Главная > Студентам духовных школ > История религий конспект ч.2

История религий конспект ч.2

скачать целиком (494)

Лекция за 29.02.08
Трагедия Эгрипида «Вакханки».
Культ Диониса – был в 2 измерениях: официальный (народные праздники) и вакханалии (Вакх – второе имя Диониса) (что раньше – неизвестно). Вакханалии занимали странное положение: хотя неофиц. и порицались, попытки их в рамки включить, реформировать, но считались священными, не запрещались.
Вакханалии – преимущественно женский культ. Носились толпы женщин, держащих посохи – тирсы, нападали на стада и диких животных, разрывали руками и поедали живьём, даже людьми, если мужчина – был сначала дикий блуд. Любили быков. Похищали детей и детёнышей, нянчились, но потом всё равно пожирали. Их боялись. «Вакханки»: им не причиняло вреда оружие (пастухи пытались защитить стадо). Вакханки считались одержимыми Дионисом. Препятствие им – богохульство. Дионис и его менады (одержимые манией) приходят из Фракии (севера) в один из греч. полисов, на родину матери Семелы (там правит внук врага и тётки) - и обнаруживают, что Диониса не почитают. Дионис приходит к царю (племяннику) под видом жреца собственного культа и настаивает на введении культа Диониса, тот бросает его в темницу, тот освобождается, на тёток безумие насылает, они убегают с менадами. Царю докладывают: чудеса производят (воду и молоко), он старается подсмотреть, они его на части разрывают, его мать приносит его голову в город как голову льва. Таково содержание трагедии.
Возможно, вакханки надеялись на посмертное воздаяние от Диониса. Это единств. культ в Греции, где возможно приблизиться к божеству. Он имел соц.-психолог. причины – д. сидеть дома женщины, они вырывались и буйствовали. С 14 в. – движение ведьм – аналогичные причины.
Особую роль играло пожирание быка заживо – ассоциировался с Дионисом, причащались божеству. В 6 в. – официальный олимпийский культ, важное место – спортивные игры, почитание героев, богов, гадания, элевсинские мистерии. Дионис связан с Элевсином (там были виноградная лоза и т.п.). Эти люди превращались в животных, т.к. Дионис – бог природы, растворялись в природе самым зверским образом. В 6 в. до Р.Х. возникает философия, везде – поиск Бога, эсхатологические чаяния, поиск лучшего посмертия. Философия – это не то, что философия сейчас – это особый образ жизни, поиск истины, это теология, поиск Бога. Это были блуждания в потёмках, т.к. это естественная, а не сверхъестественная философия. Разные виды: одиночки (Гераклит), маленькие школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), школы – орфики, организованное общество – пифагорейство (монашество почти), они обменивались идеями. Это движение параллельно официальное религии. Многих обвиняли в атеизме или подозревали в этом (часто небезосновательно). В греч. религии жрецы просто выполняли жреческие функции и всё, а всё остальное – в философии. Философы не были прикладными учёными, они занимались религиозными поисками.
Фалес – единое начало – беспредельное начало – вода, не просто вода, а одушевлённая, божественная, это бог. Всё из неё и в неё возвращается. Виды: протяжённые и непротяжённые (ум).
Космос (Пифагор) – упорядоченное разумное начало (украшаю).
Все, кроме Гераклита – есть протяжённые и непротяжённые тела.
Основа всего – огонь – Геракит – учил о суде огнём. Плохие люди – влажные. Душа человека – огневидная. Космос – процесс. Всё течёт и изменяется.
Кто-то не женился, часто не ели мяса (из-за учения о переселении душ).
Ксенофан – философ полей. Провозгласил единобожие (пантеистическое).
Орфики – это движение. Основан на мифе об Орфее. Поздний – упоминается в 6 в., твёрдо излагается в 5 – 4 вв. Орфей – возможно, истор. персонаж (Климент Александирийский). Учёные считают его мифическим персонажем. Преданный поклонник Аполлона, другим не поклонялся. Завораживал игрой на лире даже богов и неживую природу. Он плавал с эргонавтами и укрощал волны. Миф о нисхождении в Аид за супругой Эвридикой. Её тень сошла в Аид. Он сошёл и играя на лире умирял Кербера, привратников, Харона и в тронном зале Аида и Персефоны и ириний (богинь мщения), Аид согласился отпустить Эвридику с условием, что он не обернётся до порога дома. Он обернулся. Но его растерзали и съели и разбросали менады. Голова продолжая петь и играть на лире на о. Лесбосе стала оракулом. Эвиридика и Орфей стали в почёте жить у Аида и Персефоны. Орфики: Дионис и Аполлон отождествляются, растерзание менадами = растерзание быка (чтобы душа спаслась). Орфей – родоначальник орфических посвящений. Аполлон – разумная, дневная часть; Дионисий – тёмная, животная. Их сочетание.
Миф о Дионисе Загрее. Когда Дионис был младенцем (сын Зевса – абс. дух. начала всего мира, Дионис – природа), титаны, посланные Герой из ревности, стали заманивать игрушками, они набросились, он превращался, убегал, когда превратился в быка, схватили, растерзали, пожрали. Богиня земли сохранила сердце (или Деметра или Гея или Рея или Персефона), сообщила Зевсу, тот испепелил титанов, взял сердце, заново родил Диониса из своей сущности, съев его сердце (второй Зевс). Из пепла титанов Зевс сотворил людей – отсюда двойственность человека (титаны, сожравшие Диониса). Телесное начало – титаны, духовное – Дионис. Путём аскезы подавить телесное начало, путём созерцания и философии воспитать духовное, перерождаются – 10 раз (между перерождениями – воздаяние 1000 лет) или пока душа не растворится в Зевсе. Аскетизм – воздержание от брака, животной пищи, постах и очищениях (своеобразное монашество).
Музей – сын или учение Орфея. Музей – создал орфическое братство (типа существовавшее века, хотя только с 6 в.). Орфические книги были, дошли только фрагменты, гимны (переведены вольно).
Космогония: «Рапсодии» - орфическое или пифагорейское произведение. Кронос в эфире , вылупляется эрос – порождающее начало, созидает др. богов и мир, затем путём сложных сочетаний получается протогоноз (всё – перворожденный) – крылатое существо, занимающее всё пространство, отсюда космогония Гесиода. Зевс пожирает протогоноз, он стал всем. Орфики провозглашали: Зевс – это всё и всё – это Зевс. Некоторые говорили – Зевс – логос мира.
В южной Италии найдены золотые таблицы – отрывочные – орфическая «книга мёртвых» (50 лет назад). Платон излагает орфическую эсхатологию, как оказывается.
При Писистрате орфики…
Мир об Эре и золотые пластины восстанавливают представления о сущ-и между воплощениями. После смерти: источник забвения (аналог Леты). Озеро памяти охраняется – нужно пароль сказать: «Я дитя земли и звёздного неба» - телесное и духовное начало. Тогда будешь царствовать среди др. героев. Орфик имеет возм-ть вообще больше не рождаться.

Пифагор мог легко общаться с духами и богами, путешествовать в мирах, было золотое бедро, чудотворец, прозорливец, ятромант. Родился на Самосе, поехал в Египет, похитили пираты из Вавилонии, потом путешествие в Индии, везде набрался мудрости. В Сиракузах – пифагорейский орден – секта, где он – гуру. Носил жреческую одежду, но офиц. культ не признавал, строгое вегетарианство и аскетизм, 1-е животное жертвоприношение – это грехопадение, ели мясо – окончательно оплотянули. Занимались музыкой сфер, водные очищения (из культа Аполлона). Помнил перерождения. Разглашать было нельзя – мало известно. Следовали орфической системе – были пантеистами.

Цитаты и космогония орфиков, Сократ, Платон, Аристотель. Александр Македонский.
Лекция за 07.03.08
Космогония орфиков – несколько отличных от космогонии Гесиода мифов, иногда приближающаяся к ней. Общая схема: сначала Океан (космический), который разделяется на Эфир (свет) и Хаос (тьма). От брака Эфира и Хаоса рождается космическое яйцо. Вариант: вначале Кронос (время) вместо этих трёх сносит космическое яйцо и помещает в Хаос или Эфир или оба (часть его самого). Из яйца – Протогоноз (перворождённый), он же в др. вар. – Эрос (стремление). Он порождает ночь – Никта, из ночи рождается небо – Уранос и земля Гея. Дальше – теогония Гесиода: Гея порождает Кроноса (его присутствие в начале не должно смущать), он оскопляет Урана, пожирает детей, кроме Зевса, Зевс проглатывает всё, что было – Протогоноз – его природа становится тождественной всему. Зевс есть начало, середина и конец всего. Зевс порождает (не создаёт) весь мир из себя, разворачивается в него.
Протогоноз – К. Бальмонт.
Дионис – божественное, титаническое – зло. Проблема зла в пантеизме (если всё – бог).
Зевс – классический пантеизм.
6 – 5 вв. – орфизм как он есть, преобладал в Афинах, вырождается – орфиками называют себя шарлатаны.
Пифагорейство – организованный орфизм (орфический орден). Бог – огненное единство – в центре космоса (потом Гераклит). Стройность обесп-ся согласованием противоположностей. Всё опр-ся закономерностью. Божество разумно, мир рационален. Соединение огня с пустотой – путём разумного закона. Математика и музыка – приобщение к божественному (услышать музыку сфер). ???? – ????, обряды неизвестны, иерархия, обеты молчания, запрет разглашать, практика медитации (на высказывания непогрешимого учителя Пифагора).
Ксенофан – радикальный пантеист (близок к орфической традиции), насмехался над богами, единобожие в пантеистическом смысле.
Др. элиад – Парменид (в г. Элии) ок. 475 г. – поэма о природе – путешествие к богини Дике (правды, справедливости). Его учение – откровение этой богини (скорее всего – мифолог. приём). О Боге говорил в мужском роде, но есть основания, что он считал бога богиней. Вводил доказательства – считал, что разум – божественное свойство. 2 начала – есть бытие и небытие (в некотором роде). Бытие – огонь, свет, движущая причина всего, небытие – подлежащее – земля, вещество. Оба начала – боги. В центре космоса – богиня – причина всего (бытие всего по сути), сначала создала Эрос, потом др. богов, потом души – у животных и людей – не отличаются, даже маленькие животные – частица разума. Чуши людей – из бытия и небытия. У женщин больше огненного начала. Бытие отождествляет с божетвом. Оно неподвижно и шарообразно. Парменид, оидн из первых, утверждал не только аскет. приёмы, но и нравственность (больше всего – Сократ), т.к. богиня – Правда, Справедливость. Следуя нравств. закону, следуешь божеству.
Эмпедокл – 5 в., слушал парменида, был пифагорейцем (или орфиком), считался магом, чудотворцем, воскресил женщину, исцелял, останавливал ветра, мог др. научить с усл. посвящения. Бог – дух святой и невыразимый; разум. Этот бог, единое целое, разворачивается в элементы. Разворачивается в 2 модусах – смертные боги и бессмертные духи. Силой Афродиты соединяются, Марса – разворачиваются – сопровождается перерождением. Зачем соединять, если всё в итоге будет в одном, непонятно. От животной пищи отказывались. Он помнил свои перевоплощения.
Анаксагор – 5 в. Предсказатель (но не чудотворец) – одно – падение камней с неба (метеориты). Шаг вперёд. Существует ум – нус – неподвижный, чистый, и вечная хаотическая материя, ум упорядочивает материю и создаёт космос (время от времени). Ум – вне мира.
Сократ ничего не писал. Ученик – Платон. Сократ не просто говорил, а жизнью демонстрировал, что истина абсолютна. У него был дух-хранитель, жил в браке не оч. счастливо, верил в одного Бога. Его смерть поразительна. Душа бессмертна, не учил о перерождениях. Душа получает нравственное воздаяние. Философия – не столько в познании природы или Бога, сколько в самопознании – дельфийский оракул – Познай себя.
Платон – пифагореец и ученик Сократа. Идеи. Необх-мо заботиться о своей душе. Не тело, а душа – высшая часть. У всего есть прототип высший – идеи, вещи – их тени. Математика описывает мир идей, также музыка. Душа – идея, запертая в теле. 1000 лет после смерти – воздаяние (ад или рай), затем опять перерождается. Познание – всего лишь анамнесис – припоминание. Философия – искусство смерти – чтобы не перерождаться (посредством мат-ки, музыки и ф-фии достигнуть созерцания) или хотя бы не выпить из источника забвения. Душа из огня как солнце и луна. Между освобождениями – звёзды (души). Переселение душ. Крылья души – посредством созерцания красоты возноситься в мир идей. Создатель – демиург – не оч. важный персонаж, акцент на мире идей, он самодовлеющ. Демиург упоминается кратко в Тимее и др. Из огненной субстанции (совечна создателю) создаёт души, как попали в тела, непонятно. Демиург – лишнее звено, не цель стремления (напоминает джайнизм).
Аристотель – вершина античной философии. В средневековье он воспринят арабами, ориентир в Византии, потом с арабами в Испании (иудейская), затем Европ. схоластика. Сущ-ет абс. форма, трансцендентный ум, он – перводвигатель, он вечно существующую материю оформляет, идеи – мысль бога. Перерождения нет, сотериологии тоже. Она нерелигиозная. Хотя «Метафизика» - теология, богословие (первая); онтология (вторая) – преобладает у Аристотеля, ум совершенно отвлечённый. Это Бог философов (ср. Паскаля).
Александр Великий – учился у Аристотеля. Варвары – недолюди по Аристотелю, Александр плохо учился. Его мать говорила, что он сын Зевса, в Египте – Амона (или Зевса Амона), он не возражал, но сам так не говорил. Птолемей Лаг, диодох Египта, генерал Александра: все люди – сыновья одного отца, его молитва выражала веру в то, что он – примиритель мира (в этом его задача от бога). Александр создал единое культурно-рел. пространство, широкий обмен идеями. В Индии не было идеи изображений и храма, астрология приходит на Восток. Но и Греция получила. Греческая образованность и язык (койнэ) распространяются. Все образованные люди изучают философию. Греки, а потом римляне, напротив, воспринимают идеи рел. практики азиатские – новые культы, идеи, мироощущение.
Молитва о мире и о том, чтобы все были едины, д. жить в гармонии и единодушии.
Персы высокие почести оказывали Александру, грекам не понравилось, Александр запретил. После смерти Александра в Александрии и в Антиохии принимали почести (потом культ римских императоров).
Диоген первый объявил себя космополитом – гражданином мира. Создание эйкумены.
Происходит разделение философии. Философия разделяется на науку (практический эффект) и философию как искусство жизни. Некоторые философы – как психотерапевты – проблематика достижения счастья и правильной жизни.
В эллинист. эпоху господствует 4 школы: эпикурейцы, скептики, киники, на смену – стоики. Философия обращается к широким массам народа. Демократизм культурный, а демократия полит. сменяется императорами. Огромное распространение книг, почти все грамотны, говорят на греч. койнэ, библиотеки, театр, порнография. Появляются атеисты, материалисты, сибариты (крайние удовольствия). Любовь к комфорту, чувственность сменяет простоту Афин (на Востоке было, оттуда и пришло). Философия и писательство становятся профессией. Демокрит был земледельцем, а теперь – профессионалы.
Эвгемер – повлиял и на хр. апологетов. Пример тотального скептицизма отн. богов – это обожествлённые люди и герои прошлого, видел могилу Зевса (ок. 300 г.), нек. говорят – первый атеист, нек. – верил в одно божество. Лукреций (позже), последователь Эпикура, - первый атеист.
Местная рел-я приходит в упадок, к ней непочтительная религия. Большая популярность веры в судьбу, случай (Тихе – случай, Дике – справедливость, позже лат. Фортуна), огромное развитие суеверия и гадательный практики, особенно астрология (у персов – из зороастризма – туда проникла).
Эпикурейцы – единственная из 4 школ, кот-я называется по имени основателя – Эпикура. Он был скорее типа Будды Шакьямуни – аскеза посредством отказа от желаний. Похоже на 4 благородные истины буддизма. Не надо бояться богов, смерти, можно достичь блаженства, бесстрастия (атараксия). У Эпикура мать была экзорцистка, он насмотрелся на бесноватых и боялся духов и богов, болел всю жизнь, всё время страдал, прожил больше 70 лет. В 12 лет прочитал Гесиода и пришёл к выводу, что боги не такие страшные, т.к. они далеки от людей – у них др. дела. Мифы неправильно говорят о богах – люди их наделяют своими греховными качествами. 1) Боги состоят из атомов, просто долго живут, в дела людей не вмешиваются. Есть только атомы и пустота. Душа распадается, нераспавшаяся – духи, призраки. 2) Смерть: пока ты есть, нет смерти, пришла смерть – тебя нет. 3) Страдания м. переносить – живи незаметно, аскеза. 4) достигнешь атараксии, достигнешь счастья. Желания есть естественные (элементарные), лишние и противоестественные. От брака тоже нужно отказаться, т.к. это ведёт к страданиям. Похоже на ранний буддизм. Эпикуреизм выродился и стал восприниматься как сибаризм.
Скептицизм. Основатель – Перон (4 – 3 вв.) – искал секрет счастья, безмятежности. Секрет – в свободе от всех оков мира. Он участвовал в походах Александра, йогины его впечатлили (ск. всего – буддистские), он попытался перевести их идеал на язык рац. ф-и. О вещах можем сказать то, что говорят чувства, что есть вещь сама по себе мы не знаем, поэтому стремиться к ним не надо. Скептицизм – любое положение м.б. опровергнуто, эпохе – воздержание от суждений и достигать спокойствия умственного и другого. Идеал – поросёнок, спящий во время кораблекрушения. Не отказывался от звания жреца, совершал службы, ничего страшного.
Киники (циники) – панки и хиппи эллинист. мира. Сначала – ф-я низкородных ф-фов, затем стало модой – особенно среди детей из богатых семей. От слова «собака». Основателей 3 – Антисфен и Диоген (не писали, в пересказах). Антисфен – ученик Сократа (жил до эллинизма т.о., но учение распространилось в эпоху эллинизма), но низкого происхождения, сын раба, поэтому считал патриотизм и происхождение неважными. В Сократе ценил способ жизни – стал ходить в дырявом плаще, неопрятным, с посохом. Учеников бил палкой. Антисфен не верил в греч. богов, для киников это свободно. Антисфен имел орфическое посвящение, но в бессмертие души, похоже, не верил.
Диоген Синопский – сходил с фонарём в поисках человека, только Антисфен похож на ч-ка, хотя негодяй, жил в бочке, стали показывать туристам. Киникам покровительствовал Геракл. Диоген считал, что Пифия в оракуле Аполлона велела стать ему подобным птице, ни о чём не заботиться. Нужно избавиться от разумных излишеств – книг, философии ит.п. Диогену поставили памятник при жизни в Коринфе.
Стоики. Синкретические мистериальные культы эллинистической эпохи.
Лекция за 28.03.08
Стоицизм – рел. ф-я по преим-ву. Стоическое учение – пантеист. монизм.
Не позже 8 в. он был разработан в Индии и стал там господствующим на долгие годы. Финикиец (хананеин, семит) Зенон - купец, в 315 г. прибыл в Афины по торг. делам, узнал, что груз затонул и заинтересовался греч. ф-ей (Апология Сократа) и стал искать его учеников, нашёл Кротеса (киника) – нищ-л с женой и отличался грубостью. При этом здравое в его ф-и было, Зенон был его учеником, но потом перешёл в академию (некульт-ть не понравилась) – созданную Платоном. Он создал синтез античной ф-и.
Основа мира, подлежащее, субстанция – Бог. Это монизм (одна субстанция) и пантеизм. С 300 г. проповедует учение, оч. популярно. Проповедует в портике на рын. площади Афин (стоа) – стоическая (не как др. школы). Умер в 264 г. Проповедовал стоя. Снискал большую популярность, т.к. взял лучшее из кинизма, платонизма, скептицизма, элиатов… и делал акцент на том, как жить, чтобы жить правильно и быть счастливым. Не призывал к ниществу, но к аскезе – некий ср. путь (как Будда), воздержание, умеренность, но без крайностей. В старости Зенон покончил ж. самоубийством согласно доктрине, мак. царь наградил зол. Лавр. Венком, был похоронен за счёт города. Клеанф продолжил дело. Грек из МА. В прошлом кулачный боец. Мн-во гимнов и молитв, покончил ж. самоубийством, отказавжись от пищи (джайнизм – для продвинутых монахов – смерть от голода). Хрисид – малоазийский грек.
Затем во 2 в. – изм-я. Новое ещё у римских стоиков. В Риме оч. популярны – Марк Аврелий.
Стоики не говорили, что ничего нельзя сказать, признавали реальность окр. мира. Сущ-ет огонь (элиаты и Гераклит) – основа мира, субстанция, это Мир. Душа, одуш-й огонь, огонь с пустотой форм-ет все стихии и вещи, душа тоже из огня. Космос живой, человек – тоже. Космос имеет разум – Логос. Всё в мире разумно, познаваемо, в ч-ке тоже логос – сперматикос, каждый ч-к – бог по природе, после смерти – соединение с богом. Бог и природа – одно и то же (шаг назад). Платон и Аристотель: Бог – не есть мир. Но стоич. школа – самая распространённая. Бог имманентен. Отсюда следует проблема зла. То, что кажется злом, им не является. Всё предопределено, свободы нет. От стоиков – представление о судьбе. Всё разворачивается из бога и должно в него возвратиться, косм. циклы. Все перемены - кажущиеся. Огненный зародыш расширяется и сжимается. Мудрость в том, чтобы понять, что ничего нельзя отменить. Только глупцы возмущаются. Мудрец понимает, что всё идёт, как и должно идти, ничего не пытается объяснить. Мудрец поступает в соотв-и с нравств. законом, т.к. он тоже бог (это хорошо). Судьба в стоич. учении тождественна богу (логос, бог, судьба – всё одно). Поскольку бог во всём, то не необх-ти надсмехаться над языч. богами и обычаями, можно бога познавать внутри себя посредством философии, в природе, обращаться к космосу, и к пантеону (такие же, как л., только лучше – живут дольше). Т.о. оправдывал языч. рел-ю.
Косм. огонь – солнце – сосредоточие логоса. Поэтому против астрономии, за астрологию (Августин – наоборот: наука и лженаука). Хрисид сам составлял предсказания, и др. стоики тоже этим грешили.
Счастье по стоикам – понять, что счастья нет, не нуждаться в нём, счастье уже есть, просто следовать нравств. закону, для этого аскетизм. Многие не ели мяса, часто отказывались от брака, воззрение на тело как на нечто отрицательное (тело – гробница души). Мудрец, кот-й следует нравств. закону, логосу, является богом. Все – тоже, но он ещё при жизни. Растворение в боге означает исчезновение личности, но их это не пугало. Разумных судьба ведёт, а глупых тащит.
Стоики, последователи Зенона, отличались чистотой нравов, благожелательностью, умеренностью, некоторые – просветители, ценили дружбу, взаимопомощь, но отличались отстранённостью, и при сложных обстоятельствах вскрывали вены в ваннах с лепестками роз под музыку арфы и стихах. Широко распространены.
Философия распространялась из Греции по всему эллинист. миру на Восток. Философское образование стало в Месопотамии и Египте обязательным для желающих сделать карьеру. Но с востока пришли новые религ. течения, вост. боги. Возникла рац. ф-фия – из неё выделяется наука – техники: нерел. практич. инженеры. Это упадок рел-и. Ответная реакция:
В эпоху эллинизма возникают 1) новые мистериальные культы (эзотерические, подразумевали посвящение) 2) массовые новые синкретические культы (имеют популярность).
Когда греки с Александром завоевали Азию, нужно было решать (и даже пораньше), что делать с их богами. Для яз. сознания (инклюзивистского)
Индолог 20 в. Поль Хакер (хр-н) разделил религии на инклюзивизм и эксклюзивизм. Инклюзивные – языческие, эксклюзивные – религии откровения (ислам, христианство, иудаизм – авраамические) – обладают эксклюзивной истины. Если это Откровение Бога – прибавить тут ничего нельзя! (ценой перетолкования писания? синкретические – типа каббалы). Инклюзивные – СП – Веды, но это не мешает инклюзивизму индуизма. Даже синкретизм применяется естественным образом. Они, заимствуя эл-ты от др. рел-й, направляют их против самих др. рел-й. Ярко – в индуизме (сам из кучи рел-й) – против буддизма. Будда – аватара единого бога Вишну, кот-й спец-но проповедовал ересь, чтобы спровоцировать нестойких в вере, чтобы прекратить жертвоприношение животных. Когда возник ислам, возник сикхизм – попытка объединения ислама и вишнуизма. Когда пришло хр-во, индуизм взял из него нравств. учение, объявил Христа аватарой бога Вишну. На месте рождения Будды в Непале стоит вишнуитский храм. Так вело себя любое язычество всегда.
Многим богам были найдены аналогии, причём зачастую весьма справедливые, но нек. – произвольно. Когда эллинист. мир столкнулся с хр-вом, сразу возникли гност. культы – т.е. попытки совместить язычество и хр-во. В римском пантеоне в 3 в. офиц-но была поставлена статуя Христа. Как одного из богом римская рел-я м. признать Христа, как единств. – нет. В этом корень противоречия.
Когда греки столкнулись с богами др. народов, осн. точка зрения – те же самые боги под др. именами. Так, напр., думал и Плутарх.
Политика греч. царей и диадохов (наследников Александра Македонского шла двумя путями. 1) навязать греч. культуру – была притягательна или объединить похожих богов; 2) принципиальный синкретизм – создание новой рел-и из греч. и варварской, чтобы всем нравилось. Селевк Микатор поначалу навязывать культ солнца. Гелиос был отожд-н с Аполлоном в эллинист. эпоху Но до Селевка уже был культ Аполлона – выразитель греч. духа, бог, отвечающий за греч. культуру. Культ Аполлона был связан с дельфийским оракулом (у кот-го Ал-др Македонский получил благословение на свои дела). Оракула уважали даже персы. Жрецы Аполлона были сторонниками монархии, крепкой власти и отличались подвижностью в своих взглядах.
К тому же у всех покорённых народов уже был бог солнца (Шамаш у ассирийцев, Мардук в Вавилоне, Митра у персов). Селевка микатор приказал построить большие храмы в честь Аполлона. Александр так не делал. Реформа не удалась. Его преемник решил вернуться к политике Александра – веротерпимость, синкретизм, перенёс в Антиохию столицу из Вавилона. Маги – зороастрийские жрецы.
Бел, Ваал – это Зевс, стоический огонь и пр.
В рез-те Антиох 1 развернулся как Александр к местным культам, восстановил зикураты в городах, жрецы возносили молитвы Мабу (писцы) и Мардуку и др. Многие греки поклоняются Белу, Ваалу – Зевсу Кервани (уже без чел. жертвоприношений). Культ солнца процветает под разными именами. Из Финикии распространяется кульс Адониса. Адонис – финикийская форма евр. Адонай (Господь), это божество юный бог растительности.
Мистерия Адониса и Афродита. Во всех мистериях действует бог, он погибает, богиня скорбит, он воскресает. Таков осн. сценарий мистерий. Умирающий и воскресающий бог. Это уже не бог растительности. Мистерия – это сотериологические культы. Людям нужно личное спасение от смерти. За отождествление себя с умирающим богом обещалась жизнь после смерти. Хр-во уже в 3 поколении (к. 1 и уже полностью во 2 вв.) начинает усваивать терминологию мистерий и сознательно в этих формах преподавали эллинам. Мистерия – таинство, отсюда неофит, мистагог, облачения, торжественные процессии с символ. Значением. Но в отл-и от хр-ва мистерии означали, что ч-к проходил мистерии и всё: посвящение – одноразово. Подготовка к Крещению – отсюда. Хр. авторы считают, что мистерии – подготовка эллинов к хр-ву, т.к. речь идёт о страдании бога, умирающего и воскрешающего (магизм) – тут трагический разрыв религии и философии у греков. Отцам больше нравилась философия.
Элевсинские мистерии (класс. эпоха – Деметра и Персефона) были образцом для 4 гл. мистерий эллинистической эпохи: Адониса и Афродита, Кибелы и Аттиса, Диониса, Исиды и Осириса.
Афродита и Адонис. Все мистерии сопровождали обществ. праздники, в кот-х участвовали все: посвящённые, непосвящённые, готовящиеся. По всему эллинист. миру. В сер. лета типа карнавала. Адонис после брака с Афродитой, сразу погибает от кабана, она оплакивает, он превращается в цветы анемоны. Миф открытый. Мистериальный миф – продолжение (тут скрывали). Скорее всего, эзотерическая часть предполагала воскрешение Адониса Афродитой. 2 дня праздника: свадьба; гибель Адониса: цветы – кровь Адониса. Изображение Адониса бросали в воду. В сер. лета – изначально как культ, связанные с плодородием, потом – праздник больших городов. Храмы – высоко в скалах с анемонами – гроты над морем, особенно популярен на Кипре (т.к. там родилась Афродита). Аналог. Культ в Месопотамии – Думузи (потом Таммуз – возлюбленный Астарты)
Кибела и Аттис. Тут есть архаич. детали. В Риме даже запрещены – с членовредительством. Только во время войны с Карфагеном однажды разрешили. Фетиш Кибелы – чёрный камень. Камень часто выступает фетишом Великой богини – Матери Земли. Камень изображает стихию земли. У арабов такой же был – Каабы.
Миф (в изл. Повсани): Зевс в т.ч. оплодотворил чёрный камень (он бог неба), в рез-те родилось чудовище гермафродит великан Агдитис. Богам он не понравился, решили оскопить и превратить в богиню Кипелу, что они и сделали. Кровь, упавшая на землю, породила миндальное дерево – символ богини (напр. в Ханаане). От дерев дочь богини реки родила мужскую сторону Агдитиса мальчика Аттиса. Кибелу тянет к Аттису (он – её вторая половина), он не подозревает, становится женихом дочери царя. У Кибелы – ревность, в бешенстве приходит на пир, на всех тоже находит мания, царь и Аттис даже оскопляют себя, Аттис умирает от потери крови. Кибела кается, просит Зевса , шевелится мизинец и . Конец экзотерического мифа. Наверно, он воскрес по эзотерической части. Посвящённый должен был пережить то, что было с Аттисом. Все жрецы были евнухами. Остальные – себя резали во время посвящения. Праздник с 15 по 28 марта отмечался. С 15 – братство каннокоров (носители тростника) приносили в храм тростник (нахождение младенца в тростников), дрендофоров – приносили сосну (под которой умер Аттис) – как бы труп Аттиса. В центре дерева – его изображение. С 23 на 24 – скорбь. 24 – день крови, когда жрецы и неофиты под звуки ??? (любимых инструментов богини) пиршествовали, плясали, входили в транс, резали себя, били, буд. жрецы оскопляли. С 24 на 25 – объявлялось о воскрешении Аттиса. 26 – отдых. 27 – шествие с идолом Кибелы. 28 – сами индивид. посвящения. Неофиты окроплялись кровью жертв. быка и барана, входили в спальню богини, (после воскрешения – брак их, воссоединение гермафродита), становились мужьями богини, что обеспечивало бессмертие. Все эти мистерии для мужчин.
Трапеза – хлеб и вино. Аттиса называли зелёным колосом. Растительная символика.
Нанесение ран – архаич. техника, нек. шаманы так делают.
Этих мистерий в начале 3 в. до Р.Х. создал версию теолог Тимофей Евмполид – культа Аттиса и Кибелы, убрал зверства, истолковал в орфическом духе. Многих это устроило, даже без жертвоприношений животных.
Реформы Тимофея в Египте.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU