Главная > Студентам духовных школ > Материалы к Новому Завету, апостол 2-я часть

Материалы к Новому Завету, апостол 2-я часть

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОТВЕТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«БИБЛЕИСТИКА» (Апостол, 2 ЧАСТЬ)
IV курс, 2005/2006 уч.г.

Флп.
1. План Послания, время и место написания, адресаты Послания, основные темы.
2. Кенозис Спасителя. Христиане как подражатели Христа: тема страданий.

Кол.
3. План Послания, время и место написания, адресаты Послания, основные темы.
4. Колосская ересь.
5. Христология Послания к Колоссянам (1:12-27; 2:9).
6. Рождение к новой жизни в таинстве крещения (Кол. 2:11-3:11).

Филим.
7. Новое отношение к рабству в христианстве. Параллели с др. посланиями НЗ.

Еф.
8. План Послания, время и место написания, адресаты Послания, основные темы.
9. Экклезиологические образы послания к Ефесянам. Полнота Церкви.
10. Существенные свойства Церкви: святость, единство, апостольство.
11. Тема искупления по Еф: Предвечный Совет, искупление и благодать, печать Св. Духа как залог спасения (1:3-14; 2:5-9; 3:8-12).
12. Обязанности христиан: воздержание от блуда, неучастие в делах тьмы, обязанности супругов, обязанности детей и родителей, бодрствование.

Пастырские Послания.
13. Догматические утверждения Пастырских Посланий: о Христе, о Церкви, о конце мира.
14. Учение о Св. Предании по Пастырским Посланиям.
15. Идеал пастырства по Пастырским Посланиям.
16. Церковная иерархия по Пастырским Посланиям.
17. Характерные черты лжеучений по Пастырским Посланиям.

Иак.
18. План Послания Иак., время и место написания, адресаты Послания, основные темы. Проблема авторства.
19. Нравственное учение Иак: вопрос о смысле страданий по Посланию Иакова, богатые и бедные, вера и дела, о двух мудростях.

1 Петра
20. План Послания 1 Петр., время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности.
21. 1 Петра и речи ап. Петра в Деян: общие темы и богословие.
22. Всеобщее священство верных (1 Петр.). О сошествии Господа во ад.
23. Ап. Петр о Св. Писании (1 и 2 Петра).
24. Правила христианской жизни (1 Петр.).

2 Петра
25. План Послания (2 Петр.), время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности.
26. Лествица добродетелей (2 Петр.). Эсхатология св. ап. Петра. Свидетельство о Преображении.
27. Борьба с лжеучителями по 2 Петра.

1 Ин.
28. План Послания (1 Ин.), время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности.
29. Свидетельство о Боговоплощении и об общении Со Отцом и Сыном. Хождение во свете по 1 Ин.
30. Образы Света, Любви, Веры в 1 Послании Иоанна.

2 и 3 Ин.
31. Краткая характеристика Посланий 2 и 3 Ин.

Евр.
32. План Послания Евр., время и место написания, адресаты Послания, основные темы, особенности языка.
33. Христология Послания к Евр.
34. Христос – Посланник и Первосвященник по чину Мелхиседека. Ветхозаветное священство и священство Христа (Евр.).
35. Исторические параллели с ВЗ в Евр.
36. Единственная и совершенная Жертва Иисуса Христа. Ее превосходство над ветхозаветными жертвоприношениями (Евр.).
37. Тема двух Заветов по Евр.
38. Понятие веры по Евр.

Тематические вопросы:
39. Учение о браке и девстве (1 Кор. 6:12-7; 11:2-16; Еф. 5:22-33; 1 Петр 3:1-7, Кол. 3:18-19; 1 Тим. 2:8-15).
40. Смысл страданий (Фил; Евр; Иак; 1 Петр).
41. Социальные вопросы в апостольских Посланиях: отношение к властям (Рим 13:1-7; 1 Тим 2:1-7; Тит 2:9-10; 1 Петр 2:13-14, 17), отношение господ и рабов (1 Кор 12:13; Еф 6:5-9; Кол 3:22-25; 1 Петр 2:15-18), отношение к богатству (Рим 15:25-27; Иак 2:15-17, 5:1-6).
42. Эсхатологические ожидания по апостольским посланиям. Антихрист.

1. План Послания Флп., время и место написания, адресаты Послания, основные темы.
Четыре послания ап. Павла: к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону, были написаны им в узах. Это нам известно из самих посланий, где упоминаются узы: (Ефес. 3:1, 4:1, 6:20, Филип. 1:7, Колос 4:3,10,18, Филим. 1:10, 13, 23). Письмоводителем посланий к Ефесянам и Колоссянам был Тихик (Колос. 4:7-8), (Ефес 6: 21-22). Вместе с Тихиком находился Онисим, ради которого и было написано послание к Филимону (ст. 10). Филимон был, скорее всего, членом Колосской Церкви, т.к. в послании передается привет членам Колосской Церкви и Филимону (Кол. 4:23). Письмоводителем послания к Филиппийцам был Епафродит, упоминающийся в послании (Филип. 2:25-30). Следует сказать, что все 4 послания были написаны в одно время с небольшими промежутками.
Послание к ефессянам к колоссянам к филиппийцам к Филимону
Письмоводитель Тихик Епафродит сам Павел
[*] 1. Основание Церкви в Филиппах.
Филиппы – древний город в Македонии, носящий имя отца знаменитого Александра Македонского. Церковь в Филиппах основана св. ап.Павлом во время второго миссионерского путешествия (52-54 гг., Деян.16,9-40). ап.Павел, сопровождаемый Лукой, Силой и Тимофеем, прибыл сюда из Троады по приглашению некоего мужа Македонянина, явившегося ему в ведении (Деян. 16,9). В Филиппах, в местном молитвенном доме, принадлежавшем иудеям, Апостол начал свою первую проповедь на Европейском континенте. Новое учение успешно вселялось в сердца людей, но исцеление одной бесноватой служанки, доставлявшей прорицаниями доход своим господам, вызвало их вражду и негодование толпы. Апостолы были заключены в темницу, но Господь чудесно освободил их, а темница, сделалась местом успешной проповеди. Устрашенный землетрясением, темничный страж уверовал и крестился со всем домом своим (Деян. 16,33), а апостолы были отпущены на свободу.
Во время третьего путешествия ап .Павел, вынужденный спасаться бегством из Ефеса, дважды проходил Македонию по пути в Коринф и обратно, останавливаясь также в Филиппах (Деян. 20,1-6). К Филиппийцам у Апостола были самые нежные чувства. «Мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (Фил. 4,1), – называет их Апостол. Филиппийцы постоянно заботились о благосостоянии Апостола, доставляя ему вспоможение в Фесалонику (Флп.4,16), Коринф (2 Кор. II ,8) и даже в Рим, когда он находился в узах (Флп.4,18).
2. Повод к написанию Послания.
Узнав о тяжелых обстоятельствах ап.Павла во время первых римских уз, филиппийцы собрали денежное вспоможение, послав его к Апостолу через Епафродита, его сотрудника. Тронутый их вниманием в своем благодарном, проникнутом нежностью Послании. Но кроме радости, Епафродит принес и некоторые огорчения. В частности, филиппийцы беспокоились насчет судьбы ап. Павла, даже впали в малодушие, сомнение и тяжелые раздумья относительно самой гонимой веры Христовой. Апостол узнал также о тщеславии и любопрении отдельных членов Церкви, о смутах от иудействующих лжеучителей, о плотском образе жизни. Все это возбудило ревность Апостола и расположило его написать послание, которое он и отправил с тем же Епафродитом.
3. Место написания.
Существует традиционное мнение о написании посланий из уз – это Рим. В пользу этого говорит то, что в послании к Флп. 1:25-25 и 2:24 и Фил.22 говорится о том, что ап. Павел ждет своего скорого освобождения. Из глав 24-25 Деяний нам известно, что узы Апостола в Кесарии продолжались долго, и для того чтобы решить эту проблему он апеллировал к кесарю в Рим (Деян.25:11). Здесь, в Риме и должно было ожидать освобождения из уз.
Но не только это говорит нам о том, что послания были написаны в Риме. Следует упомянуть обращение Онисима в узах (Фил.10). Он был беглый раб, и для того чтобы скрыться от хозяев Онисим бежал в Рим, а т.к. в Риме было много пролетариата, то в этой столичной массе можно было легко скрыться.
[Польсков] По тональности третьей главы, которая очень напоминает полемику с иудействующими, которую мы имели в послании к Галатам и к Кориняфнам, по ряду других соображений, соответствии тех или иных фактов, изложенных апостолом Павлом в послании к Солунянам, в XVIII веке была высказана идея, что послание было написано не из Римских а из Кесарийских уз, когда апостол Павел два года ждал суда. В пользу этой теории говорит ряд весомых аргументов. Апостол Павел, в тоже время говорит, что он очень часто общался с Филиппийцами, но от Филипп до Кесарии очень большое расстояние, трудно так часто общаться. От Филипп до Рима тоже большое расстояние и предположили, что речь могла идти об Эфесских узах. В послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что он в Ефесе боролся со зверями. В зависимости от того, какую теорию избрать, различная датировка. Если Ефесская теория, приблизительно 56 год, если Кесарийская 58-60, если Римская – 61-63 годы.
[*] 4. О времени написания послания можно сказать то, что эти узы были первыми, а не вторыми, т.к. ап. Павел приветствует Филиппийскую Церковь с Тимофеем, которого не было при Апостоле при вторых узах (2Тим.4:9-10), т.е. ок. 63-64 г.
Здесь же следует сказать о том, что в этом послании находится очень важный догматический отрывок – это учение о кенозисе Спасителя, 2 гл. 6-11.
Если смотреть на эти 4 послания в целом, то мы можем увидеть, что эти послания объединяют не только сведения об узах, но и христологическое учение.
Послание к Филиппийцам, которое было отправлено в Македонскую Церковь, являет нам послание общения, которое носит отпечаток личного характера. В этом послании мы находим конкретно-исторического содержания более чем в других посланиях из уз.
Но аспекты христологии отличаются в посланиях Колоссянам и Ефесянам.
Послание к Филимону носит личный характер, т.к. оно написано человеку, у которого сбежал раб, а ап. Павел, будучи в узах обратил этого раба – Онисима и возвращает его. Этот частный случай носит глубоко принципиальное значение для Церкви в отношении рабов и господ, т.е. здесь мы видим новые социальные отношения.

Послание к ефессянам к колоссянам к филиппийцам к Филимону
Письмоводитель Тихик Епафродит сам Павел
Учение экклезиология ангелология Кенозис, послание радости о рабах и господах
5. Отличительные черты Послания.
Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Ап.Павел раскрывает свою душу перед Церковью в Филиппах, преподает ряд увещании, похвал, благодатных воспоминании, а также высказывает ряд сокровенных мыслей о Христе.
Богословское содержание Послания составляет возвышенная христология, учение о Христе как центре духовных устремлений христианина. Верующие должны воплощать в себе образ Христа, Который Сам воплотил в Своем подвиге волю Отца. В этой связи ап. Павел излагает учение о кенозисе (Самоуничижении) Христа.
Апостол предостерегает филиппийцев об опасности распространения ересей, учит почитать все тщетой ради познания Христа (3,2-16), удаляться арестов креста Христова (3,17-19), напоминает о неминуемости второго славного пришествия Господа и воскресения (3,20-21).
[Польсков] Тема страданий это главная тема послания к Филиппийцам. В этом смысле всеми знаемый и любимый отрывок: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, иже, во образе Божием не почитал хищением быть равным Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, по образу стал как человек и посему и Бог превознес Его, и дарова Ему имя паче вякого имене, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». Это не просто гимн о Христе, хотя это само по себе не мало, учение о страдании и прославлении Христа. Этот гимн служит для апостола Павла иллюстрацией главной мысли, той мысли, которую он высказал в первой главе. «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» – апостол Павел дает Филиппийским христианам пример Самого Христа.
[Программа] Тематический план Флп.:
I. Апостол Павел о себе (1.12-30, 3.1-16).
1. Узы Апостола – залог успеха благовествования о Христе (1.12-26).
2. Призыв безбоязненно подвизаться в вере (1.27-30).
3. Пример жизни Апостола (3.1-16).
II. О Спасителе и спасении (2.1-18).
1. Догматическое учение о кенозисе Спасителя (2.1-11).
2. Роль смирения в деле человеческого спасения (2.12-18).
III. Благовестие радости (4 гл.).
1. Предостережение от лжеучителей (3.17-21).
2. Заключительные советы и призывы (4.1-8).
3. Благодарность Апостола, заключение и благословение (4.21-23).
[*] Разделение и содержание послания.
1. Значение уз ап. Павла (1,1-26)
После приветствия и преподания благословения (1,1-3), ап. Павел выражает искреннее и сердечное благодарение Богу за успех благовествования среди филиппийцев и молится о их непрестанном усовершенствовании «даже до дня Иисуса Христа» (1,6). Он молится о том, чтобы любовь филиппийцев «еще более возрастала в познании и всяком чувстве» (1,9). Истинное познание выражается не в теории, а в духовной жизни, поэтому Апостол и молится, чтобы филиппийцы «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности» (1,10-11).
Ап. Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большее успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории (1,12-13) (Прим. Претория – дворец главных городских начальников и судей. С ними, а также их отрядом телохранителей ап. Павел в Риме имел тесные контакты), верующие воодушевились; «ободрились узами» Апостола, начав «безбоязненно проповедовать олово Божие» (1,14). Апостол замечает, что некоторые проповедуют «не чисто, думая увеличить тяжесть уз» его (1,16). Это, скорее всего, были иудействующие, которые, зная нерасположение римлян к иудейству (римляне в то время христианство почти не отличали от иудейства), проповедовали Христа с тем, чтобы вызвать еще большую ненависть к ап.Павлу. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе (1,18-19).
Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что «ныне, как и всегда, возвеличится Христос… жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (1,20-21), т.е. если жить – то со Христом и для Христа, а если умертвят, то и мученичество послужит прославлению Христа. Апостол даже затрудняется, что избрать: жизнь или смерть. Его влечет и то и другое: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» (1,25-24), для дела проповеди.
Оба желания имеют один мотив – любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны (1 Кор. 13,3). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним, поэтому Апостол предпочитает жизнь со всеми ее тяготами и скорбями. Поэтому он даже хвалится крестом Господа, которым он распялся для мира (Гол. 6,17) и с радостью носил язвы Господа на тело своем (Гал.6,17).
Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах (1,25; 2,24). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 65 г.).
2. Увещания к единодушию и смирению (1,27-2,30)
Вместо беспокойства о судьбе ап.Павла, филиппийцам следует «жить достойно благовествования Христова» (1,27). Ап.Павел призывает всякого христианина:
1) быть ревностным борцом за веру евангельскую, не страшась ни в чем противников (1,27-28), потому что нам «дано роди Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (1,29);
2) иметь смиренномудрие и любовь между собою и искать не своей славы, но пользы другого (2,1-4), по примеру Господа Иисуса Христа (2,5).
Чтобы преподать верующим пример величайшего смирения и расположить их к подражанию ему, Апостол указывает на кенозис Христа в воплощении и крестных страданиях: «Он, будучи образом Божиим, но почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, …смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (2,6-8).
Апостол утверждает здесь ту мысль, что Христос, как «образ Божий» (En mopfh tou Teou), не считал «хищением» называться Богом, как обвиняли его в этом иудеи, не восхитился к Божеству, подобно языческим мистикам, в экстазе, но был истинный Бог по существу (mopfh – образ, указывает на внутреннее и полное тождество с Первообразом). Уничижение (kenwsis) относится не к божественной, неизменной, но к человеческой природе и к богочеловеческой Личности Христа, Который в воплощении не явился во славе, но «принял образ раба» (mopfh dolou), т.е. самого униженного человека. Вершина смирения и послушания воле Небесного Отца и кенозиса проявилась в крестных страданиях и смерти Христа.
За исполнение воли Божией, за безмерное послушание Богу и «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (2,9), т.е. Его человечество введено в славу Божества (по воскресении). Христос как человек принял то, что как Бог имел всегда. Прославленное человечеству Христа дарованы Богом такие силы и слава, которые поставили Его выше всякой твари, так что Ему поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (2,10), т.е. бесплотных духов, людей и душ умерших.
Этой великой тайне воплощения, кенозиса и прославления человеческой природы во Христе послужила Пресвятая Дева Мария Своим смирением, разделив уничижение и славу Своего Сына. По этой причине это место (2,5-11) берется для апостольского чтения в Богородичные праздники (икон, Рождества, Успения и Покрова Богородицы).
Из этой богословской части Послания филиппийцы должны были сделать вывод, что если Иисус Христос, будучи Богом, смирил Себя до того, что стал во всем подобным им, кроме греха, и был распят и умер на кресте за их грехи, то и в них должна быть такая же безграничная готовность ко всякому уничижению за Христа.
Апостол призывает филиппийцев «со страхом и трепетом» совершать свое спасение (2,12), страхом не за свою жизнь, но боясь оскорбить совершителя опасения – Бога. Такой страх Божий рождает в душе христианина смирение. Дело спасения – дело Божие, ибо Он «производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (2,13). Здесь не отрицается участие и свобода человека, наоборот, они предполагаются, ибо Бог производит в нас только «хотение», т.е. возбуждает добрые мысли, предлагает, зовет ко спасению, и если мы отзываемся, то производит и само «действие», т.е. дает силу исполниться нашим добродетелям.
Ап.Павел свидетельствует, что по высоте нравственной жизни христиане «среди строптивого и развращенного рода сияют, как светила в мире» (2,15), – а это лучшая похвала для Апостола (2,16). За них он готов с радостью стать «жертвой за жертву» (2,17), т.е. мученически увенчать свою жизнь. Поэтому и филиппийцы должны с такой же радостью относиться к своим скорбям, сорадуясь Апостолу (2,18).
3.Предостережение от лжеучителей (3,1-21)
Апостол обращает внимание филиппийцев на опасность, угрожающую им от лжеучителей, требующих обрезания от христиан. Он называет их «псами», способными осквернить все святое и растерзать истинных служителей Бога; «злыми делателями» (3,2), препятствующими распространению Евангелия, держась дел закона (См. Ис.66,3; Мф.7,6). Насколько бесполезно надеяться на дела закона в деле спасения, на плотское обрезание, Апостол показывает на себе. Будучи чистокровным евреем, из колена Вениаминова, в 8-й день обрезанным, по учению – фарисеем, по ревности – гонителем Церкви Божией (3,4-6), – все это он ставит ни во что, когда речь идет о спасении. Ради Христа он отказывается от всех преимуществ иудейства и закона, потому что пришло большее оправдание от веры во Христа и с ним большие преимущества.
«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (3,7-8).
Далее Апостол указывают, что же приобретает верующий во Христа: 1) оправдание перед Богом через веру в Него (3,9); 2) Богопознание (3,10); 3) соучастие в воскресении Христа через соучастие в Его страданиях и смерти (3,10-11). Страдания, как со-страдание Христу, неизбежны для тех, кто хочет войти в славу Христову. Страданиями могут быть как внешние скорби, так и внутренняя борьба со страстьми и похотьми. Апостол не считает себя достигшим спасения, хотя и много страдает, но, «забывая заднее», т.е. свои успехи, подвиги, он простирается вперед, стремится «к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (3,13-14).
Апостол предостерегает от иудействующих лжеучителей, которые и из христианства хотели сделать удобное и легкое для себя учение, оправдывающее их плотоугодную жизнь. Но они «поступают как враги креста Христова» (3,18), потому что избегают тесного и скорбного пути крестоношения. «Их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» (3,19) и их ожидает погибель. Апостол говорит здесь о христианах, предавшихся сытой, плотоугодной и беспечной жизни. Путь креста есть путь страданий ради Христа, сораспятия и соумирания с Ним. Именно такой жизнью верующий и утверждает свою веру в будущую жизнь, в то, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (3,20-21). Страдающий со Христом будет с Ним прославлен, получит великую славу, как Христос получил великую славу.
4. Заключение (гл. 4)
Апостол увещает филиппийцев твердо держаться благочестивого строя жизни, всегда радоваться в Господе (4,4), осознавая, что «Господь близко» (4,5). Пребывающий в Боге всегда радуется, хотя и ему приходится переносить скорби и терпеть много испытаний, как говорит ев. Лука: «Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5,41). Пребывающий в Боге должен держаться того, «что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (4,8-9). В таком состоянии благодушия, кротости с молитвой нисходит в душу «мир Божий, который превыше всякого ума» (4,7). Такое состояние переживал народ израильский, когда приветствовал Христа, шедшего в Неделю Ваий в Иерусалим. Стихи (4,4-9) установлены для чтения Апостола в этот праздник.
Апостол Павел благодарит филиппийцев за их заботу и любовь, за дела милосердия по отношению к нему, поощряя их к этому, впрочем, не для своей выгоды, а ради их духовной пользы (4,10-19). В конце передает приветствия «от всех святых» т.е. от своих сотрудников, и благословение от Господа.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU