История Церкви

Скачать целиком (746)

Экзаменационные вопросы, 1 курс, заочное отделение, 2002 / 2003 г.
1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение…………………… 3
2. Начало истории Церкви,
предпосылки быстрого распространения христианской проповеди……………………….. 6
3. Первые проблемы Церкви, объединившей христиан из палестинских иудеев,
иудеев рассеяния и язычников.
Роль св. апостола Павла в решении этих проблем. Апостольский собор………………….. 7
4. Церковная иерархия первого века.
Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным…….……….. 9
5. Ненависть общественного мнения к христианам в I-IV вв.
Ее причины. Состояние языческой религии…………………………………………………. 10
6. Римская Церковь в I веке. Нероново гонение………………………………………………… 12
7. Гонения на христиан как государственная политика римских императоров. Периодизация гонений………………………………….……………………………………… 13
8. Гностицизм. Истоки, основы учения. Докетизм…………………………………………….. 14
9. Монархианство и его направления. Субординационизм……………………………………. 17
10. Ересь Маркиона.
История формирования и утверждения канона Священного Писания…………………….. 18
11. Монтанизм. Покаянная дисциплина первых веков.
Вопрос о допустимости второго покаяния.
Споры о приеме в Церковь падших и о крещении еретиков……………………………….. 19
12. Политическая обстановка в Римской империи на рубеже III-IV вв.
Диоклетианово гонение……………………………………………………………………….. 21
13. История обращения в христианство императора Константина Великого.
Миланский эдикт………………………………………………………………………………. 22
14. Арий, его учение. I Вселенский собор. Принятие Символа веры.
Понятие единосущия Сына Отцу……………………………………………………………… 24
15. Император Константин Великий.
Значение его деятельности в истории христианской Церкви.
Понятие о Константиновом периоде в истории Церкви…………………………………….. 25
16. Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами.
Свт. Афанасий Великий.
Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента………….. 26
17. Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии………………. 28
18. Правление Юлиана Отступника.
Проблема отношения христианства к языческой культуре………………………………… 30
19. Правление императора Феодосия Великого. II Вселенской собор.
Никео-Константинопольский Символ веры.
Возвышение Константинопольской кафедры……………………………………………….. 31
20. Возникновение монашества и его распространение по всему
христианскому миру. Отшельническое и общежительное монашество.
Особенности положения монашества в Церкви……………………………………………… 33
21. Споры о наследии Оригена в конце IV века. Евагрий, его учение о спасении.
Свт. Иоанн Златоуст. Борьба против него александрийского архиепископа Феофила…… 35
22. Возникновение несторианской ереси, ее истоки.
Позиция свт. Кирилла Александрийского. III Вселенский собор и соглашение 433 года… 37
23. Возникновение монофизитства. «Разбойничий» собор……………………………………… 39
24. IV Вселенский собор. Вероопределение собора и Томос папы Льва Великого.
28 правило собора и отношение к нему Рима……………………………………………….. 40
25. Монофизитство после IV Вселенского собора и различные течения в нем.
Попытки компромисса с монофизитством в конце V века и их последствия……………… 43
26. Император Юстиниан Великий. Правление. Законодательство.
Теория симфонии.
Церковная политика императора, участие в ней императрицы Феодоры…………………. 45
27. V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена.
Позиция папы Вигилия и Западной Церкви…………………………………………………. 47
28. Попытка компромисса между православием и монофизитством
при императоре Ираклии. Моноэнергизм. Монофелитство……………………….……….. 49
29. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник.
Св. Мартин Исповедник. Их житие, участие в богословских спорах.
VI Вселенский собор и его вероопределение……………………………………….……….. 51
30. Император Юстиниан II; Пято-Шестой Трулльский собор.
Корпус канонов. Правила 37-39, 82, 95………………………………………………………. 53
31. Причины возникновения иконоборчества и первоначальная аргументация против иконопочитания.
Иконоборческая политика Льва III и отношение к ней в христианском мире.
Выступление в защиту иконопочитания преп. Иоанна Дамаскина……………….……….. 57
32. Император Константин V и его церковная политика.
Развитие иконоборческого богословия и собор 754 г.
Гонения на иконопочитателей……………………………………………………….……….. 60
33. Восстановление иконопочитания при императрице Ирине.
История созыва VII Вселенского собора.
Вероопределение собора и отношение на нем к епископам – иконоборцам……………… 64
34. Внутренние проблемы византийской Церкви в конце VIII – начале IX вв. Возобновление иконоборчества при императоре Льве V, его причины.
Преподобный Феодор Студит и патриарх Никифор – защитники иконопочитания. Соборы 815г……………………………………………………………………………………. 65
35. Церковная политика императоров Михаила II и Феофила.
Гонения на иконопочитателей в их правление.
Воцарение императрицы Феодоры и окончательное восстановление иконопочитания….. 69
36. Отношение Западной Церкви к VII Вселенскому собору.
Карловы книги и Франкфуртский собор 794 г.
Создание западной империи, реакция Византии…………………………………………….. 71
37. Позиция Карла Великого и Рима в вопросе filioque………………………………………… 75
38. Состояние византийской Церкви в середине IX века.
Патриархи свт. Игнатий и свт. Фотий. Противостояние их сторонников…………………. 76
39. Свт. Фотий и его противостояние Риму. Соборы, бывшие при Фотии……………………. 78
40. Христианская миссия при свт. Фотии:
свв. Кирилл и Мефодий, крещение Болгарии и Руси……………………………………….. 81
41. События церковной жизни при императоре Льве Мудром.
Патриарх Николай Мистик. Его взаимоотношения с Римом и императорской властью… 87
42. События церковной жизни при императорах Романе Лакапине и
Константине Багрянородном………………………………………………………………….. 90
43. Византийская церковь при императорах Никифоре Фоке, Иоанне Цимисхии и
Василии II. Их взаимоотношения со славянским миром…………………………………… 94
44. Христианский мир в первой половине XI века. События 1053-1054 г…………………….. 97
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ, ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ И ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (I-Х ВВ.)……….. 99


1. История Церкви – древние источники, современное научное изучение.
Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Источ¬ники существуют немые (это прежде всего археологические данные, памят¬ники архитектуры и изобразительного искусства) и письменные. По материалу, на котором сохранились письменные источники, они делятся на монументальные (т. е. надписи на камне и металле, на стенах зданий, на мраморных досках, на памятниках, монетах, печатях и т. п.) и книжные, т. е. на папирусе, пергамене и бумаге. Последние, в свою очередь, делятся на источники первичные, или первоис¬точники (т. е. свидетельства непосредственных очевидцев событий), и источ¬ники вторичные, представляющие из себя обработку исторического матери¬ала. Если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники.
Среди книжных первоисточников можно выделить такие группы: Священное Писание Нового Завета, пи¬сания отцов Церкви и еретиков, деяния соборов, многие агиографические памятники. Ко вторичным источникам можно отнести сочинения древних историков (хотя для нас многие из них сделались уже первоисточниками).
Конечно, это деление условно, и многие сочинения принадлежат сразу обеим группам. Например, в писаниях отцов Церкви содержатся ссылки на сочинения ряда других людей (как сохранившиеся, так и не сохранившиеся) и на многие исторические события. В деяниях соборов содержится очень много указаний, прямых и косвенных, о жизни того времени, но и в них со¬держится множество как открытых, так и скрытых цитат и заимствований из решений предыдущих соборов и вероучительные формулы различных поместных Церквей.
Особого отношения к себе требуют жития святых. Хотя многие из них безусловно являются подлинными свидетельствами современников, все¬гда следует помнить, что «жития» представляют собой особый литературный жанр, сложившийся в Средние Века и имеющий свои строгие каноны и правила. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочес¬тивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.
Вторичные источники – писания историков. Их можно разделить на исторические повествования (б?льшая часть их относится к поздне-античному периоду) и хроники, став¬шие популярным жанром в период средневековья.
Когда мы читаем писания древних историков, следует всегда прини¬мать во внимание личность авторов и обстоятельства, в которых они писа¬ли свои сочинения. Зная это и делая, так сказать, «поправку на ветер», мы можем приблизительно оценивать ожидаемую степень исторической до¬стоверности этих книг. Ведь не только комментарии, но и сам подбор фак¬тов и умолчания говорят об очень многом и помогают выстроить картину событий.
Несколько сочинений церковных историков, важных для истории ранней Церкви. Творения Евсевия Памфила, епископа Кесарие-Палестинского (260/270-340): его «Хроники», «Жизнь Константина» и, прежде всего, «Церковная история». Евсевий при¬держивался умеренных арианских взглядов и, кроме того, был оригенистом. Необходимо принимать во внимание и то, что он был придворным ис¬ториографом императора Константина и писал как подобает придворному историку. Итак, читая Евсевия, необходимо делать скидку на все эти характерные особенности историка и, учитывая их, определять ту степень доверия, с которой следует относиться к его сочинениям.
От Евсевия принимают эстафету три историка, творившие почти од¬новременно. Первым из них можно назвать Сократа Схоластика (V в). С одной стороны, Сократ несколько сочувствует новатианам, а с другой – его писания характеризуются римофильскими тенденциями. Например, в числе прочего, он утверждает, что Вселенский Собор без соизволения римского епископа состояться не может. Поэтому Сократа весьма любят римо-католики. Он также очень высоко ставит Оригена, выставляет его врагов в неприглядном свете и крайне негативно относится к его осуж-дению.
После Сократа церковную историю писал Ермий Созомен. Созомен свою историю во многом заимствовал у Сократа, хотя и написал ее гораздо более изящным слогом и внес в нее много дополнений и добавок, а также сильно ее «воцерковил». Интересно, что на Сократа он не ссылается вовсе. Это довольно типично для древних авторов, которые часто заимствовали друг у друга целые куски и не считали нужным давать ссылку. С другой стороны, в древности были весьма рас¬пространены так называемые «псевдоэпиграфы» – сочинения, надписан¬ные не именем их настоящего автора, а именами великих древних. Таким образом сочинитель хотел придать своим произведениям больший вес, и это вовсе не было подлогом: автор мог вполне искренне считать, что, живи тот человек, чьим именем он подписал свое сочинение, в его время, он и сам принял бы это сочинение как свое. Один из самых известных псевдо¬эпиграфов – это корпус сочи¬нений, подписанный именем Дионисия Ареопагита.
Последняя история этого периода принадлежит перу блаженного Феодорита Киррского. Он был представителем антиохийской богословской школы и, следовательно, весьма критически относился к Александрии и всему из нее исходящему. Поэтому те сведения, которые он сообщает об александрийских событиях, следует воспринимать с определенной долей осторожности.
Вот основные церковные историки.
Гражданские историки и хронисты. Прокопий Кесарийский – один из самых ученых людей своего време¬ни – был придворным историком императора Юстиниана. Его перу при¬надлежат две группы сочинений: одна из них – это придворная история царствования Юстиниана, написанная в самых хвалебных тонах, а другая – так называемая «Секретная история», которую он писал «в стол», – со¬брание всевозможных сплетен и самых грязных подробностей о жизни Юстиниана и его жены Феодоры. Очевидно, что полного доверия нельзя оказывать ни той, ни другой стороне наследия Прокопия и что истину нуж¬но искать где-то посередине.
Другой пример – это «Алексиада» – сочинение, написанное дочерью императора Алексия Комнена Анной Комненой, повествующее о царство¬вании ее отца (X в.). Это – чрезвычайно ценный источник, написанный ум¬ной, наблюдательной и очень образованной свидетельницей, находившей¬ся в центре событий. Но Анна, обожавшая своего отца, в силу ряда причин ненавидела своего брата – будущего императора Иоанна. Поэтому в ее повествовании Иоанн практически не упоминается, хотя он и играл в собы¬тиях чрезвычайно важную роль. Следовательно, труд Анны Комнены нужно использовать с поправкой на это.
Современное научное изучение. После падения Константинополя на¬чинается культурный упадок во всем право¬славном мире, в то время как Запад продол¬жает наращивать свою культурную мощь. По¬этому нас не должно удивлять, что первые из-дания первоисточников церковной истории вышли на Западе. На Западе же появились и первые сводные труды по всемирной церковной истории. В Риме в на¬чале XVII века для опровержения протестантской концепции церковной истории, написал свой знаменитый труд католический ученый Цезарь Бароний. Созданный с заведомо полемически¬ми целями, да к тому же еще и католиком, он, тем не менее, нашел очень широкий круг читателей. По приказанию императора Петра Великого, он был издан в России в славяно-русском переводе, и у нас в XVIII веке на него ссылались не только православные авторы, но и старообрядцы. В современ¬ных церковно-исторических сочинениях, выхо¬дящие на Западе, встречаются до сих пор ссылки на Барония. Таким образом, труд этого ученого, состав¬ленный очень давно, до сих пор сохраняет свое значение.

Еще большее значение имеет издание первоисточников, которое началось на Западе с самого начала книгопечатания. Самые замечательные успехи это книгоиздательское дело имело, в прошлом веке: сводное издание всех грече¬ских отцов и церковных писателей Patrologia Graeca (PG). Издание это сделал французский аббат Минь в середине прошлого века. В нем 162 то¬ма. Как правило, творения греческих отцов снабжаются в этом издании латинскими переводами, а, кроме то¬го, там даются всякие ценные примечания, научные диссертации в приложениях, индек¬сы и т. д. Это издание до сих пор не превзой¬дено по объему. Дело в том, что аббат Минь ставил себе целью издать все, что можно. Современные издатели древних текстов себе та¬кой цели не поставят, потому что относятся к своей задаче с гораздо большей основательностью. Для того чтобы издать текст какого-нибудь святоотеческого творения, они пере¬смотрят все его рукописи, какие имеются в библиотеках мира. Если это творение было по-пулярно, и, следовательно, если сохранились десятки его рукописей, то задача издателя становится очень трудной. Вот почему и в на¬ше время Минь остается непревзойденным по полноте собранием греческих отцов. Однако научная недостаточность этого издания стала ощущаться очень рано, и уже в XIX века появи-лись серии, которые ставили себе целью хотя бы в какой-то части заменить патрологию Миня. Так в Берлине издавалась и до сих пор из¬дается серия, которая называется «Греческие христианские писатели трех первых веков». Впоследствии цели издателей этой серии рас¬ширились, и она стала включать в себя писа¬телей последующих веков. С 40-х гг. нашего века в Париже выходит замечательная серия «Христианские источники». В этой серии вышло уже около 550 томов. Там выходят в основном греческие христианские писатели древности, но наряду с ними также латин-ские, сирийские, армянские и иные. Восточ¬ные церковные писатели издаются в этой серии в одном только французском переводе. Грече¬ские и латинские отцы издаются в оригинале, с параллельным переводом. Некоторые тексты, причем важнейшие, были впервые изданы в этой серии. Например, в ней вышло полное собрание творений преп. Симеона Нового Бого¬слова. Так что историко-церковная наука не стоит на месте, и последние десятилетия ознаменованы новыми и значительными ее успехами.
Однако Россия все последние десятилетия была выключена из мировой научной жизни в области церковной истории так же, как и в области других богословских наук. Дореволю¬ционная русская наука имела замечательные достижения и была вполне на уровне мировых стандартов.
Можно сказать, что русская эмиграция исполнила свое историческое назначение и сейчас, фактически сходя со сцены, она все самое лучшее, что создала, передает Родине.
И, конечно, мы должны использовать достижения православных уче¬ных других стран, скажем греков, сербов (в Сербии в настоящее время существует очень неплохая богословская школа). Мы ни в коем случае не должны чуждаться трудов ученых западных вероисповеданий, потому что запад¬ная наука, прежде всего католическая, но также в какой-то мере и протестантская, – тоже имеет свои большие заслуги. Можно утверждать, что традицией нашей русской науки является использование всего истинно ценного, что есть в науке западной. Так по¬ступал уже, например, святой Димитрий Рос¬товский, который переводил жития святых, в основном, с иезуитских изданий Общества болландистов.
Православная наука других стран тоже разви¬вается во взаимодействии с западной неправо¬славной наукой. Например, в современной Греции выходят две серии, два собрания творений греческих святых отцов (одна серия выходит в Афинах, другая – в Салониках). И вот, в обеих сериях тексты святых отцов перепечатываются в основном из западных изданий просто потому, что других изданий нет. Но, конечно, и со¬временные греки участвуют посильно в деле издания святоотеческих текстов, до сих пор неизданных – так же, как в этом участвуют сербы, так же, как до революции и русские ученые тоже издали некоторое число святооте¬ческих творений.

Студентам духовных школ

  1. Комментариев пока нет.
  1. Трекбеков пока нет.
Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.


Rambler's Top100 Рейтинг Сайтов YandeG

seo analysis Рейтинг сайтов Культура / Искусство


Tatarstan.Net - все сайты Татарстана Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Церкви.com Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU