Главная > Студентам духовных школ > История религий конспект ч.1

История религий конспект ч.1

скачать целиком (547)

Лекция за 07.09.07.
Диакон Михаил Плотников.
5 семестров.
Лит-ра:
Через год будет уч. пособие о. Михаила
Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение (Ислам, буддизм, иудаизм). Ислам – кроме ислама в России, буддизм – плагиат проф. Е. Торчинова (буддист).
О. Александр Мень из многотомника по истории религий «В поисках пути, истины и жизни» только 1 книга «Истоки религии».
Зубов А.Б. История религий. Том 1. Доисторические и внеисторические религии.
Пособия кафедры «Религиоведение» СПГУ под ред. проф. Шахнович «Религиоведение» или «История религий».
Энциклопедия для детей в 2-х тт. Религии мира. Издат-во Аванта+.
Веремчук В.И. Социология религий.
Осипов А.И. Путь разума в поисках истины (учебник по основному богословию/ апологетике).
Кардинал Поль Пупар «Религии».

Введение в религиоведение.
Понятие религии: этимология, определения, осн. хар-ки.
Этимология.
Понятие выкристаллизовалось постепенно в близкое к нашему, но с ударением на культ, обряд.
Цицерон (1 в. до Р.Х.): от лат. глагола «перечитывать», возводилась к «совестливость, благочестие, святость».
Из религии выделилась философия (была исключительно религиозной).
К 1 в. люди искали ответы на нравственные и онтолог. вопросы – в философии, т.к. римская религия утратила такую функцию. В основном она держалась в деревнях (сельских житель – паганус).
Религия носила только гос. смысл: ритуалы были формальными. Жрецы сами уже не верили (улыбка авгура). Христианство часто воспринималось как философская школа (истинная философия).
Ко времени Константина христиан 10% - но это самая сплоченная организация.
Тертуллиан в апологиях пишет, что хр-во – общественно полезно и употребляет термин «религия».
Лактанций (рубеж 4 в.) употребил понятие в отн-и к хр-ву: «религия» от «религаре» - связываю, соединяю, т.е. религия (в частности хр-во) – связь человека с Богом.
Зап. св. отец блж. Августин (еп. Иппонта, что в Африке?) – особый акцент на учении о грехопадении (против еретика Пелания). Религия – от «ре-элигаре» - воссоединяю, т.о., рел-я – восстановление утраченной (в грехопадении) связи.
Получаем следующее опр-е: Религия – сов-ть способов воссоединения ч-ка с Богом. Но такое опр-е подходит только к хр-ву, иудаизму с ограничением человек=еврей, индуизму, сикхизму (исповедуют жители Пенджаба)… А ислам – уже нет, разве что касается последователей суфизма (мистики ислама – еретики, их сжигали). Буддизм: Бога нет, а Истинный Ум. Шаманизм: иногда даже богов нет. Поэтому опр-е не подходит.
С.Н. Трубецкой («Религия»): Р. – организованное поклонение высшим силам. Это опр-е шире, но высшие силы есть не во всех рел. учениях, духи часто – низшие силы (между ч-ком и животным).
Есть слишком широкие опр-я, например словарь Гебстера: Р. – это специф. система вероисповедания и поклонения, часто включающая в себя этич. кодекс и философию. Сюда входит социализм и др. квазирелигии/псевдорелигии.
По Марксу, р. – высшая д-ть человека, сводится к продукту низших вещей.
Хар-е черты религии:
-рел. учение (сов-ть представлений);
-рел. практика;
-рел. орг-я.
Концепция мана (популярная в 20 в.) – полинезийсий термин – противопоставляли табу, неправомерно думали это что-то вроде жиз. силы – аниматизм (во всём жиз. сила – в ком-то больше). Но такое представление как раз хар-но для совр. ч-ка (фэншуй, экстрасенсорика; на этом м.б. построено минимально религиозное учение – типа как в Звёздных войнах: религия силы, у кот-й 2 стороны, силы в одних больше), а не для примитивного с его конкр. духами и т.п. Мана – это действие духов, кот-е помогают. Табу – то, что они делают, когда ты нарушаешь дог-р или делаешь то, что духам не нравится.
Правильное представление о религиозном: Там, где есть понятие о невидимом (сверхъчувственном) мире, с этим миром м. или нужно общаться, сущ-е продолжается после смерти (ч-ка) – какое-то время, по крайне мере. Тогда это рел-я.
Рел. учение – на след. лекции. Макс. развитие – хр. догмат. учение.
Лекция за 14.09.07
1. Рел. учение.
В принципе до появления письменности – нет религиозно-философского учения – только мифы. 4 – 5 в. Христианство – сразу сознавало как философское учение.
Катехизис – лютеране. 16 в. – католики. Потом заимствовали 17 – 18 вв. православные. Затем индуизм и др.
Религии сравниваются прежде всего по религиозно-философскому учению:
Учение о Боге в Самом Себе
Учение об отношении Бога к миру
Учение о мире и человеке
Эсхатология (в т.ч. и конечная участь человека)
Сотериология (иногда – воссоединение с Богом).
Бог – Мир, человек – конец – Спасение – Бог
(не во всех религиях такая схема)
В катехизисе после догматики следует религиозная этика – составная часть религиозного учения (но её может не быть – эскимосы, чукчи).
Там где нет религиозной этики, нет учения о воздаянии, и наоборот, где нет учения о воздаянии, там нет религиозной этики. Например, древнегреческая религия. Правда, участие в мистерии могло улучшить загробное состояние. Нравы довольно распущены.
Римляне (до знакомства с греками) хранили более чистые нравы – это носит случайный характер.
В буддизме есть этическое учение, но оно различается от толкований.
Где есть этика, там есть учение о спасении и о воздаянии: основные религии и пр.
Не убивать, не прелюбодействовать, не воровать и не лгать – основные заповеди межличностных отношений. К ним могут добавляться. Почитание родителей везде подразумевается. Почему одинаковые? Совесть!
Понимание разное - ограничения: а) часто только к одноплеменникам.
Конфуций: не делай того другим, чего сам не хочешь; подвигай других к тому, чего хочешь сам. Мо-Цзы говорил, что нужно воздавать добром за зло, хотя Конфуций не соглашался. Область применения – только культурные, образованные китайцы.
б) Религиозная принадлежность – ислам.
Буддизм, джайнизм – заповеди распространяются на всех, даже на животных (не убей). Человек, который достиг просветления, находится вне заповеди. Этика не абсолютна.
Христианство – этика является абсолютной (т.е. и для святых) и абсолютно применимой (т.е. ко всем).
Индуизм это позаимствовал.
Дальше – см. тетрадь.
Донабрала:
Религиозное учение опр-т религиозную этику (если есть), кот-я лежит в основе цивилизаций (только письм.):
-христианская, в ней: правосл., кат., протест.
-ислам: шииты, суиты.
-конфуц.: кит., яп., корейская, вьетн.
-иудаистская;
-тибетско-монгольская;
-др.: Африка, Америка.
Исчезли: егип., античная, месоп., персидско-зороастр., протоиндоевроп.
Существуют нац. культуры.
С 17 в. секуляризм – особенно в Голландии и Франции. Масоны. Там больше ислама. Атеистов больше всего в скандинавских странах. В основе их цивилизации – этика с общечел. ценностями. Но даже они не м. отрицать, что это кальвинизм привёл к капитализму.
2. Рел. практика – реал-я рел. учения. Где сущ-ет этика – собл-е заповедей и рел. норм (часто важная сост. рел. практики). В исламе гл. – единобожие.
Культ – обряды и пр. рел. действия. 3 кат-и:
1) обряды годового круга – система праздников. Праздники есть везде: яз. – природные, истор. – посвящённые событиям.
2) Обряды жиз. цикла: в теч. ж. ч-ка и после смерти. Как минимум, их 3: а) с рождением или/и вхождением в общину б) брак/мон-во в) смерть. В племенных культах – мало, так же в протестантизме и реформированном иудаизме, больше всего в индуизме. Обычно проводятся в семейном кругу или общиной или с участием «общинников». Часто глава семьи – жрец.
3) Индивид. рел. действия – молитва, медитация, изучение СП, поклонение (+со жрецом требы).
Различие в рел. практиках:
Рел. практики похожи – все обладаем чел. природой: поклоны (невидимому Богу или свящ. изображениям), воскурение, цветы, освещение… Различие – в рел. учении – кому?
В большинстве яз. рел-й идолы – сами изобр-я.
3. Несуществ. признак – рел. орг-я (формальный признак): в России нужно 10 чел.
Здесь самая сложная – Римо-кат. ц., затем православие, англиканство…, тибето-монг. буддизм… вплоть до племенных культов.
Опр-е религии: рел-я – это сов-ть представлений о невидимом (нечувств.) мире, а также способах установления с ним правильных с т.зр. данной рел-и взаимоотн-й, значимых для ч-ка как при ж., так и с нек. оговорками после смерти.
Социо-культ. ф-и рел-и:
Рел-я явл.:
1) культурообразующей – гл. ф-я рел-и. Остальные – вкл-ся в неё. Рел-я лежит в основе культуры и вообще цивилизации. Яркий пример – арабы и ислам.
2) Нормативно-регулирующая: (хотя право входит в культуру): основой зак-ва явл. рел-я.
3) Интегрирующая: рел-я объединяет л. в рамках общины или всего народа (ВОВ).
4) Психотерапевтическая – утешение («опиум для народа»).
Это побочные ф-и рел-и.

Лекция за 28.09.07
Христианское отн-е к атеизму и др. религиям.
Атеизм: отсутствие религиозного опыта и отношение к атеизму понимание причин отсутствия этого опыта. 2 причины: 1) СП – внутри человека тьма, не хочет иметь религиозный опыт; 2) заблуждения, предрассудки. Жан Поль Сартр: не хотел, чтобы Бог ограничивал свободу. Митр. Антоний Сурожский встречал высоконравственных атеистов и даже Людей с большой буквы. Есть люди, кот-е стремятся жить по совести, но отвергают религию (не без действия врага нашего спасения) по каким-то негативным ассоциациям с религией. Чаще всего 2 причины смешаны.
Совесть дана каждому человеку. Если атеист добросовестный, скорее всего, он видит в христианстве что-то типа зловредной секты.
Другие религии – более сложно: вопрос связан с вопросом о спасении. Спасение иноверных, особенно тех, кто не мог просто физически приобщиться к истинной религии, - частый вопрос людей, стоящих на пороге Церкви. Этот вопрос догматически не разрешён однозначно. Церковь утверждает спасение через таинства, присоединение Церкви, усвоение искупительного подвига Спасителя. Но вера – рез-т выявления внутреннего состояния человека.
СП – что говорит.
В ВЗ противопоставляется довольно ясно религия Израиля религиям языков. Все боги народов – идолы (бесы), Господь же небеса сотвори. Стержень молитвы: Господь твой есть Бог твой. Но приводятся праведники из др. народов: Мельхиседек, царь Салимский – прообраз Христа, тесть Моисея Иафор, вдова из Сарепты Сидонской (в отличие от Руфи ничего не сказано про её принятие иудаизма) – сирофиникиянка, т.е. поклонница Ваала и Астарты, но она была спасена; Иов, потомок Исава, из Эдома (Эдом – образ грубого невежества и греха; потом иудеи так называли христиан - эдомлянами), величайший праведник своего времени; книга прор. Ионы; ниневитяне; царь Кир – отремонтировал Храм.
НЗ: 1Иоан.2:23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
Иоан.3:18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
Иоан.3:5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Но:
1 Петр. 34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
1Тим.4:10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

Рим.1:19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. – естественное откровение. 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Далее – перечисление грехов (страшных – содомских)
Рациональные греческие философы приходили разумом к монотеизму. Но они могли бы и больше. Бог-творец в языческих религиях есть, но искажён.
Еф. 4. 17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 8 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
Стремление поклоняться Богу в человеке практически неистребимо.
Рим. 1:32 Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют.
1) Язычество противоречит разуму; 2) безнравственность богов и культов. (см. апологии Климента Александрийского).
В речи в ареопаге. В Афинах было много идолов. Но (Деян. 17): 22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. 24 Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25 и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. 26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”. Поиск Бога, но до 7 – 6 вв. до н.э. – только упадок, а потом – действительно поиск – подготовка к приходу Христа. Возможно, некоторые философы были причастны Духу Святому. 7 – 5 вв. – осевое время – философия в Индии, Китае, Греции; культы, где ищется спасение – буддизм, мистериальные культы в Греции, зороастризм в Персии – более-менее монотеизм – проповедь.
Рим. 2. 12 Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.
Свв. отцы: встреча со Словом Божиим – первый суд, тот, кто не принимает – осуждён; тот, кто принимает – спасён (если не засохнет – см. притчу о Сеятелю). Вопрос: что можно считать встречей со Словом Божиим? Фильм про Иисуса каких-нибудь протестантов – можно?
Другой вопрос – если этой встречи не было.
Св. мч. Иустин-Философ (сер. 2 в.): заложил основы христианского подхода к другим религиям – применив подход Павла (пастырский). Большинство авторов потом его повторяли. В некоторых случаях – апология, в других – миссионерский (для иудеев как иудей). Иустин был, прежде всего, апологетом. Он разбирает другие религии и приходит к выводу о их разнородности. Внутри язычества: грубое идолопоклонство и мифология; философия (сам раньше был платоником) – высоко ставил Платона, Сократа (его даже сравнивал с христианами); стоики – за нравственность, Гераклит – сравнивает с мучениками. Иустин заимствует и переосмысляет термин «семя Слова» (Логоса) у стоиков. Семя Слова есть в каждом человеке. Эпикурейцев, атомистов приравнивает к язычеству. Др. дело – гностицизм. Язычество – это даже и поиск истины. Гностицизм – гораздо хуже, они ниже язычников и не имеют надежды на спасение (потому что смешивают истину и ложь), так же, как и иудеи (хотя апостол Павел думал, что это промыслительно – чтобы вошли язычники).
Афинагор Афинский, Феофил Антиохийский – похожий взгляд.
Тациан – наоборот, хотя и был учеником Иустина. Ничего хорошего в греческой философии нет. Отпал к секте энкратитов (причащались водой). Тертуллиан – умер в расколе.
Климент Александрийский развил подход Иустина в произведениях: Строматы, Педагог, Увещание к язычникам. Подробно разбирает языческие религии. Многое про языческие религии известно из его писаний исключительно (особенно про тайные культы). Обличает. Сократ – христианин до Христа, высоко писал о Платонике. Считал Орфея поклонником Единого Бога. Первый распространил педагога на философию для язычников, как закон для иудеев. Семя Слова у него – Искры Слова (в смысле Образа Божия). Ап. Пётр пишет о сошествии Христа во ад и проповедовал там. Большинство отцов (но не все) понимает проповедь всем народам, а не только иудеям. Богословская гипотеза Климента для тех, кто не мог услышать Слово: после сошествия Христа туда сходили апостолы, чтобы проповедовать (даже и иудеям). Потом эта гипотеза не получила поддержки – это частное богословское мнение.
Свмч. Киприан Карфагенский считал, что язычники могут путём естественного умозрения познать Бога. Если человек столкнулся с Истиной, но её не принимает, он осуждён.
Св. Кирилл Иерусалимский: выше всего – язычество; ниже всего – синкретические или оккультные секты – гностики; посередине – иудеи. Самаряне – выше иудеев (т.к. у них только Пятикнижие) – существуют до сих пор. Манихейство – ниже гностицизма (сплошная ложь и мерзость).
Св. Григорий Нисский – апокатастасис (всеобщее восстановление) – вслед за Оригеном. Но нигде не говорил о несвободе, а наоборот. Учение осуждено.
Блж. Августин – заблуждался. Полемика с Пелагием (ирландский монах, переехавший в Палестину, устроил женскую общину, был старцем). Пелагий: вся благодать при сотворении и на кресте. Спасение – в аскетизме. Не аскеты не спасутся.
Августин: спасение благодатью (т.к. не видел в себе ничего хорошего). Учение о двойном предопределении: Бог от начала предопределил, кто спасётся, а кто погибнет, тем, кто спасётся, посылается благодать и вера, а погибающим – нет. Спасённые ещё больше благодарят Бога. Кальвин – до конца – свободы нет. В католичестве – сошло на нет. Это учение осуждено. Вывод из теории: Вне Церкви нет спасения. Они предопределены к гибели.
Свт. Григорий Богослов.
НАПОМНИТЬ: КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ.
Лекция за 05.10.07
Классификация рел-й – условна. Язычество и примит.религии – похожи, а сложные религии – уникальны во многом.
1. По представлению о дух.мире, о высшем благе, об объекте религии, по гл.содержанию рел.учения: 1) анимизм, он же спиритизм (от лат. – дух) – в чистом виде в шаманизме – племенные культы, где нет даже богов. 2) политеизм – многобожие: синтаизм (яп.нац.рел-я), африк.племенные культы. В чистом виде обычно нет, обычно вместе с анимизмом: вместе со жрецами и колдуны. 3) пантеизм – всебожие: отождествление мира и бога, каждый ч-к – часть божества. Или: Сущность мира и ч-ка божественна, но мир отличен от бога, или: мир – иллюзия, только абс.дух.бытие – единственная реальность, кот-ю скрывает мир. Это вообще не рел-я, это фил-я. Любой политеизм стремится в пантеизм. Боги – проявление одного. Шиваизм и вишнуизм. В шиваизме – есть только Шива, а остальные боги – только его проявления, каждый человек тоже Шива, только надо раскрыть в себе с помощью йоги и философии. Но обычные люди просто молятся в разных нуждах разным богам. 4) нетеизм – джайнизм и южный буддизм (тхеровада) – индийского происхождения. Религия спасения посредством аскезы, освобождения от мира. Существование Бога или Абсолюта отрицается. Боги смертны. Это философско-аскетические школы. Это неполноценные религии. 5) дуализм – наиб.противоречивая рубрика, в неё попадают совсем непохожие религии: зороастризм, манихейство, гностики, средневековые секты – богомилы, альбигоны, совр. – розенкрейцеры. Сущ. 2 почти что равномощных божества: светлых и тёмных, но светлое всё-таки могущественнее. Зороастризм: единств.бог, породил 2 духов, один выбрал служение истине, другой – ложь и противление (сатана). Затем бог создал ангельские воинства, сатана часть увлёк – языч.божества. Бог стал делать мир – сатана вмешался. Гностики, манихейцы: мир создан злым богом. Деструктивные религии. 6) монотеизм – единобожие: 3 класс.религии – христианство, ислам, иудаизм, и 2 новые – бахаизм и сикхизм (возник в 16 в. все бенджабы), (оба – ответвления от ислама). В самом понимании единобожия – разное. Самое строгое – в исламе (исповедание единого Бога – условие спасения, многобожники – сразу в ад; Бог един абсолютно; пропасть между человеком и Богом; нельзя называть Отцом; молиться в принципе нельзя – только читать Коран, есть обществ.молитвы – типа ектений, но личных – практически нет; ислам переводится как покорность, послушание; Бог – Творец в абс.смысле, он каждое мгновение творит мир – окказинационализм, всё, что происходит – воля Аллаха, Аллах ответственен за зло и есть источник смерти – в Боге есть тёмная сторона, хотя догматически Аллах – благ). В иудаизме уже не так (долго – антропоморфизм – 1 тыс. после Р.Х., потом это было устранено Моисеем (?), Бог может быть близким к любому ч-ку почти, Израиль – дитя Бога). Христианство – учение о Троице в силу сотерилог.аспекта. Каждый ч-к м.усыновиться Богу через Иисуса Христа во Св.Духе (язычество по исламу).
2. По распространенности (тоже усл.): племенные, нац., мировые. Когда племя перестаёт быть племенем, а становится народом? Условно – когда появляется гос-ть и ещё лучше письменность. Тут трудности. Бывает деградация (напр., чукчи). Также и с нац.: нет нац.рел-и, кот-е нельзя было бы принять др. чел-ку, даже иудаизм (сущ-ет гиюр – способ принятия иудаизма – 2 года изучать, сдать экзамен, соблюдать закон, миквэ и обрезание для мужчин, для женщин – погружение в миквэ, обычно новое имя). В ср. – 15 тыс. чел. в США принимают иудаизм. Синтаизм – нац., никто не принимает, но можно. В России орг-я Тенрикё (4 млн. последователей) – вариация. Индуизм – ортодокс.нельзя принять (в него можно переродиться или поступить в монашество), т.к. он кастовый, а монашество – внекастовое. В реформированном индуизме – обряд для принятия индуизма и мирянами (оч.мало). Сикхизм можно принять, хотя этого и не делают, миссионерства никакого.
Мировые рел-и: ислам, буддизм, христианство. До сер. 20 в. – только христианство. У буддизма и ислама – чёткие границы. Но потом – миссии, стали распространяться, буддизм – Европа, в т.ч. Россия; ислам – особенно Африка.
Типы религ.объединений: 1) верование – отсутствие всякой орг-и. Обычно соотв-ет племенным культом: одна вера – один колдун. 2) конфессия (до революции термин «церковь») – исповедание – открытое религ.объединение. Вступает обычно по рождению. Объединяет общность веры, обряды и нравственные нормы. Это культурообразующие религии. 3) деноминация – ср. между сектой и конфессией. Это обычно негос.рел-я, сохраняют приём в свои члены. Напр. шотл. Пресвитериане (на похоронах пастор произносит приговор – женщины поэтому не присутствуют). Методисты (отпочковались от англиканской церкви) – в США и Англии. 4) секта – тип.религ.объединения, закрытое, членство списочное, людей связывают внутригрупповые ценности, секта создаёт субкультуру, а потом – и к субэтносу (старообрядцы). Секта может превратиться в деноминацию, а потом и конфессией (христианство, буддизм). 5) Тоталитарные секты – никаких соц.функций рел-и. Эксплуатация последователей. Это не совсем религии. Учёные их религиями не считают.
Тема: Происхождение религий. Первобытная религиозность.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU