи. Во-первых, что все эти наказания и несчастья, которые бывают, Господь посылает для предупреждения каких-то преступлений, для предохранения человека от впадения в грехи. Во-вторых, - для того чтобы очистить душу праведника. Хотя и для Елиуя тоже очевидно, что наказание бедствиями есть свидетельство какой-то нечистоты, которую должно очистить. Более того, Елиуй повторяет мысль Елифаза о том, что и собственно праведность или нечестие людей, в общем-то, к Богу большого отношения не имеют, что Богу нет дела до того, праведный человек или неправедный: «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (Иов 35:6-8). Человек сам пожинает плоды от своих результатов: если он грешник, он сам разрушает свою жизнь, если он праведник, то он сам пожинает плоды своего благочестия, что это слишком мелко для Бога как-то переживать сильно за каждого человека.
И в заключении, Елиуй говорит, что и Иова Бог готов был бы спасти, если бы только Иов сам себя не оправдывал, сам не вопиял о своей праведности, что в таком случае, конечно, он сам себя лишает возможности получения спасения. Как я уже сказал, эта речь Елиуя не одинаково толкуется. Например, святитель Иоанн Златоуст считает Елиуя просто безбожником, и говорит, что и друзья Иова тоже поняли это, поэтому никто ему ничего не отвечает, с ним они даже не разговаривают: «И еще в пятый раз начитает говорить Елиус, и ни Иов, ни трое друзей не слушают его, как безбожника, из чего открывается, что эти трое образумились» (т.6, с.670). Другие толкователи считают, что он, наоборот, более осмысленно говорил к Иову, то есть все-таки он не настаивал только на том, то страдание есть наказание за грех, но все-таки развивал мысль об очистительном действии страдания. И поэтому когда в конце Бог осуждает трех друзей Иова, то про Елиуя Он ни чего не говорит. И все же его речь носит характер чисто теоретический .

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU